Показать шапку
Скрыть шапку
  • Местоимение «он» относится к ангелу в Отк. 21:9.

  • Эта река, прообразами которой служат реки в Быт. 2:10-14, Пс. 46:4 и Иез. 47:5-9, обозначает обилие жизни в её течении. Это одна река, текущая к четырём углам святого города, подобно одной реке в Быт. 2:10-14, которая делится на четыре рукава. Как показано в Ин. 7:38, эта одна река с её богатством становится многими реками в нашем переживании различных аспектов богатства Божьего Духа жизни (Рим. 8:2; 15:30; 1 Фес. 1:6; 2 Фес. 2:13; Гал. 5:22-23).

  • Вода жизни — это символ Бога в Христе как Духа, текущего в Своих искупленных людей, чтобы быть их жизнью и жизненным снабжением. Её прообразом служит вода, вышедшая из рассечённой скалы (Исх. 17:6; Числ. 20:11), а символом — вода, вытекшая из пронзённого бока Господа Иисуса (Ин. 19:34). Здесь вода жизни становится рекой, которая исходит из престола Бога и Агнца, снабжая и пропитывая весь Новый Иерусалим. Таким образом, этот город наполняется божественной жизнью, чтобы выражать Бога в Его славе жизни.

  • Вода жизни светла, как кристалл; в ней нет никакой тусклости и замутнённости. Когда эта вода жизни течёт в нас, она очищает нас и делает нас такими же прозрачными, как кристалл.

  • Слова «престол Бога и Агнца», означающие, что есть один престол и для Бога, и для Агнца, показывают, что Бог и Агнец едины: это Бог-Агнец, искупающий Бог, Бог-Искупитель. В вечности тот Бог, который сидит на престоле, является нашим искупающим Богом, от престола которого исходит река воды жизни для нашего снабжения и насыщения. Это изображает то, как Триединый Бог: Бог, Агнец и Дух, которого символизирует вода жизни, — раздаёт Себя Своим искупленным под Своим главенством (что подразумевается властью престола) в вечности.

  • Улица святого города — чистое золото (Отк. 21:21). Золото символизирует божественную природу. То, что река воды жизни течёт «посреди его улицы», означает, что божественная жизнь течёт по божественной природе как единственному пути для повседневной жизни Божьего искупленного народа. Где течёт божественная жизнь, там есть божественная природа как святой путь, которым ходит Божий народ; а где есть святой путь божественной природы, там течёт божественная жизнь. Божественная жизнь и божественная природа как святой путь всегда взаимосвязаны. Таким образом, Божья река воды жизни доступна вдоль этого божественного пути, и мы наслаждаемся рекой, ходя этим путём жизни.

  • То, что одно дерево жизни растёт по обе стороны реки, означает, что дерево жизни — это виноградная лоза, которая распространяется и простирается вдоль течения воды жизни, чтобы Божий народ получал её и наслаждался ей. Это дерево исполняет в вечности то, в чём состояло намерение Бога от начала (Быт. 2:9). Дерево жизни было закрыто для человека из-за его падения (Быт. 3:22-24), но оно было открыто для верующих посредством Христова искупления (Евр. 10:19-20). Сегодня наслаждение Христом как деревом жизни является общей долей верующих (Ин. 6:35, 57). В тысячелетнем царстве наслаждение Христом как деревом жизни будет устроительной наградой для побеждающих верующих (Отк. 2:7). В конечном итоге в новом небе и новой земле наслаждение Христом как деревом жизни вовеки будет вечной долей всех Божьих искупленных (ст. 14, 19). Христос как дерево жизни является жизненным снабжением, доступным вдоль течения Духа как воды жизни. Где течёт Дух, там находится жизненное снабжение Христа. Всё это ограничивается и сопровождается божественной природой как нашим святым путём, который обозначает улица. Это снабжение святого города, и это тот путь, которым город получает снабжение.

  • Плоды дерева жизни будут пищей Божьих искупленных в вечности. Они будут постоянно свежими, поскольку будут приноситься каждый месяц — двенадцать плодов в год. То, что дерево жизни приносит двенадцать плодов, означает, что плод дерева жизни богат и достаточен для осуществления Божьего вечного управления.

  • Букв. «согласно каждому месяцу».

  • Слово «месяц» показывает, что в новом небе и новой земле по-прежнему будет существовать луна, отделяющая двенадцать месяцев друг от друга. Кроме того, там будет существовать солнце, отделяющее день и ночь друг от друга в виде периодов по двенадцать часов. Если церковь олицетворяется числом семь, означающим, что Бог в Своём нынешнем устроении добавляется к Своей твари, человеку, то Новый Иерусалим олицетворяется числом двенадцать, означающим, что Бог в Своём вечном управлении сливается со Своей тварью, человеком. В Новом Иерусалиме двенадцать оснований, на которых написаны имена двенадцати апостолов; двенадцать ворот, т. е. двенадцать жемчужин, на которых написаны имена двенадцати колен, и двенадцать плодов дерева жизни. Что касается пространства, собственно город имеет двенадцать тысяч стадий (тысяча раз по двенадцать), по всем трём измерениям, а его стена имеет сто сорок четыре локтя (двенадцать раз по двенадцать) в высоту. Что касается времени, в новом небе и новой земле есть двенадцать месяцев в году, двенадцать часов в дне и двенадцать часов в ночи.

  • Листья дерева жизни предназначены для исцеления народов. В Библии листья символизируют дела человека (Быт. 3:7). Листья дерева жизни символизируют Христа. Возрождённые верующие едят плоды дерева жизни, получая Христа как свои внутренние жизнь и жизненное снабжение, чтобы наслаждаться в вечности божественной жизнью, а воссозданные народы исцеляются листьями дерева жизни, принимая дела Христа в качестве своего внешнего ориентира и правила, чтобы вечно жить человеческой жизнью.

  • Или: «ничего проклятого».

  • Проклятие появилось в результате падения Адама (Быт. 3:17) и было устранено искуплением Христа (Гал. 3:13). Поскольку в новом небе и новой земле падения больше не будет, то уже не будет никакого проклятия.

  • Престол Бога и Агнца — это одно из благословений, которым Божьи искупленные будут наслаждаться в вечности. Они уже не будут подвержены никакому проклятию; их вечной долей будет престол Бога и Агнца.

  • Греческое слово означает «служить в качестве священников». То, что Божьи искупленные будут служить Богу и Агнцу, тоже будет благословением для них в вечности.

  • Местоимение «Ему», подобно местоимению «Его» в ст. 4, относится к Богу и Агнцу; Бог и Агнец едины в вечности.

  • То, что Божьи искупленные будут видеть лицо Бога и Агнца, и то, что Его имя будет на их лбах, — это тоже благословения Триединого Бога, которыми они будут наслаждаться в вечности.

  • Свет лампады создан человеком, а свет солнца сотворён Богом.

  • То, что на Божьих искупленных будет светить Господь Бог, будет для них ещё одним благословением в вечности.

  • То, что Божьи искупленные будут царствовать вовеки, будет для них окончательным благословением в вечности.

  • Местоимение «он» относится к ангелу в Отк. 21:9.

  • «Господь, Бог», пославший Своего ангела показать то, что изложено в этой книге, — это Господь Иисус (Отк. 1:1; 22:16).

  • В этой книге Господь Бог является Богом духов пророков. Отсюда видно, что все пророчества в этой книге вдохновлены тем самым Богом, который вдохновлял духи пророков и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Отсюда также видно, что эти пророчества связаны с пророчествами в Ветхом Завете и Новом Завете, каждое из которых пророки произносили в своём духе, находившемся под вдохновением Бога. Поэтому, чтобы постигнуть эти пророчества, нам тоже нужно быть в своём духе под Божьим помазанием.

  • «Я прихожу скоро» — это предостережение Господа. Если мы прислушаемся к этому предостережению, мы будем блаженны; в противном случае мы лишимся блаженства.

  • Пророчества Даниила были запечатаны, потому что они были даны задолго до последнего времени, а пророчества этой книги не должны запечатываться, ибо время близко.

  • В веке этой книги то, каким является человек: неправедным или праведным, грязным или святым, — играет серьёзную роль. Быть праведным — значит внешне ходить согласно праведным путям Бога, а быть святым — значит внутренне жить согласно святой природе Бога. В веке этой книги мы должны ходить и жить именно так, для того чтобы получить награду; в противном случае при возвращении Господа (ст. 12) мы будем осуждены как неправедные и грязные и получим наказание.

  • Господь повторяет Своё предостережение: «Я прихожу скоро», чтобы мы задумались о Его воздаянии, которым Он воздаст при Своём возвращении.

  • Букв. «плата». При пришествии Господа каждому из верующих будет воздано этим воздаянием после их восхищения, у судного престола Христа (2 Кор. 5:10; 1 Кор. 4:5; Рим. 14:10; Мф. 16:27).

  • Господь провозглашает эти слова в конце этой книги; они перекликаются с тем, что Бог провозгласил в начале этой книги (Отк. 1:8). Отсюда видно, что Господь Иисус — это Сам Бог.

  • Господь Иисус — не только Первый, но и Начало, и не только Последний, но и Конец. Если слово «Первый» показывает, что до Него никого нет, а слово «Последний» — что никого нет после Него, то слово «Начало» показывает, что Он является источником всего, а слово «Конец» — что Он завершение всего. Таким образом, здесь показано не только то, что нет ничего ни до, ни после Господа Иисуса, но и то, что без Него нет ни источника, ни завершения.

  • Этот стих можно считать обещанием наслаждения деревом жизни, т. е. Христом со всем богатством жизни, а вторую половину ст. 17 можно считать призывом брать воду жизни, т. е. животворящего Духа. Таким образом, эта книга заканчивается обещанием и призывом, причём в обоих случаях говорится о том, чтобы есть и пить всеобъемлющего Христа как животворящего Духа.

  • Одеяния символизируют здесь поведение верующих. Омывать свои одеяния — значит сохранять своё поведение чистым посредством омовения кровью Агнца (Отк. 7:14; 1 Ин. 1:7). Это даёт им право участвовать в дереве жизни и войти в город. И дерево жизни, и город будут для них наслаждением в вечности.

  • Букв. «так что их власть будет над деревом жизни, и чтобы им войти...»

  • После своего сотворения человек был помещён перед деревом жизни (Быт. 2:8-9), из чего видно, что ему было даровано право причащаться его. Но из-за падения человека путь к дереву жизни оказался для человека закрыт Божьей славой, святостью и праведностью (Быт. 3:24). Благодаря искуплению Христа, исполнившему все требования Божьей славы, святости и праведности, путь к дереву жизни был снова открыт для верующих (Евр. 10:19-20). Поэтому те, кто омывает свои одеяния в искупительной крови Христа, имеют право наслаждаться деревом жизни как своей вечной долей в святом городе, в раю Божьем, в вечности (Отк. 2:7).

  • Войти воротами в город — значит войти в Новый Иерусалим как сферу Божьего вечного благословения посредством возрождения через побеждающего смерть и вкладывающего жизнь Христа. (См. прим. Отк. 21:212)

  • «Вовне» — значит вне города, где будет расположено огненное озеро, в котором будут содержаться все погибшие грешники. (См. прим. Отк. 21:8)

  • Букв. «на церквях» или «над церквями».

  • Свидетельство этой книги было предназначено Господом Иисусом для церквей. Поэтому, чтобы постичь и сохранить это свидетельство, нам нужно быть в церквях и для церквей.

  • В Своей божественности Христос — Корень Давида, его источник, а в Своём человечестве — Потомок Давида, вышедший из него. Поэтому как Корень Давида Он является Господом, а как Потомок Давида — сыном Давида, его отраслью (Мф. 22:42-45; Рим. 1:3; Иер. 23:5).

  • При Своём возвращении Христос будет восходящим солнцем для Своего народа в целом (Мал. 4:2), и утренней звездой для тех, кто любит Его и бодрствует, в частности. Второе будет наградой победителям (Отк. 2:28). То, что Христос — Корень и Потомок Давида, связано с Израилем и с царством, а то, что Христос — светлая утренняя звезда, связано с церковью и с восхищением. Утренняя звезда появляется перед самым тёмным часом, до рассвета. Этим самым тёмным временем будет великая скорбь, после которой рассветёт день царства. В царстве Господь открыто явится Своему народу как солнце, а перед великой скорбью Он скрыто явится Своим победителям как утренняя звезда.

  • В гл. 2 и 3 Дух говорил церквям, а здесь, в конце книги, Дух и невеста, церковь, говорят вместе как один. Отсюда видно, что переживание Духа церковью улучшилось до такой степени, что она стала едина с Духом, который является окончательной завершённостью Триединого Бога.

    Всё откровение Библии показывает нам историю любви вселенской пары. Всевластный Господь, сотворивший вселенную и всё, Триединый Бог — Отец, Сын и Дух, — который прошёл процессы воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения и вознесения и в конечном итоге стал животворящим Духом, соединяется в браке с сотворённым, искупленным, возрождённым, преобразованным и прославленным трёхчастным человеком — состоящим из духа, души и тела, — который в конечном итоге составляет церковь, выражение Бога. В вечности, которая без конца, благодаря божественной, вечной и безмерно славной жизни они будут вести жизнь, представляющую собой слияние Бога и человека в один дух, — жизнь, сверхпревосходную и переполненную благословениями и радостью.

  • «Приди!» — это отклик Духа и невесты на слова Господа в ст. 16 и на Его двукратное предостережение в ст. 7 и ст. 12. Этот отклик выражает желание, чтобы Господь пришёл. Все, кто слышит его, тоже должны сказать: «Приди!» — выражая тем самым совместное желание, чтобы Господь пришёл. Все верующие, которые любят явление Господа (2 Тим. 4:8), должны выражать такое совместное желание.

  • Дух и невеста, с одной стороны, желают, чтобы пришёл Господь, а с другой — хотят, чтобы жаждущий грешник тоже пришёл и взял воду жизни для своего насыщения. Когда у нас есть искреннее желание Господнего пришествия, у нас есть и серьёзная забота о спасении грешника.

  • Это «Я» здесь, скорее всего, относится к Господу Иисусу, что соответствует ст. 16 и ст. 20 однако оно может относиться к Иоанну, что соответствует Отк. 1:2. Так или иначе в духе Иоанн был един с Господом в этом серьёзном предостережении.

  • Главные элементы раскрытых в этой книге бедствий — это три горя великой скорби и вторая смерть, т. е. гибель всего человека: духа, души и тела — в огненном озере. Важнейшие части показанного в этой книге благословения — это дерево жизни и святой город. Подвергнется человек бедствиям или разделит благословение, зависит от того, как он поступит с пророчеством этой книги. Мы не должны ничего прибавлять к пророчеству и не должны ничего отнимать от него. Мы обязаны принять его таким, как оно написано.

  • Это уже третий раз в этой главе, когда Господь предостерегает нас, что приходит скоро.

  • Это молитва апостола Иоанна и его отклик на предостережение Господа. Кроме того, это последняя молитва в Библии. Услышав эту книгу, мы все должны помолиться такой молитвой и откликнуться таким образом: «Приди, Господь Иисус!» Вся Библия завершается желанием, чтобы Господь пришёл, выраженным в виде молитвы.

  • После того как мы увидели все видения и услышали все пророчества в этой книге, нам всё ещё нужна благодать Господа. Только благодать Господа Иисуса может позволить нам жить и ходить согласно этим видениям и пророчествам. Не только эта книга, но и вся Библия завершается этой благодатью — благодатью, которая позволяет нам переживать всеобъемлющего Христа и участвовать в Триедином Боге, чтобы стать Его вечным совокупным выражением для исполнения Его вечного замысла, чтобы Он и мы вовеки могли взаимно наслаждаться абсолютным удовлетворением и полным покоем.

  • В некоторых древних авторитетных источниках добавлено: «Христа».

  • Слова «святыми. Аминь» в некоторых древних авторитетных источниках опущены.

    Новый Иерусалим, последнее важное откровение в этой книге, — это не только заключение ко всей Библии, но и окончательная завершённость всех важных тем, открываемых в Библии. Триединый Бог, домостроительство Триединого Бога, искупление Христа, Божье спасение, верующие, церковь и царство — всё это обретает завершённость в Новом Иерусалиме как завершающей теме. Таким образом, нелогично утверждать, что Новый Иерусалим — это физический город; это не соответствует принципу этой книги, согласно которому таинственные вещи открываются при помощи знамений. Согласно полному откровению всей Библии, Новый Иерусалим как заключение ко всей Библии — это божественное слияние приготовленного Триединого Бога с искупленным и преобразованным трёхчастным человеком, слияние божественности с человечеством, результатом которого является вселенская, совокупная, таинственная личность. Эта личность есть:
    1) Жена Агнца (Отк. 21:9);
    2) Окончательная завершённость Божьей скинии и Божьего храма как вечное взаимное жилище Бога и человека (Отк. 21:3, 22);
    3) Окончательная завершённость Божьей работы нового творения в старом творении на протяжении всех поколений (Деян. 4:11; Ин. 2:19; Мф. 16:18; 1 Кор. 3:9-12; 1 Пет. 2:4-5);
    4) Окончательная завершённость Божьего вечного домостроительства и Божьих божественных свершений.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках