Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «2-е послание Петра»
1 2 3
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • «Симон», старое имя Петра, обозначает его старого человека, появившегося в результате рождения; «Пётр», его новое имя, данное Господом (Ин. 1:41-42), обозначает его нового человека, появившегося в результате возрождения. Здесь два имени объединены в одно; это означает, что старый человек Симон стал новым человеком Петром.

  • Слово «раб» указывает на покорность Петра Господу, а слово «апостол» — на поручение, данное ему Господом.

  • Имеются в виду верующие из иудеев, находящиеся в рассеянии в языческом мире (1 Пет. 1:1).

  • Как дети Израиля получали в удел участок доброй земли (Иис. Н. 13:6; 14:1-5; 19:51). Это подразумевает, что «всё относящееся к жизни и благочестию» (ст. 3), в том числе божественная природа (ст. 4), которой верующие причащаются посредством равно драгоценной веры согласно драгоценным и величайшим обещаниям, представляет собой действительное наследие, которое Бог дал верующим в Новом Завете.

  • Вера — это овеществление вещества истины (Евр. 11:1), т. е. действительности содержания Божьего новозаветного домостроительства. Содержание Божьего новозаветного домостроительства включает в себя «всё относящееся к жизни и благочестию» (ст. 3), т. е. Триединого Бога, раздающего Себя в нас как жизнь внутри и благочестие снаружи (см. пункты 1, 2, 4 и 5 и последний абзац в прим. 1 Тим. 1:11). Равно драгоценная вера, которую Бог дал нам в удел через слово Божьего новозаветного домостроительства и через Духа, откликается на действительность такого содержания и вводит нас в действительность, делая её вещество самим элементом нашей христианской жизни и наших христианских переживаний. Такая вера дана в удел всем верующим в Христа в качестве их доли, которая равно драгоценна для всех, кто получил её. Будучи такой долей от Бога, эта вера является объективной для нас в божественной истине, но она приносит в нас всё содержание своего овеществления, тем самым делая всё это содержание (вместе с собой) субъективным для нас в нашем переживании. Это можно сравнить с тем, как пейзаж (истина) и способность видеть (вера) являются объективными для фотоаппарата (мы), но когда свет (Дух) переносит пейзаж на плёнку (наш дух) внутри фотоаппарата, то и способность видеть, и пейзаж становятся для фотоаппарата субъективными.

  • Греческое слово означает «равный по ценности или почёту»; отсюда — перевод «равно драгоценная». Вера равна не по мере, а по ценности и почёту для всех, кто её получает.

  • Имеется в виду апостол Пётр и все остальные верующие в иудейской земле. Все верующие в языческом мире разделяют со всеми верующими в иудейской земле ту же драгоценную веру, которая даёт им возможность овеществлять новозаветное благословение жизни как свою общую долю, данную им в удел Богом.

  • В сфере праведности.

  • Наш Бог праведен. Посредством Своей праведности Он без лицеприятия дал драгоценную веру как божественную долю в виде равных уделов всем верующим в Христа: и тем, что из иудеев, и тем, что из язычников. Кроме того, теперь Он не только наш Бог, но и наш Спаситель. Поэтому теперь Его праведность — это праведность не только Бога и не только Христа, а праведность и нашего Бога, и нашего Спасителя, Иисуса Христа. С точки зрения того, что Господь является нашим Спасителем, Его праведность — это Его праведное дело, Его смерть на кресте в абсолютном послушании (Флп. 2:8), которой Он совершил искупление для нас (Евр. 9:12), что позволило нам быть оправданными Богом (Рим. 5:18). С точки зрения того, что Господь является нашим Богом, Его праведность — это Его справедливость, поскольку на основании праведного дела, искупления нашего Спасителя Иисуса Христа (Рим. 3:24-25), Он оправдывает всех верующих в Христа (Рим. 3:26): и тех, что из иудеев, и тех, что из язычников (Рим. 3:30). В такой двоякой праведности — праведности и нашего Бога, и нашего Спасителя, Иисуса Христа, — и при помощи этой праведности всем верующим из всех народов была дана в виде равных уделов драгоценная вера, драгоценное овеществление новозаветного благословения.

  • Иисус Христос является и нашим Богом, и нашим Спасителем. Отсюда видно, что Иисус Христос — это Бог, ставший нашим Спасителем. Он — Сам Бог, которому мы поклоняемся, и Он стал нашим Спасителем, чтобы спасти нас. Во времена Петра это служило отличительной чертой верующих в Христа и отделяло их от иудеев, которые не верили, что Иисус Христос — это Бог, и от римлян, которые верили, что Богом является цезарь, а не Иисус Христос.

  • Или: «Благодать и мир да умножится вам».

  • Благодать и мир пришли к нам через веру, которую Бог дал нам в удел и которая овеществляет новозаветное благословение жизни (ст. 1). Эта вера перелилась в нас через слово Божье, которое передаёт нам настоящее знание Бога и Иисуса, нашего Господа. В сфере полного знания Бога и Иисуса, нашего Господа, и посредством этого увеличивающегося и увеличившегося знания благодать и мир, которые мы получили, будут умножаться.

  • В сфере полного знания, посредством полного знания.

  • Имеется в виду доскональное знание, приобретённое на опыте. Полное знание Триединого Бога предназначено для того, чтобы мы участвовали в Его божественной жизни и божественной природе и наслаждались ими. Оно противопоставляется убивающему знанию человеческой философской логики, которая вторглась в церковь во время её отступничества.

  • В некоторых рукописях: «Иисуса Христа, нашего Господа».

  • Глава 2 показывает, что это Послание, подобно Второму посланию к Тимофею, Второму посланию Иоанна, Третьему посланию Иоанна и Посланию Иуды, было написано во времена деградации и отступничества церкви. Таким образом, отступничество послужило фоном для этой книги. Бремя автора было в том, чтобы сделать верующим «прививку» и предохранить их от яда отступничества. Божье спасение состоит в том, что Бог вкладывает Себя в Своей Троице в верующих, чтобы быть их жизнью и жизненным снабжением. В этом заключается Божье домостроительство, Божий план. Отступничество отвлекло верующих от Божьего домостроительства, уведя их в человеческую логику головоломных философских учений. В результате этого они не причащались дерева жизни, которое животворит, а участвовали в дереве познания, которое приносит смерть (Быт. 2:9, 16-17). Так змей обманул и соблазнил Еву (Быт. 3:1-6). Чтобы сделать верующим «прививку» и предохранить их от этого смертельного яда, в своём исцеляющем Послании апостол прежде всего «прописал» божественную силу как наиболее сильное и действенное противоядие. Это обеспечивает верующих всем относящимся к порождающей и снабжающей божественной жизни (а не к убивающему знанию) и к выражающему Бога благочестию (а не к демонстрации человеческой мудрости). Этого богатого божественного обеспечения, которое подробно рассматривается в последующих стихах (до ст. 11), более чем достаточно, чтобы верующие могли вести надлежащую христианскую жизнь и побеждать сатанинское отступничество.

    Слово «божественная» указывает на вечную, неограниченную и всемогущую божественность Бога. Поэтому божественная сила — это сила божественной жизни, которая связана с божественной природой.

  • Т. е. вложила, перелила и посадила в нас при помощи всеобъемлющего животворящего Духа, который возрождает нас и обитает в нас (2 Кор. 3:6, 17; Ин. 3:6; Рим. 8:11).

  • «Всё относящееся к жизни и благочестию» — это различные аспекты божественной жизни, прообразом которых является богатство произведений доброй земли в Ветхом Завете. Они являются тем веществом, которое овеществляет наша вера, данная нам в удел Богом в качестве нашей доли и являющаяся нашим наследием.

  • Жизнь находится внутри и позволяет нам жить, а благочестие находится снаружи как внешнее выражение внутренней жизни. Жизнь — это внутренняя энергия, внутренняя сила, производящая внешнее благочестие, которое имеет своим результатом и следствием славу.

  • Всё, что связано с жизнью, вкладывается в нас через полное знание Бога, передаваемое и раскрываемое нам через Его слово. Оно становится верой (объективной), в которой производится наша вера (субъективная).

  • Имеется в виду доскональное знание, приобретённое на опыте.

  • Имеется в виду Бог, т. е. наш Спаситель и наш Господь Иисус Христос (ст. 1-2). Он призвал нас к Своей славе и добродетели Своей славой и добродетелью. Его ученики увидели Его славу и добродетель (ст. 16; Ин. 1:14) и были привлечены ими. Тогда этой славой и добродетелью Он призвал их к этой славе и добродетели. То же самое происходит со всеми верующими в Христа.

  • Или: «к Своей собственной славе и добродетели».

  • Т. е. выражением Бога, Богом, который выражен в великолепии.

  • Букв. «превосходством» (см. прим. Флп. 4:8); это слово обозначает жизненную энергию, которая позволяет нам преодолевать все препятствия и проявлять все превосходные качества. Слава — это божественная цель; добродетель — это жизненные энергия и сила, которые позволяют нам достигнуть цели. Эта добродетель, вместе со всем относящимся к жизни, дана нам божественной силой, но её нужно развивать на пути к славе.

  • Или: «вследствие которых», «на основании которых». Греческий предлог употребляется для обозначения средства, но здесь указывает также на причину.

  • Имеются в виду слава и добродетель в ст. 3. Через Свои славу и добродетель (которыми и к которым мы призваны) и на их основании Господь дал нам Свои драгоценные и величайшие обещания, такие как обещания в Мф. 28:20; Ин. 6:57; 7:38-39; 10:28-29; 14:19-20, 23; 15:5 и Мф. 16:13-15. Все эти обещания исполняются в Его верующих Его жизненной силой как превосходной добродетелью к Его славе.

  • Через драгоценные и величайшие обещания мы, верующие в Христа, который является нашим Богом и Спасителем, стали причастниками Его божественной природы в органическом союзе с Ним, в который мы вошли посредством веры и крещения (Ин. 3:15; Гал. 3:27; Мф. 28:19). Добродетель (жизненная энергия) этой божественной природы несёт нас в Его славу (благочестие, которое становится полным выражением Триединого Бога).

  • В своём первом Послании апостол сказал верующим, что Христос искупил их от их суетного образа жизни (1 Пет. 1:18-19) и что они должны по этой причине воздерживаться от плотских вожделений (1 Пет. 2:11) и жить в плоти уже не в человеческих вожделениях (1 Пет. 4:2). Здесь, в своём втором Послании, он раскрыл им энергию, силу, благодаря которой они способны избежать растления в вожделении, и результат, которого они достигнут, избежав этого растления. Энергией является добродетель божественной жизни, а результат заключается в том, что верующие причащаются божественной природы Бога и благодаря этому наслаждаются всем богатством того, чем является Триединый Бог. По мере того как мы будем причащаться божественной природы и наслаждаться всем, чем является Бог, всё богатство божественной природы достигнет полного развития, как описано в 2 Пет. 1:5-7. Избежав растления вожделения в мире и устранив тем самым преграды для роста в нас божественной жизни, мы освобождаемся, чтобы стать причастниками божественной природы и наслаждаться её богатством в самой полной мере в его развитии посредством добродетели Бога к Его славе.

  • См. прим. 2 Пет. 2:15, пункт 3.

  • Или: «в вожделении».

  • Букв. «внеся наряду (с этим)». Наряду с драгоценными и величайшими обещаниями, данными нам Богом, в дополнение к ним, мы должны вносить всякое старание, содействуя способности, которую даёт нам динамическая божественная природа, для осуществления Божьих обещаний.

  • См. прим. Флп. 1:193. То, что дано нам божественной силой в ст. 3-4, развивается в ст. 5-7. Снабжать себя добродетелью в вере — значит развивать добродетель в проявлении веры. Тот же принцип применим в каждом последующем случае.

  • Имеется в виду равно драгоценная вера, данная нам в удел Богом (ст. 1), как общая доля новозаветного благословения жизни, с которой начинается христианская жизнь. Нужно проявлять эту веру, чтобы добродетель божественной жизни поэтапно развивалась и достигала зрелости.

  • Букв. «превосходством» (см. прим. Флп. 4:8); имеется в виду энергия божественной жизни, которая приводит к активному действию (ср. прим. 2 Пет. 1:311е).

  • Добродетель, активное действие, в ходе дальнейшего развития нуждается в обильном снабжении знанием Бога и Иисуса, нашего Господа (ст. 2-3, 8), касательно всего относящегося к божественной жизни и благочестию и касательно причащения божественной природы (ст. 3-4) для нашего наслаждения.

  • Или: «умеренностью»; имеется в виду умение управлять своим «я» и сдерживать его в том, что касается его страстей, желаний и привычек. Для надлежащего роста в жизни нужно снабжать себя этим умением и развивать его в знании.

  • Проявлять воздержание — значит работать над собой; проявлять терпение — значит терпеливо относиться к другим и к обстоятельствам.

  • Житие, которое подобно Богу и выражает Бога. В то время как мы проявляем умение управлять своим «я» и терпеливо относимся к другим и к обстоятельствам, в нашей духовной жизни нужно развивать благочестие, чтобы мы были подобны Богу и выражали Его.

  • Греческое слово образовано из двух слов: первое означает «испытывать приязнь», второе — «брат»; таким образом, оно означает «братская приязнь», «любовь, которой присущи отрада и удовольствие». В благочестии, т. е. в выражении Бога, нужно снабжать себя этой любовью для братства (1 Пет. 2:17; 3:8; Гал. 6:10), для нашего свидетельства миру (Ин. 13:34-35) и для принесения плода (Ин. 15:16-17).

  • Греческое слово употребляется в Новом Завете для обозначения божественной любви, т. е. Бога в Его природе (1 Ин. 4:8, 16). Эта любовь благороднее, чем человеческая. Она украшает все качества христианской жизни (1 Кор. 13; Рим. 13:8-10; Гал. 5:13-14). Она сильнее по своей способности и больше по охвату, чем человеческая любовь (Мф. 5:44, 46), однако верующий, который живёт божественной жизнью (ст. 3) и причащается божественной природы (ст. 4), может пропитываться ей и выражать её в полной мере. В братолюбии надо развивать такую любовь, чтобы она управляла братолюбием и протекала в нём, для полного выражения Бога, который является этой любовью. Веру можно считать семенем жизни, а эту более благородную любовь — плодом (ст. 8) в его полном развитии. Шесть промежуточных шагов развития — это этапы её роста к зрелости.

  • Все добродетели, о которых говорится в ст. 5-7, начиная верой и заканчивая любовью.

  • Греческое слово означает, что нечто существует в человеке и принадлежит ему изначально, становясь тем самым его законным владением вплоть до настоящего времени. Отсюда видно, что все добродетели, о которых говорилось выше, являются владением верующих и присущи им навек посредством того, что они переживают причащение божественной природы во всём её богатстве.

  • Божественные добродетели не только присущи верующим и являются их владением, но также изобилуют и умножаются в них в ходе развития и роста божественной жизни.

  • Отсюда видно, что добродетели божественной жизни и божественной природы являются составными частями нашего духовного состава, нашего духовного существа, и делают нас людьми, в которых нет элементов праздности и бесплодия.

  • Букв. «неработающими»; отсюда — перевод «праздными». Человек, который не является праздным, может всё равно быть бесплодным. Чтобы быть плодовитым, требуется больше роста в жизни и больше снабжения жизни. Праздность и бесплодность — это составные части нашего падшего существа; постоянная работа, жизненная энергичность и плодовитость — это составные части нашего существа, которое растёт в божественной жизни.

  • Отсюда видно, что то, о чём говорится в ст. 5-7, представляет собой развитие роста божественной жизни к её зрелости.

  • Состав, составными частями которого являются духовные добродетели, поэтапно продвигается к полному знанию нашего Господа Иисуса Христа, т. е. имеет целью полное  осознание всеобъемлющего воплощения Триединого Бога. В этой части Слова для описания связи между переживанием жизни и духовным знанием употреблены три предлога: «в» в ст. 2 указывает на сферу знания; «через» в ст. 3 указывает на канал знания; а «к» в ст. 8 указывает на знание как цель.

  • Греческое слово происходит от слова, означающего «закрывать глаза» (из-за яркого света); отсюда — значение «быть близоруким». Быть близоруким в этом смысле — значит быть духовно слепым, неспособным увидеть нечто большее в отношении божественной жизни и божественной природы Триединого Бога, которые раздаются в верующих как их обильное снабжение.

  • Греческое выражение подразумевает значение «охотно забыть», т. е. охотно забыть переживание очищения своих прежних грехов. Это очищение произошло для того, чтобы мы двигались вперёд в божественной жизни, причащаясь божественной природы, и тем самым достигли зрелости жизни. Речь идёт не о том, что мы отрекаемся от верного исповедания, которое мы совершили, когда уверовали в Христа и были крещены в Него, и не о том, что мы теряем уверенность в спасении, которое мы тогда получили; имеется в виду, что то, с чего для нас началось спасение, теряет в наших глазах прежнюю значимость.

  • Или: «Поэтому лучше, братья, старайтесь...»

  • Т. е. развивать духовные добродетели в божественной жизни, продвигаться в росте божественной жизни. Это делает твёрдым Божье призвание и избрание нас.

  • Обильное снабжение, которым мы наслаждаемся в ходе развития божественной жизни и божественной природы (ст. 3-7), обильно снабдит нас богатым входом в вечное царство нашего Господа. Оно даст нам способность и право войти в грядущее царство посредством всего богатства божественной жизни и божественной природы в качестве наших превосходных добродетелей (энергии) к великолепной славе Божьей. Речь идёт не просто о том, чтобы спастись, а о том, чтобы после спасения стремиться к росту и зрелости в божественной жизни и благодаря этому получить награду царства. См. прим. Евр. 12:28.

  • Имеется в виду царство Божье, которое было дано нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу (Дан. 7:13-14) и которое будет проявлено при Его возвращении (Лк. 19:11-12). Оно будет наградой Его верным верующим, которые стремятся расти в Его жизни к зрелости и развивать добродетели Его природы, чтобы в тысячелетии участвовать в Его царствовании в Божьей славе (2 Тим. 2:12; Отк. 20:4, 6). Такой вход в вечное царство Господа связан с входом в Божью вечную славу, к которой Бог призвал нас в Христе (1 Пет. 5:10; 1 Фес. 2:12 и прим. 1 Фес. 2:12 и прим. 1 Фес. 2:12).

  • Т. е. в истине, которая присутствует среди верующих, которую они уже получили и которой теперь обладают. В первой части этой главы, в ст. 3-11, Пётр использовал обеспечение божественной жизни для надлежащей христианской жизни, чтобы сделать верующим «прививку» от отступничества. Во второй части, в ст. 12-21, он использовал откровение божественной истины как второе противоядие, чтобы сделать верующим «прививку» от ереси в отступничестве, от ереси, схожей с сегодняшним модернизмом. Обеспечение жизни и откровение истины — это противоядия, которые Пётр использовал в борьбе с отступничеством.

  • Или: «скинии» (то же в ст. 14); т. е. во временном теле (2 Кор. 5:1).

  • Т. е. снятие тела, подобное снятию одежды, раздеванию (2 Кор. 5:4), выход из тела, физическая смерть. Пётр, подобно Павлу (2 Тим. 4:6), знал, что оставит мир как мученик, и теперь был готов к этому.

  • Пётр помнил то, что сказал ему Господь относительно его смерти, когда повелел ему кормить Его овец (Ин. 21:15-19).

  • ср. Лк. 9:31

    Или: «ухода»; т. е. ухода из мира. Это же слово употреблено в Лк. 9:31.

  • Мифами были хитросплетённые суеверные рассказы в греческой философии, которая была связана с отступничеством.

  • Букв. «последовав до конца».

  • Греческое слово означает «присутствие».

  • «„Допущенными непосредственно лицезреть славу“; этим словом обозначались полностью посвящённые в мистерии» (Дж. Н. Дарби). Пётр осознавал, что он, Иаков и Иоанн были допущены к высшей степени посвящения при преображении Господа, допущены быть посвящёнными созерцателями Его величия. Он считал преображение Господа предызображением Его второго пришествия, как и Господь в Лк. 9:26-36. Преображение Господа в славе было фактом, и он участвовал в нём. Возвращение Господа в славе тоже будет фактом, таким же реальным, как преображение Господа, и он будет участвовать и в нём. Это не было хитросплетённым мифом, который апостолы рассказывали верующим.

  • Великолепие, величие в блеске, чести и славе — более того, в великолепной славе (ст. 17), как то, что явилось глазам Петра и двух других учеников во время Господнего преображения (Мф. 17:1-2; Лк. 9:32).

  • Осеняющее облако при преображении Господа (Лк. 9:34-35), подобное славе шехины, осенявшей крышку заглаживания (Исх. 25:20; 40:34).

  • Союз «и» показывает, что в дополнение к истине Господнего преображения, изложенной в предыдущих стихах с целью сделать верующим «прививку» от суеверных мифов, для более надёжного подтверждения используется истина пророческого слова.

  • Пётр уподобил слово пророчества в Писании светильнику, сияющему в тёмном месте. Отсюда видно, что:
    1) этот век представляет собой тёмное место в тёмной ночи (Рим. 13:12), и все люди в этом мире двигаются и действуют во тьме;
    2) пророческое слово Писания, будучи сияющим светильником для верующих, передаёт духовный свет, сияющий в их тьме (а не просто знание в буквах для их умственного восприятия), ведя их к тому, чтобы они вошли в светлый день — более того, чтобы они прошли тёмную ночь, пока не рассветёт день Господнего явления. Пока не явится Господь как солнечный свет, нам нужно, чтобы это слово как свет освещало наши шаги. 1:19*3;тёмном;;Или: «в мрачном месте», «в грязном, сухом и запущенном месте». Это сравнение показывает тьму в отступничестве.

  • Это сравнение показывает грядущее время, которое будет наполнено светом, как рассвет светлого дня, причём до его рассвета в сердцах верующих, которые освещены и озарены благодаря тому, что внимают сияющему слову пророчества в Писании, взойдёт утренняя звезда. Во время отступничества верующие хорошо делают, внимая пророческому слову, чтобы оно как светильник сияло сквозь тьму отступничества, пока для них не рассветёт такой день. Это побудит и воодушевит их ревностно искать Господнего присутствия и бодрствовать, чтобы не упустить Господа в тайной части Его пришествия (парусии), когда Он придёт как вор (см. прим. Мф. 24:271 и прим. 2 Фес. 2:83). Следовательно, это сравнение явно относится к грядущему веку, веку царства, как дню, который рассветёт при явлении (пришествии) Господа (ст. 16) как Солнца праведности (Мал. 4:2), чей свет, воссияв, пронзит мрак тёмной ночи этого века. Перед этим, в самый тёмный час ночи, Господь явится как утренняя звезда (Отк. 2:28; 22:16) тем, кто бодрствует и ожидает Его дорогого явления (2 Тим. 4:8). Они озарены сиянием пророческого слова, которое способно вывести их к рассветающему дню.

    Если мы будем внимать слову в Библии, сияющему, как светильник в тёмном месте, то у нас в сердцах будет Его восход, который будет светить в окружающей нас сегодня тьме отступничества, прежде чем Он фактически явится как утренняя звезда.

  • Имеется в виду пророк, изрекший пророчество, или автор книги, записавший пророчество.

  • Букв. «расслабления», «развязывания»; отсюда — значения «раскрытие», «объяснение», «истолкование». Под чьим-либо собственным толкованием понимается собственное объяснение или истолкование пророка или автора книги, которое не было бы вдохновлено Богом через Святого Духа. Имеется в виду, что ни одно пророчество в Писании не бывает от собственного представления, домысла или понимания пророка или автора книги; ни одно пророчество не исходит из этого источника, человеческого источника; ни одно пророчество не имеет своей начальной точкой какую-либо личную, частную мысль пророка или автора книги. Это подтверждается и объясняется в следующем стихе.

  • Союз «ибо» предваряет пояснение к предыдущему стиху. Ни одно пророчество в Писании не бывает от истолкования пророка или автора книги, ибо ни одно пророчество никогда не приносилось волей человека. Напротив, люди говорили от Бога, будучи носимы Святым Духом.

  • То же греческое слово, что и в ст. 17, 18. Ни одно пророчество никогда не приносилось волей человека. Воля, желание и стремление человека, а также его мысль и толкование не были источником ни одного пророчества; источником был Бог, Святой Дух которого нёс людей, как ветер несёт корабль, побуждая их изрекать волю, желание и стремление Бога.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках