Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
НЗ
ВЗ
Гл.
-
Главы книги «Послание к эфесянам»
1 2 3 4 5 6
Чтения
Закладки
Мои чтения
  • Согласно правилам грамматики, союз «и» показывает, что мысль, содержащаяся в Эф. 1:23, не завершена. В последнем стихе гл. 1 показано, что Христос при помощи всего, чего Он достиг, произвёл церковь, Тело Христово. В данной же главе показана сфера смерти — та среда, из которой возникла церковь. В гл. 1 церковь — это результат передачи небесной божественности в нас. В этой главе церковь выходит из земного человечества.

  • Слово «мёртвые» указывает на омертвение нашего духа, которое захватило всё наше существо и лишило нас способности соприкасаться с Богом.

  • Проступки — это действия, которыми человек переходит границы дозволенного, а грехи — это порочные поступки. До спасения мы были мёртвы в проступках и грехах. При спасении мы вышли из этой среды смерти и стали церковью, Телом Христовым. Мёртвые были оживотворены и стали живым организмом, выражающим Христа.

  • Выражение «этот мир» обозначает сатанинскую систему, которая состоит из множества веков. Таким образом, слово «век» обозначает здесь одну из частей устроенной Сатаной системы, один из её разделов, одно из её проявлений, её сегодняшний, современный облик. С помощью века Сатана захватывает и занимает людей, отвлекая их от Бога и от Его замысла. Когда мы были мёртвы в проступках и грехах, мы ходили согласно веку (современному облику, сегодняшнему течению) мира (сатанинской системы).

  • Имеется в виду Сатана, князь тех находящихся в воздухе начальств и властей, о которых говорится в Эф. 6:12.

  • Слово «дух» является приложением к выражению «власть воздуха» и обозначает собирательную силу, сочетание всех злых ангельских властей, правителем которой является Сатана. Этот собирательный дух действует сейчас в сыновьях непокорности. Когда мы были мёртвы в проступках и грехах, мы ходили не только согласно веку этого мира, но и согласно Сатане, согласно правителю находящейся в воздухе власти, злой духовной силы.

  • Мы, сыновья непокорности, спасены, чтобы быть церковью.

  • Имеются в виду сыновья непокорности в ст. 2.

  • Имеются в виду все верующие — и те, что из иудеев, и те, что из язычников.

  • Когда мы были мёртвы в проступках и грехах, мы вели себя в вожделениях нашей плоти, исполняя желания не только плоти, но и помыслов. Нашу жизнь подчиняли себе три зла: век этого мира, который вне нас; правитель находящейся в воздухе власти, который над нами и в нас; и вожделения нашей плоти в нашей падшей природе. Мы спасены от этих трёх зол, чтобы быть Телом Христовым.

  • Мы, сыновья непокорности, были также детьми гнева. В сфере смерти из-за своей непокорности мы были под Божьим гневом. Мы спасены и от нашей непокорности, и от Божьего гнева.

  • Слова «но Бог» указывают на фактор, благодаря которому наше положение изменилось.

  • Любить можно только того, чьё состояние делает его достойным любви, но милость всегда проявляют к тому, кто находится в жалком состоянии. Поэтому милость Бога простирается дальше, чем Его любовь. Бог любит нас, потому что мы избраны Им. Но в результате нашего падения мы оказались в жалком состоянии, мы даже стали мёртвыми в наших проступках и грехах, и поэтому нам нужна Божья милость. Из-за Своей великой любви Бог богат милостью, чтобы спасти нас из этого плачевного состояния и привести нас в состояние, подходящее для Его любви.

  • Или: «обильной любви» — любви, обильной в своём величии.

  • Послание к эфесянам в отличие от Послания к римлянам рассматривает нас не как грешников, а как мертвецов. Будучи грешниками, мы нуждаемся в Божьем прощении и оправдании, и это показано в Послании к римлянам. Но, будучи мертвецами, мы нуждаемся в оживотворении. Прощение и оправдание возвращают нас в присутствие Бога, чтобы мы наслаждались Его благодатью и участвовали в Его жизни, а оживотворение позволяет нам, живым членам Тела Христова, выражать Его. Бог оживотворил нас, вложив Свою вечную жизнь, т. е. Самого Христа (Кол. 3:4), в наш мёртвый дух при помощи Своего Духа жизни (Рим. 8:2). Он оживил нас вместе с Христом.

  • Бог оживил нас всех вместе в тот момент, когда Он оживил распятого Иисуса. Поэтому здесь говорится, что Он оживотворил нас вместе с Христом.

  • Благодать даётся даром. Под благодатью здесь понимается не только Бог, который даром раздаёт Себя в нас для нашего наслаждения, но и действие Бога — то, что Бог даром спас нас. Этой благодатью мы спасены из нашего плачевного состояния смерти и перенесены в чудесную сферу жизни.

  • Мы были спасены не только как грешники, но и как мертвецы, и не только смертью Христа, включающей в себя искупление, но и Его воскресением, включающим в себя жизнь воскресения, а также вознесением Христа, включающим в себя превознесённость. Таково всепревосходящее спасение, которое даёт мёртвым грешникам воплотившийся, распятый, воскрешённый и вознесённый Христос, само воплощение приготовленного Триединого Бога. Такое спасение производит церковь как проистечение приготовленной Божественной Троицы для выражения Божественной Троицы.

  • Наше оживотворение — это начальный шаг Божьего спасения в жизни. После этого Бог воскресил нас — поднял нас из положения смерти.

  • С нашей точки зрения, мы были подняты из положения смерти каждый по отдельности. Но в Божьих глазах мы были воскрешены все вместе, точно так же как израильтяне были все вместе подняты из вод смерти в Красном море (Исх. 14).

  • Третьим шагом Божьего спасения в жизни было то, что Он посадил нас вместе в небесных пределах. Бог не только поднял нас из положения смерти, но и посадил нас в высочайшем месте во вселенной.

  • Небесные пределы — это высочайшее положение, в которое мы были помещены в Христе, когда были спасены. В Послании к римлянам Христос как наша праведность привёл нас в такое состояние, в котором Бог может принять нас. В Послании к эфесянам Христос как наша жизнь спас нас и поместил нас в такое положение, в котором мы выше всех Божьих врагов. Здесь, в небесной атмосфере с небесными природой и свойством, мы являемся небесным народом.

  • Именно в Христе Бог посадил нас всех вместе, раз и навсегда, в небесных пределах. Это совершилось, когда Христос был вознесён на небеса, и постоянно применяется к нам Духом Христа с тех пор, как мы уверовали в Него. Сегодня мы осознаём и переживаем эту действительность в нашем духе посредством веры в совершившийся факт.

  • Т. е. открыто показать всей вселенной.

  • В тысячелетии и в вечности в будущем. Эти века следуют за нынешним веком, в течение которого производится церковь.

  • Богатство Божьей благодати безмерно. Оно не знает границ. Это — богатство Самого Бога, предназначенное для нашего наслаждения. Оно будет открыто явлено навеки.

  • Доброта — это благожелательность, которую рождают милость и любовь. Именно в такой доброте нам даётся Божья благодать.

  • Союз «ибо» предваряет причину, по которой Бог являет Свою благодать (ст. 7). Мы спасены Божьей благодатью, и поэтому Бог может явить её.

  • Благодать — это Бог, раздаваемый в нас. Поэтому спасение благодатью — это спасение путём раздаяния в нас приготовленного Триединого Бога.

  • Вера — это овеществление невидимого (Евр. 11:1). Верой мы овеществляем всё то, что Христос совершил для нас. Мы спасены благодатью через эту способность к овеществлению. Божья благодать, т. е. действие, даром совершённое для нас, спасла нас через нашу овеществляющую веру. Наша вера — это та вера, которой мы верим в Христа, это Христос в нас как наша вера (см. прим. Рим. 3:221).

  • Местоимение «это» относится не к вере, а к тому, что «благодатью вы спасены через веру».

  • Греческое слово, «по́йема», означает «создание», «изделие» или «нечто написанное или сочинённое: стихи, поэма». Поэмой можно считать не только стихи, но и любое произведение искусства, выражающее мудрость и замысел его создателя. Мы, церковь, лучшее из произведений, созданных Богом, представляем собой поэму, которая выражает Божью бесконечную мудрость и божественный замысел.

    Лучшим произведением Бога являются не небеса, не земля и не человек, которых Он сотворил. Его лучшее произведение — это церковь, Тело Христово, полнота Того, кто наполняет всё во всём (Эф. 1:23), совокупный и вселенский новый человек (ст. 15). Мы спасены благодатью, чтобы быть Божьим лучшим произведением и ходить в добрых делах, которые Бог заранее приготовил для нас.

  • Мы, церковь, лучшее из произведений, созданных Богом, представляем собой нечто совершенно новое во вселенной, Божье новое изобретение. Путём возрождения Бог сотворил нас в Христе, и мы стали Его новым творением (2 Кор. 5:17).

  • Добрые дела, для которых Бог сотворил нас, — это не то добро, которое соответствует нашему общему представлению, а конкретные добрые поступки, которые Бог заранее продумал и предустановил, чтобы мы в них ходили. Под этим добром, очевидно, понимается исполнение Его воли, которая заключается в том, чтобы мы жили церковной жизнью и несли свидетельство Иисуса, как показано в последующих главах этой книги.

  • Человек, которого Бог сотворил для исполнения Своего замысла, был чист и не имел ни греха, ни какой-либо отрицательной примеси. Однако в результате падения в человека вошёл грех, порочная природа Сатаны. Сначала он превратил человеческое тело в полную вожделений плоть, а затем превратил в плоть всё человеческое существо. Таким образом, человек оказался испорчен и не смог исполнить Божий замысел. Тогда Бог предпринял ещё один шаг: из падшего человечества Он призвал один род — Авраама и его потомков. Ради осуществления Своего замысла Бог дал им заповедь обрезания, т. е. отторжения плоти. Это означало, что они были отделены от падшего человечества и выведены из падшего состояния. Обрезание стало важнейшим признаком, отличавшим их от остального человечества. Обрезанные люди назывались «обрезанием», т. е. теми, кто отделён от падшего окружения. Всё остальное человечество называлось «необрезанием», т. е. теми, кто остаётся в падшем состоянии. Они были язычниками в плоти. К этой категории принадлежали и мы, когда ещё были не в Христе.

  • Христос, в ком сосредоточены все благословения, которые Бог даёт Своим избранникам, вышел из Израиля, из обрезанного народа. Поскольку мы, необрезанные язычники, были отделены от Израиля, мы были отдельно от Христа, т. е. не имели ничего общего с Христом.

  • Т. е. отчуждённые от гражданства, от гражданских прав, которыми обладают Божьи избранники, таких как Божье правление, благословение и присутствие. В результате падения человечество утратило все права, которые Бог предусмотрел для человека в Своём творении. Бог призвал Авраама и посредством обрезания вернул Своему избранному народу все эти права. Мы, необрезанные язычники, остались отчуждёнными от этих прав.

  • Заветы Бога — это Его обещания. Его обещание — это Его слово, что Он даром сделает что-либо для Своих избранников. Когда Его обещание с помощью определённых шагов превращается в закон, оно становится обязательным для исполнения заветом. Все слова, которые Бог говорил Своему избранному народу, начиная с Авраама и заканчивая Малахией, были Его обещаниями; обещания превратились в закон и стали заветами. Мы, язычники, не только отчуждены от сообщества Израиля, но также являемся чужими для заветов Божьего обещания.

  • Все Божьи благословения содержатся в Христе, все гражданские права связаны с народом Израиля, а всё хорошее обещано в Божьих заветах. Поскольку мы были отдельно от Христа, отчуждённые от сообщества Израиля и чужие для заветов Божьего обещания, мы не имели никакой надежды.

  • Бог — в Христе; Он правит сообществом Израиля и движется в нём; и Он дарует Свои благословения согласно Своим заветам. Когда мы были отдельно от Христа, от сообщества Израиля и от заветов Божьего обещания, мы были без Бога; у нас не было Бога как нашего наслаждения.

  • Мир, т. е. созданная Сатаной система, противопоставляется сообществу Израиля. Сообщество Израиля было царством Бога, а мир — это царство Сатаны. До спасения мы жили в мире, где у нас не было надежды (того, чего мы ожидаем) и не было Бога (Того, кем мы наслаждаемся); у нас не было ничего в нынешнем веке, и ничто не ждало нас в веке грядущем.

  • «Но теперь» — драгоценные слова; они указывают на то, что теперь в Христе у нас есть надежда и у нас есть Бог.

  • Т. е. далеко от Христа, от сообщества Израиля и от заветов Божьего обещания. Иначе говоря, мы были далеко от Бога и всех Его благословений.

  • Т. е. близки к Христу, к Израилю и к Божьему обещанию. Иначе говоря, мы стали близки к Богу и всем Его благословениям.

  • Мы были далеко, потому что были падшими. Но искупающая кровь Христа привела нас обратно. Поэтому здесь говорится, что мы стали близки к Израилю и к Богу в этой крови.

  • Слово «наш» относится к верующим из иудеев и из язычников.

  • Христос, совершивший полное искупление для верующих и из иудеев, и из язычников, Сам есть наш мир, наше согласие; Он сделал обоих одним. В результате падения человечества и призвания избранного рода между Израилем и язычниками возникло разделение. Благодаря Христову искуплению это разделение устранено. Теперь они едины в искупающем Христе, который является узами единства.

  • Слово «оба» относится к верующим из иудеев и из язычников.

  • Стоявшая посреди стена разделения — это закон заповедей в предписаниях в ст. 15, который был учреждён из-за человеческой плоти. Первым предписанием было обрезание, отсечение человеческой плоти. Это стало стеной разделения, стоявшей между обрезанными и необрезанными.

  • Стоявшая посреди стена разделения, т. е. различие (в первую очередь обрезание) между обрезанными и необрезанными, превратилась во вражду между иудеями и язычниками.

  • Упразднив закон заповедей в предписаниях, Христос разрушил стену разделения, стоявшую между иудеями и язычниками. Когда Он был распят на кресте, там же были пригвождены все предписания (Кол. 2:14).

  • Поскольку человечество стало плотью (Быт. 6:3) и оказалось, таким образом, оторвано от Бога и Его замысла, Бог предписал Своему избранному народу совершать обрезание, отторгать плоть. Предписание относительно обрезания было учреждено из-за человеческой плоти. Христос был распят в плоти. Когда Он был распят, Его плоть, прообразом которой служила завеса, отделявшая в храме Святилище от Святого Святых, была разорвана (Евр. 10:20).

  • Речь идёт о законе не нравственных, а обрядовых заповедей, который состоит в основном из практики обрезания, из выполнения правил в отношении рациона и из соблюдения субботы. Эти предписания были основными «столпами» иудаизма. Нравственные заповеди никогда не будут упразднены; обрядовые заповеди имели силу лишь в течение определённого устроения и поэтому не являются постоянными.

  • Т. е. в обрядах, определяющих образ жизни и формы поклонения и производящих вражду и разделение. Чтобы на практике жить надлежащей церковной жизнью, нужно отвергнуть и отбросить все предписания.

  • Христос сотворил одного нового человека, церковь, внедрив божественную природу Бога в человечество. Внедрение божественной природы в человечество было чем-то новым. Следовательно, это был акт творения. В старом творении Бог не внедрял Своей природы ни в одну из Своих тварей, даже в человека. Однако при сотворении одного нового человека Божья природа была внедрена в человека и Его божественная природа стала единым целым с человечеством.

  • Христос является не только Творцом одного нового человека, церкви; Он был также сферой, в которой один новый человек был сотворён, и средством для его сотворения. Он является самим элементом нового человека, делая божественную природу Бога единым целым с человечеством. Греческий предлог, переведённый здесь как «в», может также указывать на элемент, из которого что-либо создаётся. Это подразумевает, что новый человек был сотворён из Христа, который стал его божественной сущностью.

  • Иудеи и язычники были полностью отделены друг от друга разделявшими их предписаниями. Но и те и другие были сотворены в Христе из божественной сущности как одно новое целое, как совокупный человек, церковь.

  • Церковь — это не только церковь Божья, не только Тело Христово (полнота, т. е. выражение, Всенаполняющего — Эф. 1:23), не только домашние, или семья, дом, храм и жилище Бога (Эф. 2:19, 21-22); это также один новый человек, совокупный и вселенский, сотворённый из двух народов, из иудеев и язычников, и состоящий из всех верующих, которые, хотя их и много, представляют собой одного нового человека во вселенной.

    Бог сотворил человека как собирательное целое (Быт. 1:26). В результате падения сотворённый Богом совокупный человек оказался испорчен; поэтому Богу нужно было произвести нового человека. Это осуществилось посредством того, что Христос упразднил в Своей плоти предписания и сотворил в Себе нового человека.

  • Благодаря тому что Христос упразднил в Своей плоти разделяющие предписания, убив тем самым вражду, и сотворил верующих из иудеев и из язычников как одного нового человека, между всеми верующими был установлен мир.

  • Слово «оба» относится к иудеям и язычникам. Не только необрезанным язычникам, но и обрезанным иудеям нужно было примириться с Богом через искупление Христа, совершённое на Его кресте.

  • Одно Тело, церковь (Эф. 1:23), — это один новый человек, о котором говорится в предыдущем стихе. В этом одном Теле и иудеи, и язычники были примирены с Богом через крест. Кем бы мы, верующие, ни были: иудеями или язычниками, мы были примирены не только для Тела Христова, но и в Теле Христовом. Какое здесь показано откровение! Мы были примирены с Богом; мы были спасены в Теле Христовом.

  • Мы были без Бога, потеряв Бога (ст. 12). Но через крест, с помощью крови Христовой, мы в одном Теле были возвращены к Богу.

  • С одной стороны, крест Христа убил вражду, вызванную предписаниями, которые были учреждены из-за плоти, а с другой стороны, он искупил нас кровью Христа, пролитой на нём. Через крест иудеи и язычники были в одном Теле примирены с Богом.

  • Речь идёт о разрушении стоявшей посреди стены разделения и об упразднении предписаний, вызывавших противостояние между иудеями и язычниками, о чём говорится в ст. 14-15.

  • Или: «в Нём».

  • Речь идёт о приходе Христа как Духа для того, чтобы благовествовать мир, который Он установил через Свой крест.

  • Имеются в виду язычники, которые не были обрезаны и находились далеко, будучи отделены своей плотью.

  • Имеются в виду иудеи, которые были обрезаны и находились близко, будучи приближены Божьим избранием.

  • И верующие из иудеев, и верующие из язычников имеют доступ к Отцу через Христа, который упразднил закон заповедей в предписаниях, разрушил стоявшую посреди стену разделения, убил вражду, примирив язычников с иудеями, и пролил Свою кровь, искупив иудеев и язычников для Бога.

  • Этот доступ образуется из креста и крови Христа (Евр. 10:19).

  • Сначала и верующие из иудеев, и верующие из язычников были в одном Теле примирены с Богом (ст. 16). Это вопрос положения. Затем они в одном Духе имеют доступ к Отцу. Это вопрос переживания. Чтобы наслаждаться в своём переживании тем, что принадлежит нам по положению, нужно быть в Духе.

  • С точки зрения положения мы были примирены с Богом; с точки зрения переживания мы имеем доступ к Отцу. Быть примирёнными с Богом — значит быть спасёнными; иметь доступ к Отцу — значит наслаждаться Богом, который как источник жизни возродил нас, чтобы мы были Его сыновьями.

    Здесь подразумевается триединство Божества. Через Бога Сына (Того, кто совершает, — орудие) и в Боге Духе (в Том, кто исполняет, — применение) мы имеем доступ к Богу Отцу (Тому, от кого всё исходит, — источник нашего наслаждения).

  • Имеются в виду верующие из язычников.

  • Чужие — это посторонние люди, а пришельцы — это иноплеменники, жившие среди израильтян, но не имевшие права гражданства. Здесь оба эти слова обозначают язычников.

  • Выражение «сограждане святым» указывает на царство Божье. Все верующие — и те, что из иудеев, и те, что из язычников, — являются гражданами Божьего царства. Божье царство — это сфера, в которой Бог осуществляет Свою власть.

  • Выражение «домашние Божьи» указывает на дом Божий. И верующие из иудеев, и верующие из язычников являются членами Божьего дома. Божий дом подразумевает жизнь и наслаждение; все верующие рождены от Бога в Его доме и наслаждаются Его богатством. Божье царство подразумевает право и долг; все верующие, рождённые в доме Божьем, имеют гражданские права и обязанности в царстве Божьем. Святые — это отдельные люди; дом Божий — это нечто совокупное, результатом чего является царство Божье.

  • Как Тело Христово, церковь возрождена и должна расти в жизни; как дом Божий, церковь созидается. Рост и созидание — не два разных процесса, потому что рост Тела — это созидание дома.

  • Основанием церкви является Христос (1 Кор. 3:11). Поскольку тайна Христа была открыта апостолам (Эф. 3:5-6), полученное ими откровение рассматривается как основание, на котором строится церковь. Это перекликается со словами Христа в Мф. 16:18 о том, что Он построит Свою церковь на скале — скале, которой является не только Христос, но и откровение о Христе. Таким образом, основание апостолов и пророков — это откровение, которое они получили для построения церкви.

  • Здесь Христос рассматривается не в качестве основания (Ис. 28:16), а в качестве краеугольного камня, потому что в данном случае главное — не основание, а краеугольный камень, соединяющий две стены, одна из которых — верующие из иудеев, а другая — верующие из язычников. В качестве основания здесь показан не Христос, а апостолы и пророки, получившие откровение о Христе. Когда иудейские строители отвергли Христа, они отвергли Его как краеугольный камень (Деян. 4:11; 1 Пет. 2:7), как Того, кто должен был соединить их с язычниками для построения Божьего дома.

  • В Христе, который является краеугольным камнем, всё строение, включающее в себя и верующих из иудеев, и верующих из язычников, слагается и вырастает в святой храм в Господе.

  • Или: «всякое строение».

  • Имеется в виду подгонка, приведение в соответствие с устройством здания.

  • Будучи живым (1 Пет. 2:5), строение растёт. Оно вырастает в святой храм. Настоящее построение церкви как Божьего дома происходит благодаря росту верующих в жизни.

  • Или: «святилище»; внутренняя часть храма.

  • Всё строительство Божьего дома, Божьего святилища, происходит в Христе-Господе.

  • Частица «и» показывает, что в ст. 21 говорится о вселенском строении, а в этом стихе — о поместном. Во вселенском масштабе существует только одна церковь, и она находится в процессе вселенского роста; в поместном масштабе в каждой конкретной местности также существует только одна церковь, и местные святые созидаются вместе в своей местности.

  • Имеются в виду местные святые.

  • Судя по контексту, святой храм в ст. 21 является вселенским, а жилище Божье в этом стихе является поместным.

  • В человеческом духе верующих, в котором обитает Святой Дух Божий. Божий Дух — это не жилище, а Тот, кто обитает в жилище. Жилищем является дух верующих. Божий Дух обитает в нашем духе. Таким образом, Божье жилище — в нашем духе. В ст. 21 сказано, что святой храм — в Господе, а в этом стихе говорится, что Божье жилище — в духе. Отсюда видно, что ради построения Божьего жилища Господь един с нашим духом, а наш дух един с Господом (1 Кор. 6:17). Именно в нашем духе происходит построение церкви, Божьего жилища.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках