Показать шапку
Скрыть шапку

Происхождение примечаний

Уитнесс Ли отдал 10 лет своей жизни тому, чтобы написать примечания ко всем книгам Нового Завета — с 1974 по 1984 гг. Главная его работа в эти годы состояла в том, чтобы писать примечания к книгам Нового Завета. Каждые шесть месяцев он проводил в США обучение по той или иной книге. Святые, приезжая на эти обучения, получали Вос­становительный перевод очередной книги Нового Завета в виде отдельного тома. Затем в 1985 году все эти отдельные тома были опубликованы под одной обложкой как Восстановительный перевод Нового Завета. В 1991 году вышло второе и на сегодняшний день последнее издание Восстановительного перевода. В него было добавлено много новых приме­чаний. Нынешнее русское издание Восстановительного перевода представляет собой точное отображение английского издания 1991 года.

Работа над переводом примечаний на русский язык продолжалась пять с половиной лет. Переводить примечания было довольно сложно, по­скольку все они взаимосвязаны и переводить одно примечание в отрыве от другого нельзя. Поэтому переводчики прилагали максимум усилий для того, чтобы перевод был как можно более точным и последовательным не только в тексте, но и в примечаниях.

Функция примечаний

Функция примечаний состоит в том, чтобы откры­вать Слово Божье. В Пс. 118:130 сказано: «Откровение Твоих слов просвещает». Чтобы произошло просвещение, о котором говорится в этом стихе, то есть чтобы мы получили свет, необходимо откровение Божьих слов. Иначе говоря, необхо­димо, чтобы Слово Божье было открыто для нас. Функ­ция примечаний состоит не в том, чтобы добавить что-то к тексту Нового Завета или заменить что-то в тексте Нового Завета, а в том, чтобы открыть нам это слово, сделать его понятным для нас. Двое учеников в Лк. 24, не понимали Божье Слово, пока Господь не открыл им Писания (ст. 32, 45). Эфиоп в Деян. 8 читал Божье Слово и не понимал его, пока Филипп не объяснил ему, о чём говорится в этой части Слова (ст. 30-35). Если мы хотим полу­чить свет, Божье Слово должно быть открыто для нас.
В Книге Неемии описывается, как дети Израиля, вернувшись из плена, начали снова читать и откры­вать для себя Слово Божье. Если бы они читали его просто так, как оно написано, они не смогли бы понять его. Поэтому, как сказано в 8:7-8, те, кто имел откровение, читая народу Слово, «поясняли» и «присоединяли толкование», «и народ понимал прочитанное». Функция примечаний состоит в том, что­бы сделать Слово Божье понятным, читаемым для нас. Мы переводим Библию на свой родной язык, чтобы понимать её, и точно так же нам нужны примечания, чтобы облегчить нам понимание Слова Божьего.

Примеры примечаний

Рассмотрим несколько примеров того, как примечание может открыть нам Слово Божье.

Пример первый

Восьмая глава Послания к римлянам показывает нам божественное раздаяние Триединого Бога в трёхчастного человека. В стихе 10 говорится: «Если Христос в вас… дух есть жизнь». На первом этапе божественного раздаяния Бог вкладывает себя как жизнь в наш дух. Затем, в стихе 6 говорится: «Разум, обращённый к духу, [есть] жизнь и мир». На втором этапе Бог раздаёт Себя как жизнь в нашу душу, ведущей частью которой является разум. Наконец, в стихе 11 говорится: «Тот, кто воскресил Христа Иисуса из мёртвых, оживотворит и ваши смертные тела». Это третий, последний этап божественного раздаяния в наше трёхчастное существо, когда Бог как жизнь, распространяясь из духа через душу, достигает тела.

Если вы не увидели, что Триединый Бог раз­даёт Себя как жизнь в трёхчастного человека, то вы ещё не поняли Послание к римлянам. Однако кто мог бы, просто читая Послание к римлянам, сделать это потрясающее открытие? Чтобы увидеть нечто подобное, нужно посвятить много лет внимательному изучению Божьего Слова. Толкование Библии — это крайне серьёзное и ответственное дело, и не стоит думать, что кто угодно может раскрыть Библию и начать толковать её так, как ему будет угодно. Библию нужно толковать с помощью самой Библии, а для этого нужно очень хорошо её знать. За по­следние двадцать столетий было много людей, которые отдавали свою жизнь тому, чтобы самым тщательным образом изучить Библию. Се­годня мы пожинаем плоды их трудов. Нам не нужно с самого начала повторять тот путь, который про­шли они. Сегодня всё это есть у нас в готовом виде, это лежит перед нами в Восстановительном пере­воде, и мы можем просто читать это и наслаждаться этим.

Пример второй

Сколько раз в своей жизни вы читали первую главу Евангелия от Иоанна? Наверняка вы читали её много раз. Вы когда-нибудь обращали внимание, что в этой главе показаны пять величайших событий в истории вселенной от вечности в прошлом до вечности в будущем? В стихе 3 показано сотворение, в стихе 14 — воплощение, в стихе 29 — искупление, в стихе 32 — то, что Христос стал Духом, и, наконец, в стихе 51 показано домостроительство полноты времён, когда то, что на небесах, и то, что на земле, будет возглавлено в Христе и когда Христос будет лестницей, соединяющей землю с небесами. Первая глава Евангелия от Иоанна — это удивительная история вселенной, которая начинается в вечности в прошлом с Бога, который имел божественность, но не имел человечества, и доходит до вечности в будущем, в которой Сын Человеческий, имеющий и божественность, и человечество явля­ется центром для сообщения между небом и землёй и для союза Бога и человека.

Пример третий

Вы когда-нибудь видели, что Евангелие от Иоанна — это путешествие по скинии? Но это действительно так. Иоанн проводит нас по скинии — от жертвенника на внешнем дворе до святого святых. Прочитайте в Восстановительном переводе примечание 14 в Ин. 1 (абзац 3). Там показано всё это путешествие.

Пример четвёртый

В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: «Один из воинов копьём пронзил Ему [то есть Иисусу] бок, и сразу же вышла кровь и вода». Что это значит? Некоторые комментаторы используют этот стих для рассуждений о том, какой именно бок Иисуса пронзил копьём воин: левый или правый. К счас­тью, сегодня мы знаем значение этого стиха. Кровь нужна для искупления, вода нужна для наделения жизнью, но мало кто видит это. Однако сегодня это потря­саю­щее откровение лежит перед нами.

Пример пятый

Один из самых ярких примеров того, как примечания помогают открыть Писания, — это родословие Христа в первой главе Евангелия от Матфея. Когда мы начинаем читать её, что мы способны увидеть? Мы видим только то, что Авраам родил Исаака, а Исаак родил Иакова. Какое значение имеет это родословие для нашего субъективного переживания Христа? Традиционно этот отрывок считается одним из самых скучных мест в Новом Завете. Однако попробуйте прочитать это родосло­вие вместе с примечаниями, и вы увидите, что оно наполнено чудеснейшими откровениями. Напри­мер, в стихе 5 говорится: «Овид родил Иессея». Кто такой Иессей? В Ис. 11 Христос, с одной стороны, назван побегом из ствола Иессея и Ветвью из его корней (ст. 1, букв.), а с другой стороны — корнем Иессея (ст. 10). Иессей был укоренён в Христе, и за счёт этого он мог производить, выращивать Христа. Это означает, что, если мы хотим, чтобы от нас исходил Христос, нам необходимо, чтобы Христос был нашим корнем, нашим единственным источ­ником снабжения.

Это чудесное откровение. Однако увидеть его в родословии Христа не так просто. Но, слава Господу, сегодня мы можем получить все эти откровения из примечаний в Восстановительном переводе. Нам нужно углубляться во все эти откро­вения, погружаться в них и впитывать их в себя. Восстановительный перевод — это чудесное сокровище, которое сегодня находится у нас в руках. Теперь нам нужно, чтобы оно вошло внутрь нас.

ПЛАНЫ

Каждая книга Нового Завета в Восстановительном переводе снабжена планом. Значение планов обычно недооценивают. План помогает нам увидеть общую картину всей книги, понять её внутреннюю структуру, выделить в ней главное. План нужен не просто для того, чтобы читателю было легче найти то или иное место в Новом Завете; план помогает увидеть «скелет» книги, её стержень.

Зачастую план уже сам по себе может стать источником откровения. Так, например, план Еван­гелия от Иоанна показывает, что это Евангелие состоит из двух частей. Первая часть включает в себя главы с первой по тринадцатую и обозначена в плане так: «Вечное Слово, воплотившись, приходит, чтобы принести Бога в человека». Вторая часть включает в себя главы с четырнадцатой по двадцать первую и называется так: «Иисус распятый и Христос воскрешённый уходит приготовить путь, чтобы принести человека в Бога, и приходит как Дух, чтобы пребывать и жить в верующих для по­строения Божьего жилища». Евангелие от Иоанна — это большая книга, описывающая много событий и содержащая множество подробностей. В этой книге легко «потеряться». Но эти два пункта плана высвечивают центральное откровение этого Евангелия, а именно: Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом для образования божественно-человеческой совокупности, в которой Бог обитает в человеке, а человек обитает в Боге. Если вы увидите это центральное откровение, вы никогда не «поте­ряетесь» в этой книге. Ничто не сможет отвлечь вас от стержня.

ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ССЫЛКИ

Перекрёстные ссылки в Восстановительном переводе бывают нескольких типов. Есть ссылки на источник цитаты в Ветхом Завете, ссылки на параллельные места в Евангелиях, ссылки на стихи, содержащие то же  слово или выражение, и ссылки на стихи, содержащие сходное духовное откровение.

Ссылки на источник цитаты

в Ветхом Завете

Иногда в Новом Завете цитируется Ветхий Завет. Например, в Мф. 2:6 цитируется Ветхий Завет: «И ты, Вифлеем, земля Иуды, отнюдь не малейший среди предводителей Иуды; ибо из тебя выйдет  Правитель, который будет пасти Мой народ, Израиля». Перекрёстная ссылка 6а указывает источ­ник цитаты — Мих. 5:2.

Ссылки на параллельные места

в Евангелиях

Когда одно и то же событие описывается сразу в нескольких Евангелиях, отрывки, в которых оно описывается, называют параллельными местами. Например, в Лк. 18:35-43 описывается исцеление Господом слепого. Параллельные места есть в Еван­гелиях Матфея и Марка. Перекрёстная ссылка 35а указывает на них — Мф. 20:29-34 и Мк. 10:46-52.

Ссылки на стихи, содержащие то же слово или выражение

Это самый распространённый вид перекрёстных ссылок в Восстановительном переводе. Например, в Флп. 3:14 Павел пишет: «Стремлюсь к цели за наградой, к которой Бог в Христе Иисусе призвал меня вверх». Перекрёстная ссылка 14 к слову «призвал» указывает на три стиха: Рим. 8:28 , Евр. 3:1 и 2 Тим. 1:9. Все эти три стиха содержат слово «призвать» или «призвание». Разумеется, эти слова употребляются и во многих других стихах, но здесь отобраны три наиболее важных стиха, в которых они употреблены в том же смысле, что и в Флп. 3:14.

Ссылки на стихи, содержащие сходное духовное откровение

Это второй по распространённости вид ссылок в Восстановительном переводе. Используем в ка­честве примера тот же стих Флп. 3:14. Ссылка 14 к слову «стремлюсь» указывает на четыре стиха. Из них только первый — Флп. 3:12 — содержит то же слово («но я стремлюсь»); остальные три — 1 Кор. 9:24, 26 и 2 Тим. 4:7 — не содержат слово «стре­миться», но тоже говорят о христианской жизни как о состязании в беге, то есть содержат сходное духовное откровение.

Примечания к книгам Нового Завета

Примечания к книгам Ветхого Завета

Как пользоваться сайтом
Библия андроид-приложение, 1.58
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии