Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 1

Введение, тема и содержание Евангелия

(1)

  Тексты Писания: Лк. 1:1-4

  Этим сообщением мы начинаем Жизнеизучение Евангелия от Луки. На первый взгляд это Евангелие довольно простое. Может показаться, что Евангелие от Луки не такое глубокое, как Евангелие от Матфея, и не такое таинственное, как Евангелие от Иоанна. Причина этого в том, что Лука представляет нам повествование о нашем Спасителе, Господе Иисусе, как о Человеке. Разумеется, человек не глубок по сравнению с Богом.

  Хотя Евангелие от Луки — не самое глубокое и таинственное из четырёх Евангелий, оно самое сладостное и приятное из Евангелий. Да, Бог глубок. Но когда Он стал человеком, Он стал сладостным и приятным.

  В Евангелии от Матфея мы видим Царя; в Евангелии от Марка — Раба, а в Евангелии от Иоанна — Самого Бога. В Евангелии от Луки мы видим Человека. Повествование Луки о Господе Иисусе как Спасителе-Человеке очень сладостно и приятно. И содержание, и сама манера повествования сладостны и приятны.

Введение

  В Лк. 1:1-2 говорится: «Так как многие взялись составить повествование о полностью совершившихся среди нас событиях, как нам и передали их те, что от начала стали очевидцами и служителями слова…». Слово «многие» в стихе 1 показывает, что число людей, написавших повествование о земной жизни Спасителя, не ограничивается четырьмя. «События» в этом стихе — это рождение, служение и мученическая смерть Иоанна Крестителя и рождение, жизнь, служение, учение, смерть, воскресение и вознесение Иисуса для совершения Божьего искупления, чтобы грешники были спасены благодатью.

  Из стиха 2 видно, что автор этого Евангелия не принадлежал к числу тех учеников, которые были со Спасителем во время Его земной жизни. Словами «те, что от начала стали очевидцами и служителями слова», Лука обозначает первую группу новозаветных верующих, состоявшую из тех, кто был со Спасителем во время Его служения на земле. Они названы служителями слова. Греческим словом, переведённым как «служители», обозначаются служители, имеющие официальные полномочия, судебные исполнители, те, кто сопровождает должностное лицо или лицо, наделённое властью, либо прислуживают ему, выполняя его приказания. Это же греческое слово употреблено в Лк. 4:20; Мф. 5:25; Мк. 14:54; Деян. 26:16 и 1 Кор. 4:1. Слово, о котором говорится в 1:2, — это слово благовестия, которое преподносится и проповедуется людям (Деян. 6:4; 8:4).

По порядку

  В Лк. 1:3-4 говорится: «Показалось нужным и мне, тщательно исследовав всё с самого начала, по порядку написать о них тебе, превосходнейший Феофил, чтобы ты полностью познал достоверность того, в чём был наставлен». Здесь Лука даёт понять, что он пишет о событиях по порядку. В этом последовательном изложении событий речь идёт о жизни, служении и мученической смерти Иоанна Крестителя и о жизни, служении, учении, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Спасителя-Человека. Это Евангелие можно считать биографией этих двух личностей. Разумеется, Евангелие от Луки — это главным образом биография Спасителя.

Написано Лукой

  Ранняя церковь признавала автором и этого Евангелия, и Деяний Луку. Об авторстве Луки убедительно свидетельствует стиль, в котором написаны эти две книги. Лука был язычником (Кол. 4:14; ср. Кол. 4:11), вероятно — азиатским греком, и врачом (Кол. 4:14). Начиная с Троады, он присоединился к Павлу в его служении и сопровождал его в его трёх последних путешествиях служения (Деян. 16:10-17; 20:5—21:18; 27:1—28:15). Он оставался верным спутником Павла до его мученической смерти (Флм. 1:24; 2 Тим. 4:11). Поэтому его Евангелие должно отражать взгляды Павла, так же как Евангелие Марка отражает взгляды Петра.

Феофилу

  Мы знаем из Лк. 1:3-4, что это Евангелие было написано Феофилу. Это греческое имя, означающее «любимый Богом» или «друг Бога». Вероятно, Феофил был верующий из язычников, состоявший в определённой должности на службе у Римской империи. Таким образом, это Евангелие было написано врачом-язычником чиновнику-язычнику.

Тема — Спаситель-Человек и Его спасение на высочайшем уровне нравственности

  Поскольку Евангелие Луки — это одно из синоптических Евангелий, повествующих о человечестве Спасителя, его задача — показать Спасителя как подлинного, нормального и совершенного человека, раскрывая Бога среди людей в Его спасающей благодати, данной падшему человечеству. Оно приводит полное родословие человека Иисуса от Его родителей до Адама, то есть до первого поколения человечества, и показывает, что Он является подлинным потомком человека — сыном человеческим. Его повествование о жизни этого человека поражает нас завершённостью и совершенством Его человечества. Таким образом, это Евангелие подчёркивает, что Господь является Спасителем-Человеком. На основе нравственных принципов, применимых ко всем людям, оно представляет благовестнические сообщения — например, в 4:16-21; 7:41-43; 12:14-21 и 13:2-5; благовестнические притчи — например, в 10:30-37; 14:16-24; 15:3-32 и 18:9-14; и благовестнические случаи — например, в 7:36-50; 13:10-17; 16:19-31; 19:1-10 и 23:39-43. Ничто из этого не записано в других Евангелиях. В отличие от Матфея Лука не делает акцента ни на устроительном аспекте, ни на иудейском фоне. Это Евангелие написано человечеству в целом и благовествует всем людям (2:10). Оно носит совершенно не иудейский, а языческий характер (4:25-28). Это Евангелие для всех грешников — и иудеев, и язычников. В связи с этим порядок изложения событий в нём основан не на исторической последовательности, а на нравственных принципах.

  Тема Евангелия от Луки замечательна: Спаситель-Человек и Его спасение на высочайшем уровне нравственности. Здесь мы видим Спасителя-Человека, Его спасение и высочайший уровень нравственности. Я полагаю, что большинство читателей этого Евангелия должны понимать, что в этой книге говорится о Человеке, который является нашим Спасителем. Поэтому мы можем назвать Его Спасителем-Человеком. Кроме того, довольно легко понять, что в этой книге показано спасение Спасителя-Человека. Однако не многие читатели этого Евангелия понимают, что и Спаситель-Человек, и Его спасение находятся на высочайшем уровне нравственности.

  Услышав, что Лука представляет Спасителя-Человека и Его спасение на высочайшем уровне нравственности, некоторые могут сказать: «В этой книге не встречается слово «нравственность». Здесь не видно даже мысли о нравственности». На первый взгляд, возможно, это так. Но если мы исследуем глубины этой книги, мы увидим, что она тем не менее несёт в себе высочайший уровень нравственности. Согласно Евангелию от Луки, наш Спаситель живёт, поступает и работает на высочайшем уровне нравственности. Более того, Его спасение совершается на высочайшем уровне нравственности. Таким образом, нам нужно помнить, что тема Евангелия от Луки — Спаситель-Человек и Его спасение на высочайшем уровне нравственности.

Спаситель-Человек

Зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности

  Нам нужно увидеть, что Господь Иисус — это Спаситель-Человек. Как Спаситель-Человек, Он был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности. В отличие от других биографий Евангелие от Луки повествует о зачатии того, о чьей жизни оно повествует. В других биографиях может рассказываться о рождении человека, но не о его зачатии. В этом вопросе Лука уникален. Он сообщает, каким образом был зачат Спаситель-Человек. Он был зачат не от человека; Он был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности.

  Святой Дух — это Сам Бог, достигающий человека. Это означает, что, когда Бог достигает человека, Он — Святой Дух. При зачатии Спасителя-Человека Святой Дух вошёл в человечество.

  Мы уже отмечали, что Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности. Здесь мы используем слово «сущность» в ярко выраженном смысле для обозначения чего-то ещё более глубинного, чем природа. Сущность — это глубинная составляющая той или иной субстанции. Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа не только с помощью божественной природы, но и с помощью божественной сущности. Нам крайне важно увидеть это положение.

Рождён от человеческой девы с помощью человеческой сущности

  Спаситель-Человек был рождён от человеческой девы с помощью человеческой сущности. В 1:27 и 1:31 мы видим, что дева по имени Мария зачала в чреве и родила Сына, чьё имя было Иисус.

  Поскольку Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности и рождён от человеческой девы с помощью человеческой сущности, Он имеет две сущности: божественную и человеческую. В Нём присутствует слияние божественной сущности с человеческой сущностью.

  В противоположность Спасителю-Человеку мы имеем только одну сущность — человеческую сущность, так как мы были зачаты от мужчины и рождены от женщины. Наш Спаситель отличается от нас, так как Он был зачат от Святого Духа и рождён от человеческой девы. В Святом Духе присутствует божественная сущность, а в человеческой деве присутствует человеческая сущность.

Слияние божественной сущности с человеческой сущностью

  Две сущности Господа были не просто прибавлены друг к другу; они были слиты друг с другом. Фактически, любое зачатие — это слияние, а не просто прибавление. В случае со Спасителем-Человеком нельзя утверждать, что божественная сущность была просто прибавлена к человеческой сущности. Напротив, при зачатии Спасителя-Человека божественная сущность и человеческая сущность были слиты.

  Некоторые исследователи Библии и даже некоторые учителя Библии не смогли понять вопрос слияния. В древности шёл спор о слиянии божественной сущности и человеческой сущности в личности Господа Иисуса. Некоторые, неверно понимавшие это слияние, утверждали, что в результате его была произведена третья природа — нечто не являющееся ни божественным, ни человеческим. Говорить применительно к Господу Иисусу, что слияние божественной сущности с человеческой сущностью произвело некую третью природу — природу, не являющуюся ни полностью божественной, ни полностью человеческой, — это ересь. Однако мы хотели бы разъяснить, что это не соответствует нашему пониманию слова «слить» [англ. mingle — прим. пер.]. Мы согласны с первым определением этого слова, которое даёт словарь Уэбстера (Webster’s Unabridged Dictionary): «сочетать или соединить (одно вещество с другим либо два или более веществ вместе), особенно так, чтобы в этом сочетании изначальные элементы были различимыми». Согласно этому определению, когда два или более веществ сливаются друг с другом, их изначальная природа не утрачивается, а остаётся различимой.

  Для иллюстрации слияния можно использовать чай. Когда при приготовлении напитка чай сливается с водой, ни сущность чая, ни сущность воды не утрачивается. Напротив, обе эти сущности остаются. Эти две сущности сливаются друг с другом и производят напиток, но они не производят третьей природы — чего-то, что не является ни чаем, ни водой.

  Наш Спаситель был зачат от божественной сущности и рождён от человеческой сущности. Следовательно, Он Личность с двумя сущностями — божественной и человеческой, слитыми друг с другом без произведения третьей природы. Хотя Господь имеет две сущности, Он всё равно является одной полной Личностью; Он и Бог, и человек.

Обладает и божественной природой с божественными качествами, и человеческой природой с человеческими добродетелями

  Будучи Спасителем-Человеком, Господь Иисус обладает и божественной природой с её божественными качествами, и человеческой природой с её человеческими добродетелями. Божественные качества связаны с тем, чем является Бог и что имеет Бог. Мы не можем исчерпывающим образом сказать о качествах Бога. Но мы можем сказать, что Господь Иисус обладал природой Бога со всеми божественными качествами.

  Я хотел бы привлечь ваше внимание к тому, что здесь мы используем слово «качества» по отношению к Богу и слово «добродетели» по отношению к человеку. Поскольку Господь Иисус был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности, Он обладает божественной природой с божественными качествами. Поскольку Он был рождён от человеческой девы с помощью человеческой сущности, Он обладает человеческими добродетелями. Поэтому, когда Он был на земле, Он жил жизнью, которая была и человеческой, и божественной. Он был Человеком, жившим человеческой жизнью, но в этой человеческой жизни были выражены божественные качества.

  В Евангелии от Иоанна мы видим, как Бог выражает Себя в человеке. Согласно Ин. 1:1 и 1:14, в начале было Слово, Слово было Бог, и это Слово, которое есть Бог, стало плотью. Бог стал плотью, чтобы жить жизнью, которая выражала Его в человечестве. В Евангелии от Иоанна акцент делается на том, как Бог выражает Себя в человеке. Однако в Евангелии от Луки акцент делается на том, как Человек живёт жизнью, выражающей Бога. Создаётся впечатление, что эти два вопроса очень схожи, однако между ними есть различие. В Евангелии от Иоанна акцент делается на стороне Бога, а в Евангелии от Луки акцент делается на стороне человека. В Евангелии от Иоанна мы видим, как Бог выражает Себя в человечестве; в Евангелии от Луки мы видим, как Человек выражает Бога в Его человеческом житии. В то время как этот Человек жил на земле, в Его житии были выражены Божьи качества.

  Мы знаем, что наш Спаситель имеет и божественную сущность, и человеческую сущность. Однако, обладая человеческой сущностью, Он не имеет ничего связанного с падшей природой человека. Согласно Ин. 1:14, Бог стал плотью. Но из сказанного Павлом в Рим. 8:3 мы видим, что Господь был в подобии плоти греха. Это показывает, что Он был рождён со всеми человеческими добродетелями, сотворёнными Богом, но у Него было только подобие плоти греха.

  Поскольку мы падшие, мы не можем понять, каким сладостным и каким приятным был человек, сотворённый Богом. Представьте себе, какими сладостными и приятными были Адам и Ева до падения. Они имели все человеческие добродетели, сотворённые Богом. Но вследствие падения эти добродетели были испорчены.

  Когда Господь Иисус был рождён от человеческой девы с помощью человеческой сущности, Он обладал человеческими добродетелями. Однако человеческая сущность Господа Иисуса не включала в себя падшую природу человека. Его человеческой сущностью была сущность, сотворённая Богом. Он имел облик падшего человечества, подобие плоти греха, но Его человеческая сущность, как сущность, сотворённая Богом, была чистой, сладостной и приятной.

  Склад существа Спасителя-Человека, Его состав, — это сочетание божественных качеств и человеческих добродетелей. Как замечательно, что во вселенной могла быть Личность с таким сочетанием! В Спасителе-Человеке слиты человек и Бог, Бог и человек, образуя сочетание, полное божественных качеств и человеческих добродетелей.

  Нам нужно иметь такое видение Спасителя-Человека при чтении Евангелия от Луки. В ранние годы у меня не было такого видения Евангелия от Луки. Но впоследствии Господь открыл мои глаза и я начал видеть, что в повествовании Луки показан Тот, кто является сочетанием Бога и человека. Такое понимание было подкреплено книгами других авторов.

  В Евангелии от Луки мы видим Богочеловека, Личность, которая является слиянием божественности с человечеством. В этой Личности мы видим все качества Бога и все человеческие добродетели.

Божественные качества подкрепляют и обогащают человеческие добродетели

  Если мы будем внимательно читать Евангелие от Луки, мы увидим, что божественные качества подкрепляют и обогащают человеческие добродетели. Например, в Библии ясно показано, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) и что Бог любит (Ин. 3:16). В Библии также говорится, что мы, будучи сотворены Богом, должны любить других (Рим. 13:9). Бог любит, и мы тоже должны любить. Однако мы, возможно, любим, не имея при этом Божьей любви, которая бы подкрепляла и обогащала нашу любовь. Конфуций говорил, что мы должны любить других. Но он не подчёркивал, что человеческая любовь может быть подкреплена и обогащена божественной любовью. В Евангелии от Луки мы видим Человека, Спасителя-Человека, который был очень любящим. Однако в Его любви есть божественная любовь, подкрепляющая и обогащающая человеческую любовь.

  Житие Господа было житием Личности, которая была чудесным сочетанием божественности и человечества. Будучи такой Личностью, Господь был составлен божественными качествами и человеческими добродетелями.

  Мы уже упомянули, что в Евангелии от Луки есть ряд благовестнических сообщений, благовестнических притч и благовестнических случаев. Если мы вникнем в глубины повествования Луки, мы увидим, что эти три категории вещей показывают, что житие Господа Иисуса на земле было полностью подкреплено и обогащено божественными качествами. В результате Он жил на высочайшем уровне нравственности. В следующем сообщении мы более подробно рассмотрим значение высочайшего уровня нравственности, изображённого в Евангелии от Луки.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках