Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «1-е послание Петра»
1 2 3 4 5
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Имя «Пётр» обозначает возрождённого и духовного человека Петра, а имя «Симон» — его природного человека, каков он от рождения (Ин. 1:42; Мф. 16:17-18).

  • Апостол к иудеям (Гал. 2:8).

  • Или: «скитальцам». Строго говоря, в этой книге так называются верующие из иудеев. Они были скитальцами, чужеземцами, рассеянными в языческом мире (1 Пет. 2:11-12). Однако, в принципе, пришельцами можно считать всех верующих и из иудеев, и из язычников, потому что все они небесные пришельцы, временно живущие на земле как чужеземцы. Эти пришельцы являются Божьими избранниками, людьми, которых Бог согласно Своему предузнанию (ст. 2) избрал из человеческого рода, из всех племён (Отк. 5:9-10).

  • Термин, знакомый всем иудеям, рассеянным среди народов, из чего видно, что это Послание было написано для верующих из иудеев. Он происходит от греческого слова, означающего «рассеять» или «разбросать»; его корень означает «сеять». Подразумевается, что рассеявшиеся иудеи были посеяны как семена среди язычников.

  • Все пять упоминаемых здесь провинций находились в Малой Азии, между Чёрным и Средиземным морями.

  • В обоих Посланиях Петра (2 Пет. 3:1) говорится о Божьем правлении. Правление Бога является вселенским и производит работу над всеми Его тварями, чтобы у Него была внешне и внутренне чистая вселенная (2 Пет. 3:13), что позволит Ему выражать Себя. В новозаветном веке эта работа начинается с Его избранных людей, Его избранного народа, Его семьи (1 Пет. 4:17), и особенно с Его избранных пришельцев, рассеянных и живущих среди народов, среди язычников, в качестве Его свидетельства. Поэтому в этих двух книгах подчёркивается, что верующие избраны (1 Пет. 2:9; 5:13; 2 Пет. 1:10). Будучи Божьим избранным родом, Божьим выбором, Божьим особенным владением, рассеянные и избранные пришельцы должны видеть, что они подвергаются Божьей правительственной работе с положительной целью, какими бы ни были их обстановка и окружение. Что бы ни происходило с ними, будь то гонение или любое другое испытание или страдание (ст. 6; 5:9), — это лишь часть драгоценной правительственной работы Бога. Такое видение усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит их (1 Пет. 5:10), чтобы они росли в благодати (2 Пет. 3:18).

  • Здесь раскрывается божественное домостроительство через действие Троицы Божества для участия верующих в Триедином Боге. Избрание Бога Отца — это начало, освящение Бога Духа осуществляет избрание Бога Отца, а искупление Бога Сына, на которое указывает кропление Его крови, — это завершение. Посредством этих шагов верующие были избраны, освящены и искуплены и вошли в наслаждение Триединым Богом: Отцом, Сыном и Духом, — в которого они крещены (Мф. 28:19) и чьими добродетелями они наслаждаются (2 Кор. 13:14).

  • Бог избрал нас прежде основания мира, в вечности в прошлом (Эф. 1:4). Таким образом, при этом проявилось божественное предузнание.

  • Т. е. освящением Духа. Это означает, что избрание Бога Отца применяется к Божьим избранникам и осуществляется в них в освящении Духа и освящением Духа; т. е. Дух освящает человека, побуждая его покаяться и обратиться к Богу, и тем самым делает его Божьим избранником.

  • Под освящением Духа здесь понимается не то освящение Духа, которое следует за оправданием через искупление Христа (второе освящение раскрыто в Рим. 6:19, 22; 15:16). Здесь освящение Духа, выступающее на первый план в этой главе, где акцент делается на святости (ст. 15-16), стоит перед послушанием Христу и верой в Его искупление, т. е. перед оправданием через искупление Христа (1 Кор. 6:11); отсюда видно, что послушание верующих, приводящее к вере в Христа, является результатом освящающей работы Духа. Освящение Духа в его различных аспектах всесторонне раскрыто во 2 Фес. 2:13 его цель состоит в том, чтобы Божьи избранные люди обрели Божье полное спасение. Божье полное спасение осуществляется в сфере освящения Духа.

  • В связи с тремя шагами, которые Триединый Бог предпринял, чтобы привести Своих избранных людей к участию в Его полном спасении, употреблены три различных предлога: «согласно» указывает на основание, опору; «в» — на сферу; а «к» — на цель, результат. Послушание веры (Рим. 1:5; 16:26) в искупление Христа со стороны верующих и применение к ним кропления крови — это результат освящения Духа, которое основано на избрании Бога Отца.

  • В новозаветном устроении есть кровь Иисуса Христа. Эта кровь противопоставляется крови животных, которая была в ветхозаветном устроении. Верующим из иудеев были знакомы послушание и кропление крови животных при ветхозаветном устроении, но теперь им нужно было осознать, что устроение изменилось и что при новозаветном устроении Моисеев закон и кровь животных были заменены личностью Христа и кровью Христа. Результат такого осознания состоит в том, что верующие слушаются Иисуса Христа и окропляются Его кровью.

  • В прообразе кропление заглаживающей крови ввело окроплённый народ в старый завет (Исх. 24:6-8). Точно так же кропление искупающей крови Христа приводит окроплённых верующих в благословение нового завета, т. е. в полное наслаждение Триединым Богом (Евр. 9:13-14). Это яркая метка, отделяющая окроплённых людей от обычных людей, от людей без Бога.

  • Кровь для кропления обозначает искупление. См. ст. 18-19.

  • Умноженная благодать перекликается с разнообразной благодатью (1 Пет. 4:10) и всякой благодатью (1 Пет. 5:10). Верующие уже получили начальную благодать, однако эта благодать должна умножаться в них, чтобы они участвовали во всякой благодати.

  • Возрождение, подобно искуплению и оправданию, является одним из аспектов Божьего полного спасения. Искупление и оправдание разрешают проблему, существующую между нами и Богом, и примиряют нас с Богом; возрождение оживляет нас Божьей жизнью, приводя нас к жизненным отношениям с Богом, к органическому союзу с Ним. Поэтому возрождение имеет своим следствием и результатом живую надежду. Такое возрождение совершается через воскресение Христа из мёртвых. «Воскресение Христа, принёсшее жизнь и дар животворящего Духа, — это то, что делает возможным новое рождение к живой надежде» (Г. Алфорд).

  • Указание на следствие, результат или цель.

  • Надежда на будущее в нашей сегодняшней жизни пришельцев — надежда не на какие-то объективные вещи, а надежда на жизнь, причём на вечную жизнь, со всеми бесконечными божественными благословениями. Такая надежда должна побуждать нас в совершенстве возлагать надежду на грядущую благодать (ст. 13).

    Живую надежду, надежду жизни, которая пришла к возрождённым верующим в результате возрождения, можно уподобить разнообразным ожиданиям в отношении будущего, которые приходят к родителям в результате рождения новорождённого; все такие ожидания основываются на жизни новорождённого. Точно так же та жизнь, которую мы, верующие, получили в результате возрождения, позволяет нам иметь надежду с многочисленными аспектами в отношении этого века, грядущего века и вечности. В этом веке у нас есть надежда на то, что мы будем расти в жизни и становиться зрелыми, на то, что наши дары проявятся, на то, что мы будем осуществлять свои функции, преобразовываться, побеждать, на то, что мы будем искуплены в своём теле и войдём в славу. В грядущем веке у нас есть надежда на то, что мы войдём в царство, будем царствовать с Господом и будем наслаждаться благословениями вечной жизни в проявлении царства небес. В вечности у нас есть надежда на то, что мы будем в Новом Иерусалиме, где мы будем полностью участвовать в завершённых благословениях вечной жизни в её окончательном проявлении в вечности. Эта живая надежда, надежда жизни, основывается на вечной жизни, которую мы получили в результате возрождения. Только божественная жизнь может позволить нам расти в божественной жизни, пока мы не достигнем в своём росте действительности той надежды, которую приносит нам эта жизнь. Таким образом мы обретём те различные благословения, о которых говорилось выше, как наше наследие — нетленное, неосквернённое и неувядающее и хранимое вовеки (ст. 3-4).

  • Когда Христос был воскрешён, все мы, Его верующие, были включены в Него. Следовательно, мы были воскрешены вместе с Ним (Эф. 2:6). В Своём воскресении Он вложил в нас божественную жизнь и сделал нас такими же, как Он (см. прим. Ин. 20:173). Это основной фактор нашего возрождения.

  • Выражение «к наследию» является здесь приложением к выражению «к живой надежде» в ст. 3. Живая надежда, приходящая в результате возрождения, — это наше ожидание грядущего благословения; наследие — это исполнение нашей надежды в грядущем веке и в вечности.

  • См. прим. Деян. 20:32 и прим. Деян. 26:18. Это наследие включает в себя грядущее спасение наших душ (ст. 5, 9), благодать, которую мы получим при откровении Господа (ст. 13), славу, которая должна открыться (1 Пет. 5:1), неувядающий венок славы (1 Пет. 5:4) и вечную славу (1 Пет. 5:10). Все эти элементы нашего вечного наследия связаны с божественной жизнью, которую мы получили в результате возрождения и которая является нашим переживанием и наслаждением на протяжении всей нашей христианской жизни. «Это наследие есть полное обладание тем, что было обещано Аврааму и всем верующим (Быт. 12:3 см. Гал. 3:6 и следующие стихи); это наследие настолько выше того, которое выпало на долю детей Израиля, овладевших Ханааном, насколько сыновство возрождённых, уже получивших через веру обещанного Духа в залог своего наследия, выше сыновства Израиля: ср. Гал. 3:18, 29; 1 Кор. 6:9; Эф. 5:5; Евр. 9:15» (А. Визингер, цитируется Г. Алфордом).

  • Это наследие является нетленным по своей природе — оно не подвержено разрушению, распаду; неосквернённым по своей чистоте — оно незапятнанно; неувядающим по красоте и славе — оно не блёкнет. Таковы превосходнейшие качества нашего вечного наследия в жизни. Судя по всему, эти качества связаны с Божественной Троицей: слово «нетленное» связано с природой Отца, подобной золоту, слово «неосквернённое» — с состоянием, которое сохраняется благодаря освящающей работе Духа, а слово «неувядающее» — со славным выражением Сына.

  • Сохраняющемуся благодаря тому, что оно оберегается.

  • Военный термин; букв. «находящихся под охраной гарнизона».

  • Букв. «в силе», т. е. в результате силы; отсюда — перевод «силой».

  • Божья сила является причиной того, что мы оберегаемы. Вера в свою очередь является средством, благодаря которому оберегающая нас Божья сила становится действенной.

  • В отношении нашего грядущего спасения в греческом тексте здесь употреблены три различных предлога. Первый передан творительным падежом («силой») и указывает на причину; второй переведён как «через» и указывает на средство, а третий переведён как «к» и указывает на результат.

  • Не спасение от вечной гибели, а спасение наших душ от устроительного наказания в виде правительственных мер Господа (ст. 9 и прим. 1 Пет. 1:9). Полное спасение Триединого Бога осуществляется в три этапа и включает в себя много элементов:
    1) Начальный этап, этап возрождения, состоящий из искупления, освящения (по положению — ст. 2; 1 Кор. 6:11), оправдания, примирения и возрождения. На этом этапе Бог оправдал нас через искупление Христа (Рим. 3:24-26) и возродил нас в нашем духе Своей жизнью посредством Своего Духа (Ин. 3:3-6). Так мы получили вечное спасение Бога (Евр. 5:9) и Его вечную жизнь (Ин. 3:15) и стали Его детьми (Ин. 1:12-13), которые не погибнут вовек (Ин. 10:28-29). Это начальное спасение спасло нас от Божьего осуждения и от вечной гибели (Ин. 3:18, Ин. 3:16).
    2) Последующий этап, этап преобразования, включающий в себя свободу от греха, освящение (в основном по предрасположенности — Рим. 6:19, 22), рост в жизни, преобразование, созидание и созревание. На этом этапе Бог освобождает нас от господства обитающего в нас греха, т. е. от закона греха и смерти, законом Духа жизни посредством того, что действенность смерти Христа субъективно работает в нас (Рим. 6:6-7; 7:16-20; 8:2); освящает нас Своим Святым Духом (Рим. 15:16), Своей святой природой, посредством Своего наказания (Евр. 12:10) и Своего суда в собственном доме (1 Пет. 4:17); побуждает нас расти в Его жизни (1 Кор. 3:6-7); преобразовывает нас, обновляя внутренность нашей души животворящим Духом (2 Кор. 3:6, 17-18; Рим. 12:2; Эф. 4:23), посредством работы всего (Рим. 8:28); состраивает нас в духовный дом для Своего обитания (1 Пет. 2:5; Эф. 2:22); и делает нас зрелыми в Его жизни (Отк. 14:15 и прим.) для завершения Своего полного спасения. Тем самым мы освобождаемся от власти греха, мира, плоти, нашего «я», души (природной жизни) и индивидуализма и достигаем зрелости в божественной жизни для исполнения Божьего вечного замысла.
    3) Завершающий этап, этап прославления, включающий в себя искупление (преображение) нашего тела, сообразность с Господом, прославление, наследование Божьего царства, участие в царствовании Христа и высшее наслаждение Господом. На этом этапе Бог искупит наше падшее и растлённое тело (Рим. 8:23), преобразив его в тело Христовой славы (Флп. 3:21); сообразует нас со славным образом Своего первородного Сына (Рим. 8:29), сделав нас целиком и полностью подобными Ему в нашем возрождённом духе, преобразованной душе и преображённом теле, и прославит нас (Рим. 8:30), погрузив нас в Свою славу (Евр. 2:10), чтобы мы вошли в Его небесное царство (2 Тим. 4:18; 2 Пет. 1:11), в которое Он призвал нас (1 Фес. 2:12), и унаследовали это царство как высшую долю Его благословения (Иак. 2:5; Гал. 5:21) — более того, чтобы мы царствовали с Христом и были царями вместе с Ним, участвуя в Его царствовании над народами (2 Тим. 2:12; Отк. 20:4, 6; 2:26-27; 12:5) и разделяя Его царственную радость в Его божественном правлении (Мф. 25:21, 23). Таким образом наше тело будет освобождено от рабства тления старого творения в свободу славы Божьего нового творения (Рим. 8:21), а наша душа перейдёт из сферы испытаний и страданий (ст. 6; 4:12; 3:14; 5:9) в новую сферу, полную славы (1 Пет. 4:13; 5:10), и обретёт в качестве своей доли и наслаждения всё, чем Триединый Бог является, всё, что Он имеет, что Он совершил, чего Он достиг и что приобрёл.
    Таково спасение наших душ — спасение, готовое открыться нам в последнее время; такова благодать, приносимая нам при откровении Христа в славе (ст. 13; Мф. 16:27; 25:31). Такова цель нашей веры. Божья сила способна оберегать нас к этому, чтобы мы достигли её (ст. 9). Мы должны дожидаться такого удивительного спасения (Рим. 8:23) и готовить себя к его великолепному откровению (Рим. 8:19).

  • Время Господнего пришествия (ст. 7).

  • Имеется в виду последнее время, о котором говорится в ст. 5.

  • Страдания, которые становятся испытаниями, призванными испытать качество. Цель этой книги состоит в том, чтобы утвердить и укрепить страдающих верующих, которые были избраны Богом, освящены от мира для Бога Духом, окроплены искупающей кровью Христа и возрождены Богом Отцом к живой надежде, к наследию, хранимому для них на небесах (ст. 1-4), однако всё ещё являются пришельцами, живущими на земле как на чужбине (ст. 1, 17; 2:11). В их жизни пришельцев страдания неизбежны. Бог использует эти страдания, чтобы проверить и испытать веру верующих (ст. 7), выяснить, последуют ли они примеру Христа — будут ли они страдать за то, что делают добро (1 Пет. 2:19-23; 3:14-18). Страдания дают возможность вооружить их мыслью против плоти, чтобы они жили не в человеческих вожделениях, а в воле Божьей (1 Пет. 4:1-2), чтобы они приобщались к страданиям Христа и радовались при откровении Его славы (1 Пет. 4:12-19), чтобы они были свидетелями страданий Христовых (1 Пет. 5:1) и чтобы они были усовершенствованы, утверждены, укреплены и упрочены для вечной славы, в которую Бог призвал их (1 Пет. 5:8-10). Это совершается полностью под Божьим правлением, чтобы Бог произвёл суд над Своими избранными людьми (ст. 17), начав суд с собственного дома (1 Пет. 4:17). Следовательно, эту книгу можно также считать книгой о Божьем правлении.

  • Т. е. испытание в расчёте на одобрение. К хвале должна оказаться не сама вера, а её испытание, её проверка. (Это подобно тому, как на экзамене в школе проверяют учёбу ученика: одобренным оказывается экзамен, а не сама учёба ученика.) Разумеется, одобрение веры вытекает из надлежащей веры. Акцент здесь делается не на вере, а на проверке веры испытаниями, которые приходят через страдания.

  • В своих двух Посланиях Пётр представляет нам пять драгоценностей:
    1) драгоценный камень, т. е. Самого Господа (1 Пет. 2:4, 6-7);
    2) драгоценную кровь (ст. 19);
    3) драгоценные обещания (2 Пет. 1:4);
    4) драгоценную веру (2 Пет. 1:1);
    5) драгоценную проверку (ст. 7).

  • Различные испытания в ст. 6 постигают нас для того, чтобы проверка нашей веры привела к хвале, славе и чести при откровении Господа.

  • Сегодня Господь с нами (Мф. 28:20), но Его присутствие скрыто, неявно. Его возвращение будет Его откровением, когда все открыто увидят Его. Тогда будет открыт не только Он, но и проверка нашей веры.

  • То, что верующие любят Того, кого не видели, — это чудо и тайна.

  • Мы любим Того, кого не видели, благодаря тому, что верим, благодаря той самой вере, которая перелилась в нас, когда мы услышали живое слово (Гал. 3:2). Поэтому, как сказано в ст. 7, эта вера подвергается проверке, испытанию.

  • Радость, полная славы, — это радость, погружённая в славу; таким образом, это радость, полная выраженного Господа.

  • С точки зрения грамматики эти слова продолжают ст. 8, но с точки зрения факта они связаны со ст. 7. Когда проверка нашей веры оказывается к хвале, славе и чести, это приводит к тому, что мы получаем цель нашей веры, т. е. спасение наших душ.

  • Мы состоим из трёх частей: духа, души и тела (см. прим. 1 Фес. 5:23 и прим. Евр. 4:12). Наш дух был спасён посредством возрождения (Ин. 3:5-6). Наше тело будет спасено, искуплено, посредством грядущего преображения (Флп. 3:21; Рим. 8:23). Наша душа будет спасена от страданий и войдёт в полное наслаждение Господом при Его откровении, т. е. при Его возвращении. Для этого мы должны отречься от своей души, от своей душевной жизни, со всеми её удовольствиями в этом веке, чтобы обрести её в наслаждении Господом в грядущем веке (Мф. 10:37-39; 16:24-27; Лк. 17:30-33; Ин. 12:25). При откровении Господа некоторые верующие, пройдя через Его судный престол, войдут в радость Господа (Мф. 25:21, 23; 24:45-46), а некоторые будут страдать в плаче и скрежете зубов (Мф. 25:30; 24:51). Войти в радость Господа — это спасение наших душ (Евр. 10:39 и прим. Евр. 10:39). Это спасение более драгоценно, чем спасение тела, получения которого ожидают дети Израиля.

  • Пётр, подобно Господу (Лк. 24:25-27, 44-46), использовал ветхозаветных пророков, чтобы подтвердить своё учение о новозаветном спасении.

  • Синоним слова «спасение» в этом стихе. См. прим. 1 Пет. 1:13. К слову «благодать» см. прим. Ин. 1:14 и прим. 1 Кор. 15:10.

  • Исследования пророков представляли собой предварительное применение Духом Божьего спасения в Ветхом Завете.

  • Ветхозаветные пророки исследовали, которое и какое время показывал в них Дух в связи с удивительной работой Христа, совершённой посредством Его страданий и славы. В конечном итоге им было открыто, что все эти удивительные вещи они преподносили в своём служении не себе, а новозаветным верующим (ст. 12).

  • В пользующемся большим авторитетом Ватиканском кодексе слово «Христа» опущено. Это опущение соответствует новозаветному откровению о Духе. Однако другие авторитетные рукописи содержат в своём тексте слово «Христа». В новозаветном откровении Духом Христа называется Дух после воскресения Христа (Рим. 8:9-11). До воскресения Христа того Духа, который есть не только Дух Божий, но и Дух Христа, ещё не было (Ин. 7:39). Дух Христа — это Дух Божий, в состав которого посредством смерти и воскресения Христа были добавлены эти смерть и воскресение с тем, чтобы их можно было применять к Его верующим и вкладывать в них. Хотя составление Духа Христа является устроительным, т. е. с точки зрения устроения Дух Христа был составлен посредством смерти и воскресения Христа и из Его смерти и воскресения в новозаветное время, функция Духа Христа является вечной, потому что это — вечный Дух (Евр. 9:14). Это подобно кресту Христа: если рассматривать его как событие, то он совершился во время смерти Христа, однако его функция является вечной; поэтому, с вечной точки зрения Бога, Христос был заклан от основания мира (Отк. 13:8). В ветхозаветные времена Дух Божий как Дух Христа показывал время, связанное со смертью и воскресением Христа, пророкам, которые совершали свои изыскания и старательные исследования относительно страданий Христа и Его славы.

  • Христос сначала пострадал, а затем вошёл в славу (Лк. 24:26). Мы должны следовать Его примеру и идти по тем же стопам (1 Пет. 4:13; Рим. 8:17). Страдания Христа, которые были открыты пророкам и о которых они пророчествовали в Пс. 22:1, 6-8, 12-18; Ис. 53:2-10, 12; Дан. 9:26 и Зах. 12:10; 13:6-7, необходимы для совершения Божьего искупления, которое, что касается отрицательной стороны, решило все проблемы между человеком и Богом и положило конец старому творению, а что касается положительной стороны — высвободило вечную жизнь Бога для исполнения Его вечного замысла.

    Слава Христа (см. прим. 1 Пет. 1:116) необходима для Его прославления, которого Он просил у Отца перед Своим распятием (Ин. 17:1) и которое служит исполнению Божьего новозаветного домостроительства для осуществления Божьего вечного замысла. Когда страдания Христа и прославление Христа славой на разных этапах — эти факторы Божьего полного искупления и спасения — применяются к нам и переживаются нами, это и есть спасение, о котором говорится в ст. 5, 9, 10. Это то, относительно чего пророки в Ветхом Завете совершали свои изыскания и старательные исследования, то, что им открыл Дух Христа, то, что в Новом Завете благовествовали Святым Духом апостолы, и то, во что жаждут вникнуть ангелы (ст. 12).

  • Букв. «к Христу». Страдания, которые вытерпел Христос, были назначены Ему Богом (Ис. 53:10); следовательно, это Его страдания, страдания, принадлежащие Ему.

  • Букв. «славах». Имеется в виду слава на разных этапах: слава в Его воскресении (Лк. 24:26; Деян. 3:13), слава в Его вознесении (Деян. 2:33; Евр. 2:9), слава в Его втором пришествии (Отк. 18:1; Мф. 25:31) и слава в Его царствовании (2 Тим. 2:12; Отк. 20:4, 6). Вся эта слава показана в Пс. 16:8-10; 22:21-22; 118:22-24, 118:26; 110:1, 4; Зах. 14:4-5; Дан. 7:13-14 и Пс. 24:7-10; 72:8-11.

  • Имеются в виду страдания Христа и Его слава, о которых говорится в ст. 11.

  • Благовествование апостолов — это практическое применение Духом Божьего спасения в Новом Завете.

  • Греческое слово описывает действие кого-либо, кто наклоняется и вытягивает шею, чтобы посмотреть на какое-либо удивительное зрелище. Это показывает, с каким интересом ангелы наблюдают за тем, что связано с Христом и что служит Божьему спасению. Они провозглашали и праздновали рождение Спасителя (Лк. 2:8-14), они радуются, когда грешники каются и получают спасение (Лк. 15:10), и они счастливы служить тем, кто наследует спасение (Евр. 1:14; Деян. 12:15; Мф. 18:10).

  • Стихи 3-12 — это длинное предложение, являющееся благословением (благими словами) о Боге Отце, которое раскрывает нам Его удивительное и превосходное спасение, начиная с возрождения нашего духа (ст. 3) и заканчивая спасением нашей души (ст. 9), совершённое посредством страданий Христа и Его славы (ст. 11) и применяемое к нам Святым Духом (ст. 12). На этом основании в ст. 13 начинается увещевание, обращённое к тем, кто участвует в полном спасении, осуществляемом Триединым Богом согласно Его домостроительству.

  • Имея спокойный и ясный разум, будучи способны осознавать домостроительство Бога в Его спасении, как оно показано в ст. 3-12, не позволяя страху, беспокойству или какой-либо заботе тревожить нас.

  • Живая надежда, обретённая в результате возрождения (ст. 3).

  • Т. е. на спасение души (ст. 5, 9-10), которое будет завершением Божьего полного спасения. Первое пришествие Господа принесло нам благодать (Ин. 1:17). Его второе пришествие доведёт её до завершённости. На такую благодать мы должны возложить надежду.

  • Как в Рим. 12:2. Слова «не подстраивайтесь» описывают состояние, которое представляет собой ту тропу, по которой идут Божьи избранники как пришельцы.

  • Святой — это Триединый Бог: избирающий Отец, искупающий Сын и освящающий Дух (ст. 1-2). Отец возрождает Своих избранников, вкладывая в них Свою святую природу (ст. 3); Сын искупил их Своей кровью от суетного образа жизни (ст. 18-19); а Дух освящает их согласно святой природе Отца, отделяя их от всего, что не есть Бог (ст. 2), чтобы они благодаря святой природе Отца были святы во всём образе жизни — более того, чтобы они были святы так же, как свят Сам Бог (ст. 15-16).

  • В результате освящения Духа (ст. 2), на основании возрождения (ст. 3), которое приносит нам святую природу Бога и приводит к святой жизни.

  • Мы возрождены Святым, который как Отец призвал нас, и теперь появилась святая семья — святой Отец со святыми детьми. Будучи святыми детьми, мы должны ходить в святом образе жизни. В противном случае Отец станет Судьёй (1 Пет. 4:17) и примет меры в связи с отсутствием у нас святости. Внутренне Он родил нас жизнью, чтобы мы имели Его святую природу; внешне Он воспитывает нас судом, чтобы нам причаститься Его святости (Евр. 12:9-10). Он судит нас согласно нашему делу, согласно нашему поведению, без лицеприятия. Поэтому мы должны проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы. Если мы называем Его нашим Отцом, мы должны также бояться Его как своего Судьи и вести святую жизнь в страхе.

  • Пётр «говорит не об окончательном суде над душой. В этом смысле „Отец и не судит никого, а весь суд отдал Сыну“ [Ин. 5:22]. Здесь говорится о каждодневном суде Божьего правления в этом мире, производимом над Божьими детьми. Соответственно, здесь говорится: „время, в которое вы живёте как пришельцы“» (Дж. Н. Дарби). Это суд Бога над собственным домом (1 Пет. 4:17).

    Поскольку в этих двух Посланиях говорится о Божьем правлении, в качестве одного из основных элементов неоднократно упоминается суд Бога и Господа (1 Пет. 2:23; 4:5-6, 17; 2 Пет. 2:3-4, 9; 3:7). Божий суд начался с ангелов (2 Пет. 2:3-4) и продолжался на протяжении всех человеческих поколений в Ветхом Завете (2 Пет. 2:5-9). В новозаветном веке он начинается с дома Божьего (ст. 17; 2:23; 4:6, 17) и продолжается до наступления дня Господнего (2 Пет. 3:10), т. е. дня суда над евреями, верующими и язычниками перед тысячелетием (см. прим. 2 Пет. 3:123). После тысячелетия все мёртвые, включая людей и бесов, подвергнутся суду и погибнут (1 Пет. 4:5; 2 Пет. 3:7), а небеса и земля будут поглощены огнём (2 Пет. 3:10, 12). Результаты различных судов неодинаковы. Некоторые суды имеют своим результатом воспитательные меры, некоторые — устроительное наказание, а некоторые — вечную гибель (см. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 2). Однако благодаря всем этим судам Господь Бог очистит внешне и внутренне всю вселенную, чтобы у Него были новое небо и новая земля для новой вселенной, которая будет наполнена Его праведностью (2 Пет. 3:13) и будет Его отрадой.

  • Т. е. согласно поведению, согласно поступкам; как в Рим. 3:20; Гал. 2:16.

  • Святой страх, как в Флп. 2:12 т. е. здоровая, серьёзная осмотрительность, которая побуждает нас вести себя свято. Подобный страх не раз упоминается в этой книге (см. ссылки выше), потому что эта книга учит о Божьем правлении.

  • Букв. «серебряным или золотым» (например, монетой).

  • ср. Пс. 130:8

  • Суетный образ жизни противопоставляется святому образу жизни в ст. 15. Как правило, о крови Христа говорится, что она искупила нас от грехов, преступлений, беззакония и от всего греховного (Эф. 1:7; Евр. 9:15; Тит. 2:14). Здесь же показано исключение: кровь Христа искупила нас от нашего старого, суетного образа жизни, потому что здесь подчёркивается не греховность, а образ жизни. Вся глава подчёркивает святой образ жизни, который Божьи избранники должны вести в течение того времени, в которое они живут как пришельцы. Этому служит не только освящение Духа — даже искупление Христа служит тому, чтобы отделить нас от нашего суетного образа жизни, переданного нам от отцов. Зная, что это было достигнуто высочайшей ценой, ценой драгоценной крови Христа, мы должны проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы (ст. 17).

    В нашем старом образе жизни, в нашей жизни в вожделениях (ст. 14), не было ни смысла, ни цели; поэтому он был суетным. Сейчас же наша цель — вести святую жизнь, чтобы выражать Бога в Его святости (ст. 15-16).

  • Кровь Христа, которая окропила нас и стала меткой, отделяющей нас от обыденных людей, более драгоценна, чем серебро и золото. Наше искупление было приобретено этой высочайшей ценой, чтобы мы были искуплены от суетного образа жизни для святой жизни (ст. 18, ст. 15). Для этого у нас должен быть святой страх, здоровая, серьёзная осмотрительность перед Богом, чтобы мы, Божьи избранники, искупленные за такую высокую цену, не упустили цель этого высочайшего искупления Христова.

  • Христос был предназначен, приготовлен, Богом к тому, чтобы стать искупающим Агнцем (Ин. 1:29) для Его избранников, согласно Его предузнанию прежде основания мира. Это совершилось согласно Божьему вечному замыслу и плану; это не произошло случайно. Поэтому, с вечной точки зрения Бога, Христос был заклан от основания мира, т. е. от момента падения человека как части мира (Отк. 13:8).

  • Имеется в виду конец ветхозаветных времён. См. прим. Евр. 1:21.

  • Наше уверование в Христа привело нас в органический союз с Ним (Гал. 3:26-27). Затем через Него мы верим в Бога, что позволяет нам стать едиными с Ним и участвовать во всём Его богатстве.

  • Тем самым Отец прославил Христа славой (ст. 11) и ответил на Его молитву (Ин. 17:1).

  • Очищение наших душ — это освящение Духом нашей предрасположенности с тем, чтобы мы вели святую жизнь в Божьей святой природе (ст. 15-16). Это глубже, чем очищение наших грехов (Евр. 1:3) и очищение от греха (1 Ин. 1:7). Последние два очищения представляют собой очищение наших внешних действий, а первое является очищением нашего внутреннего существа — души. Это очищение подобно омовению водой в слове в Эф. 5:26 (см. там прим. Эф. 5:263).

  • Наша душа состоит из разума, чувств и воли, которые являются также частями нашего сердца. Очистить свою душу — значит очистить свои разум, чувства и волю как части своего сердца от всякого осквернения и загрязнения (Деян. 15:9; Иак. 4:8). По сути, это означает, что наши разум, чувства и воля должны быть избавлены от всего, что не есть Бог, и сосредоточены на Боге как единственном предмете и единственной цели. Такого рода очищение совершается посредством нашего послушания истине, т. е. содержанию и действительности нашей веры (см. прим. 1 Тим. 1:11, пункт 2). Когда мы слушаемся истины, содержания и действительности нашей веры в Христа, вся наша душа сосредоточивается на Боге и тем самым очищается от всего, что не есть Бог. Это то же самое, что спасти свои души от всякой грязи, приняв посаженное в нас слово (Иак. 1:21), т. е. освящающую истину (Ин. 17:17).

  • Освящающая истина — Божье слово действительности, т. е. истины (Ин. 17:17 и прим.).

  • Поскольку очищение наших душ заставляет всё наше существо сосредоточиться на Боге, чтобы мы любили Его всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим разумом (Мк. 12:30), такое очищение приводит к нелицемерному братолюбию и побуждает нас от сердца горячо любить тех, кого любит Бог. Сначала Божье возрождение приводит к святой жизни (ст. 15-16); затем Божье освящение (очищение) приводит к братолюбию.

  • В некоторых рукописях слово «чистого» опущено.

  • Этот стих грамматически связан со ст. 22. Будучи возрождены, мы очистили свои души к братолюбию. Возрождение божественной жизнью является основанием, почвой, для очищения, или освящения, наших душ к нелицемерному братолюбию. Эта часть Слова начинается и заканчивается возрождением, которое приводит к святому житию по отношению к Богу и братолюбию по отношению к святым.

  • Семя — это вместилище жизни. Божье слово, будучи нетленным семенем, содержит в себе Божью жизнь. Поэтому оно является живым и пребывающим. Через это слово мы были возрождены. Именно Божье живое и пребывающее слово жизни приносит Божью жизнь в наш дух для нашего возрождения.

  • Имеется в виду падший человек. Весь падший человеческий род подобен засыхающей траве, а его слава подобна опадающему цветку травы. Когда-то верующие были такими же, но живое и пребывающее слово Господа как семя, посеянное в них посредством возрождения, изменило их природу, сделав их живыми и пребывающими вовек.

  • В ст. 23 под словом понимается постоянное слово; здесь под словом (дважды) понимается мгновенное слово. Когда постоянное слово говорится нам, оно становится мгновенным словом.

  • Имеется в виду Бог в ст. 23, из чего видно, что Господь Иисус есть Бог.

  • Слово, возвещаемое апостолами, — это благовестие, которое возрождает верующих.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках