Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение 1-го послания к коринфянам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 34

Домоправители тайн Божьих

(1)

  Тексты Писания: 1 Кор. 4:1-9

  В 4-й главе Первого послания к коринфянам рассматривается тема домоправителей тайн Божьих (4:1-21). Средоточие этой главы — не Христос и не церковь, а домоправители тайн Божьих. В 4:1 Павел говорит: «Пусть так рассматривает нас человек, как слуг Христовых и домоправителей тайн Божьих». Греческое слово, переведённое в этом стихе как «домоправители», происходит от того же корня, что и слово, переведённое как «домостроительство» в 1 Тим. 1:4 и Эф. 1:10. Оно означает «раздающий домоправитель», «управляющий домашним хозяйством, который раздаёт домашние запасы членам семьи». Господь назначил апостолов на должность таких домоправителей, раздающих верующим Божьи тайны: Христа как тайну Божью и церковь как тайну Христову (Кол. 2:2; Эф. 3:4). В этой работе по раздаче, в этом домоправлении, и заключается служение апостолов.

  В Божьем домостроительстве, раскрытом в Новом Завете, есть главным образом две тайны. Первая тайна, раскрытая в Послании к колоссянам, — это Христос как тайна Божья. В Кол. 2:2 Павел говорит о «полном знании тайны Божьей, Христа». Христос — это тайна Бога. Бог Сам по Себе является тайной. Он действительный, живой и всемогущий, но при этом невидимый. Поскольку Бога никто никогда не видел, Он тайна. Этот таинственный Бог воплощён в Христе. Следовательно, Христос — это тайна Божья. Христос — это не только Бог; Он Бог воплощённый, Бог определённый, Бог объяснённый и Бог выраженный. Таким образом, Христос — это Бог, сделавшийся видимым. Господь Иисус сказал: «Кто видел Меня, тот видел Отца» (Ин. 14:9). Первая тайна в Божьем домостроительстве — это Христос, Бог выраженный, как тайна Божья.

  Вторая тайна, раскрытая в Послании к эфесянам и объяснённая в этом Послании, особенно в 3-й главе, — это тайна Христова. Христос — это тоже тайна. В Эф. 3:4 Павел использует выражение «тайна Христова». Кроме того, в Кол. 1:27 говорится: «Которым Бог захотел поведать, что́ есть богатство славы этой тайны среди язычников, которая есть Христос в вас, надежда славы». Поскольку мы верующие, в нас обитает Христос. Но этот Христос, который есть у нас, является тайной. Хотя Христос живёт в нас, мирские люди не осознаю́т, что Он в нас. Для них это тайна. Но хотя Христос — это нечто таинственное, церковь — это проявление Христа. Церковь как Тело Христово является выражением Христа. Когда мы видим церковь, мы видим Христа. Когда мы приходим в церковь, мы приходим в Христа. Когда мы соприкасаемся с церковью, мы соприкасаемся с Христом. Церковь — это поистине тайна Христа.

  Когда Павел говорит в 4:1 о тайнах Божьих, он имеет в виду Христа как тайну Божью и церковь как тайну Христову. Павел и другие апостолы были домоправителями этих тайн.

  Мы уже отметили, что греческое слово, переведённое как «домоправители» в 4:1, происходит от того же корня, что и слово, переведённое в других местах как «домостроительство». Это слово, «ойкономи́а», означает «управление домашним хозяйством» или «ведение домашнего хозяйства». В Новом Завете домоправитель — это человек, который служит и заботится о раздаянии Бога Его семье. У Бога очень большая семья, и Его желание — раздавать Себя во всех членов Своей семьи.

  Место домоправителя в Божьей семье можно проиллюстрировать на примере функции домоправителя в богатой семье в древние времена. Обязанностью домоправителя в такой семье была забота о раздаче членам семьи всего необходимого для жизни — пищи, одежды и других необходимых вещей. В богатых семьях часто хранились обильные запасы таких необходимых вещей. Обязанность домоправителя заключалась в том, чтобы раздавать эти запасы членам семьи. Используя эту метафору, Павел говорит о себе как домоправителе в Божьей семье. Бог чрезвычайно богат; у Него есть огромное хранилище того необходимого, что Он намерен раздавать в Своих детей. Но для такой раздачи требуется домоправитель. Таким образом, домоправитель — это раздатчик, тот, кто раздаёт божественное жизненное снабжение Божьим детям.

  Как такой раздатчик, Павел раздавал Христа во всех верующих. Получая такое раздаяние через Павла, верующие, в свою очередь, могли расти за счёт того снабжения, которое они получили. Отсюда видно, что служение Павла было служением-раздаянием, служением по раздаянию неисследимого богатства Христова в наше существо для того, чтобы мы росли и становились церковью. Павел раздавал Христово богатство не только в отдельных святых, но и в Тело совокупно.

  Труд раздаяния, которое осуществлял Павел, назван домоправлением. Другими словами, это домоправление является служением. Служение — это домоправление, труд, в ходе которого богатство Христово раздаётся в святых, членов Тела, и в церковь, Тело, в целом. Пусть во всех нас глубоко отложится мысль об этих двух ключевых моментах — тайнах Божьих и раздающем домоправителе.

  Внимательно прочитав 4-ю главу Первого послания к коринфянам, мы увидим, что в этой главе о домоправителях тайн Божьих подчёркиваются четыре основных положения: верные слуги Христовы (ст. 1-5), зрелище и для ангелов, и для людей (ст. 6-9), сор мира и грязь всего (ст. 10-13) и рождающий отец (ст. 14-21). Первые два положения мы рассмотрим в этом сообщении, а последние два — в следующем.

I. Верные слуги Христовы

  В 4:1 Павел говорит: «Пусть так рассматривает нас человек, как слуг Христовых и домоправителей тайн Божьих». Под словом «так» Павел подразумевает «так, как описано в 3:21-23». В этих стихах Павел велит нам не хвалиться людьми, так как всё — наше, мы — Христовы, а Христос — Божий.

  Именно так, имеет в виду Павел, он должен был рассматриваться как слуга Христов. Греческое слово, переведённое здесь как «рассматривает», также означает «оценивает», «измеряет» или «расценивает». Павел имеет в виду, что именно таким образом его необходимо было оценивать, или расценивать, как слугу Христова.

  Слово «слуга» в этом стихе означает «порученец или слуга, назначенный на определённую должность; слуга, официально назначенный для выполнения какой-то определённой задачи» (Деян. 26:16).

  Далее, в стихе 2, Павел говорит: «Здесь, помимо того, в домоправителях ищут, чтобы он оказался верным». Слово «здесь» означает «в домоправлении, в служении раздаяния». В этом служении раздаяния очень важно, чтобы домоправители были найдены верными.

  Здесь Павел, похоже, говорит о себе. Сегодня многие так называемые «духовные люди» думают, что, если христиане говорят о себе, это всегда неправильно. Когда я был среди Братий, нас учили никогда не упоминать самих себя в положительном смысле. Но здесь Павел, похоже, даёт понять, что он был верен как домоправитель.

  В стихе 3 Павел продолжает: «Но для меня очень мало значит быть исследуемым вами или человеческим днём; напротив, я и сам себя не исследую». Слово «исследуемым» означает «исследуемым с целью суда или по ходу суда». Оно также означает «критикуемым». Павел имеет в виду, что подвергнуться критике со стороны святых или со стороны человеческого дня было для него чем-то малозначительным. Человеческий день — это нынешний век, в котором судит человек. Ему противопоставлен день Господень (3:13), то есть грядущий век, век царства, в котором будет судить Господь.

  В этом стихе Павел также говорит, что он и сам себя не исследовал. Для него очень мало значило быть исследуемым коринфянами или человеческим днём, и он не хотел исследовать сам себя.

  В этом стихе есть два основополагающих момента, которые всем нам нужно усвоить. Первый момент — это то, что нас не должно заботить, будут ли нас критиковать или судить другие. Большинство христиан не выносят, когда их судят или критикуют. Некоторые сёстры, если они узнаю́т, что другие критиковали их, в течение долгого времени не могут нормально спать. То же самое происходит и с братьями. Предположим, что какой-нибудь брат, который является старейшиной, узнаёт, что кто-то отзывался о нём критически. Возможно, после этого он не сможет спокойно спать ночью, потому что он будет говорить про себя: «Я один из старейшин в церкви, но некоторые критикуют меня». Если нас беспокоит критика, это показывает, что для нас не очень мало, а очень много значит быть исследуемыми другими людьми. Мы ещё не можем сказать вместе с Павлом: «Для меня очень мало значит быть исследуемым вами».

  Сорок лет назад меня сильно беспокоило, когда меня критиковали. Иногда это влияло на мой сон и аппетит. Но после того как я накопил многолетний опыт, критика меня почти не беспокоит. Я не говорю, что критика меня вообще не беспокоит. Но я могу засвидетельствовать, что если она и тревожит меня, то лишь совсем немного. Вообще, то, что меня судят и критикуют, стало для меня чем-то вполне обычным, вполне заурядным. Если бы меня не критиковали, у меня бы возник вопрос, верен ли я Господнему поручению. Любой живой и деятельный человек в конечном итоге подвергается критике. Лучший способ избежать критики — ничего не делать. Если мы деятельны в заботе о церкви, мы должны быть готовы к критике.

  Я бы посоветовал всем старейшинам в церквях просить, чтобы Господь по Своей милости увеличил их способность противостоять критике. Брату, недавно вошедшему в старейшинство, сначала может быть очень трудно выносить критику святых. Старейшин критикуют главным образом не те, кто вне церкви, а в первую очередь братья и сёстры в церкви. Однако по прошествии некоторого времени старейшина должен привыкнуть к критике.

  Критику можно сравнить с острым перцем: острый перец сначала трудно есть, но впоследствии к нему можно привыкнуть. Многие старейшины очень хорошо научились есть и переваривать острый перец критики со стороны святых. Они, как и Павел, усвоили, что подвергаться критике со стороны других — это нечто очень малозначительное.

  Второй момент, который нам нужно усвоить из этих стихов, — это то, что мы не должны критиковать себя и исследовать себя. В ранний период моего служения я исследовал себя после каждого сообщения. В течение долгого времени я размышлял о том, как другие отреагировали на сообщение. Часто требовалось несколько дней, прежде чем я мог полностью успокоиться в отношении сообщения, которое я сделал. И тогда наступало время делать ещё одно сообщение. Сегодня я не исследую себя таким образом. Я усвоил, что заниматься подобным самоисследованием — это нездоровая практика. На самом деле мы не достойны такого исследования. Кроме того, если мы не исследуем себя, обычно нам кажется, что с нами всё в порядке. Но если мы займёмся самоисследованием, мы можем очень сильно разочароваться. Если все старейшины будут исследовать себя таким образом, они почувствуют, что они не имеют права быть старейшинами, и обязательно попытаются оставить старейшинство. Павел мог сказать, что он не исследует себя, и нам нужно учиться у него в этом вопросе.

  В стихе 4 Павел говорит: «Ибо я не сознаю ничего против себя; но не этим я оправдан, а исследует меня Господь». Хотя Павел чувствовал, что он прав, он не думал, что вследствие этого он оправдан. Зная, что исследует его Господь, он был готов предоставить суд Ему. Павел как бы говорит: «Пусть Господь исследует меня. Он будет судить меня в день Своего явления».

  В стихе 5 Павел делает вывод: «Так что не судите ничего прежде времени, пока не придёт Господь, который и осветит скрытые дела тьмы, и выявит намерения сердец, и тогда каждому будет хвала от Бога». Выражение «прежде времени» означает «прежде чем наступит день Господень».

  Сказанное Павлом в стихах со 2 по 5 показывает, что он был верным домоправителем. Его не заботила критика со стороны других, и он не критиковал сам себя. Он полностью отдавал Господу все обстоятельства. Это указывает на его верность.

  Если нас заботит то, что нас критикуют другие, или мы исследуем сами себя, то мы не верны. Напротив, мы, возможно, в значительной степени ведём себя как политики и пытаемся избежать критики, чтобы чувствовать себя лучше. Нам нужно отойти от этого и предоставить суд Господу. Тогда мы будем верными.

II. Зрелище и для ангелов, и для людей

  В 1 Кор. 4:6 говорится: «И это, братья, я образно перенёс на себя и Аполлоса ради вас, чтобы вы на нас изучили, что значит не идти дальше того, что написано, чтобы ни один из вас не становился надменным из-за одного против другого». Говоря «это», Павел имеет в виду всё то, о чём говорилось выше, начиная с 1-й главы и до этой главы. Греческое слово, переведённое как «образно перенёс», буквально означает «преобразил», «перенёс в виде образа». Это выражение, которым обозначали метафорические высказывания. То, что апостол написал в предыдущем разделе, начиная с 1-й главы, показывает некий образ. Теперь он переносит этот образ на себя и Аполлоса, то есть образно применяет это к себе и Аполлосу.

  Некоторые переводчики и толкователи полагают, что выражение «то, что написано» обозначает написанное в Ветхом Завете. Мы не согласны с этим. Это словосочетание, судя по всему, обозначает то, что было написано в предыдущих главах, как например: «Разве Павел был распят за вас?» (1:13) и «Что же есть Аполлос? И что есть Павел?». Они были просто служителями Христа: один сажал, другой поливал (3:5-7). Они не были Христом, который был распят за верующих. Они не были Богом, который даёт верующим рост. Их не следовало превозносить выше, чем служителей Христа, тех, кто сажал и поливал. Иначе те, кто превозносил их, подобно плотским верующим в Коринфе, могли стать надменными из-за одного против другого.

  Далее, в стихе 7, говорится: «Ибо кто выделяет тебя? И что ты имеешь, чего не получил? А уж если получил, почему хвалишься, как будто не получил?» Из всех людей нас выделяет Бог. И то, что мы имеем, мы получили от Бога. Поэтому вся слава должна приписываться Богу, и мы должны хвалиться Им, а не собой или кем-то из используемых Им слуг, таких как Павел или Аполлос. Здесь Павел как бы говорит: «Неужели вы думаете, что вас выделяют Пётр, Павел или Аполлос и что они делают вас отличными от других? Не думайте так. Кроме того, то, что вы получили, вы получили не от Павла, Кифы или Аполлоса; всё это вы получили от Бога. Поэтому вы не должны хвалиться, как будто вы не получили это. Если у вас есть что-то, что отличает вас от других или выделяет вас среди других, то это что-то, что вы получили от Бога. Поскольку вам это дал Бог, вы должны хвалиться только Им, а не каким-либо человеком».

  В стихе 8 говорится: «Вы уже насыщены; вы уже разбогатели; вы стали царствовать без нас. И если бы действительно вы царствовали, чтобы и мы царствовали с вами!» Коринфские верующие, гордые тем, что они приобрели, довольствовались тем, что имели. Они стали самодовольными и начали царствовать независимо от апостолов. Они делали это целиком и полностью в себе и в своей плоти.

  Павел вновь говорит о ситуации, сложившейся среди этих философствующих греческих верующих в Коринфе. Они думали, что им всего хватает, что они богатые и насыщенные. Они поступали так, как будто они цари, царствующие без апостолов. Проявляя большую верность, Павел говорит им: «Если бы действительно вы царствовали, чтобы и мы царствовали с вами!» В этих словах нет ничего сладкого, ничего приятного и никакой «сахарной оболочки». Это — слова, показывающие верность Павла.

  В стихе 9 Павел продолжает: «Ибо, думаю, Бог выставил напоказ нас, апостолов, последними из всех, как обречённых на смерть, потому что мы стали зрелищем для мира — и для ангелов, и для людей». Павел говорит, что Бог выставил напоказ апостолов последними, потому что коринфяне поступали так, как будто они уже стали царями. Здесь Павел говорит им, что они стали царями раньше апостолов. Это значит, что Бог выставил напоказ апостолов последними; они станут царями в последнюю очередь.

  Во времена Павла преступников, которые для развлечения публики сражались в амфитеатре с дикими зверями, выводили к зрителям последними из всех. Преступники не имели никакой ценности, так как это были самые недостойные люди, совершившие преступления, за которые полагалась смертная казнь. Римское правительство часто устраивало бои между преступниками и дикими зверями в амфитеатре в качестве представления. Каждый раз, когда устраивалось такое представление, преступников выводили к зрителям последними из всех. Павел использует это в качестве метафоры, чтобы наглядно показать, что Бог выставил напоказ апостолов в качестве последнего зрелища, последнего представления. Коринфяне не были последними; последними были апостолы. Апостолы считали себя преступниками, обречёнными умереть на виду у мира, в отличие от коринфян, считавших себя царями, которым суждено царствовать.

  Павел также говорит коринфянам, что апостолы стали «зрелищем для мира — и для ангелов, и для людей». Это тоже метафора, указывающая на бои между преступниками и дикими зверями в римском амфитеатре. Апостолы стали для мира таким зрелищем, за которым наблюдали не только люди, но и ангелы. Когда апостолы были выставлены напоказ, за этим наблюдали как люди на земле, так и ангелы в воздухе. Следовательно, апостолы были зрелищем для всей вселенной. Как мы увидим в следующем сообщении, это связано с тем, что они стали «сором мира» и «грязью всего» (ст. 13).

  Используя эти метафоры, Павел говорил коринфским верующим, что они не должны поступать так, как будто они цари или как будто они богаты и имеют всё. Павел как бы говорит: «Не ведите себя как цари. Бог сделал нас, апостолов, последними в божественном представлении. Мы как преступники, обречённые на смерть. Это наша судьба. А вы как будто наслаждаетесь какой-то другой судьбой. Вы богаты, вы насыщены, и вы царствуете. А мы — зрелище».

  Слова Павла к коринфянам применимы сегодня к нам в Господнем восстановлении. Мы тоже должны быть такими, как апостолы в стихе 9, — преступниками, обречёнными на смерть, и зрелищем как для ангелов, так и для людей. Мы не должны считать, что мы насыщенные, богатые и сильные. Такой настрой является совершенно неправильным. Мы, те, кто в восстановлении, должны создавать у других людей впечатление того, что мы как преступники, осуждённые на смерть, и зрелище для всей вселенной.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках