Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 16

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами в Галилее

(6)

  Тексты Писания: Лк. 7:1-35

  В 7:1-35 рассматриваются три события: Спаситель-Человек исцеляет умирающего (Лк. 7:1-10), Спаситель-Человек проявляет жалость к плачущей вдове, воскрешая её единственного сына (Лк. 7:11-17), и Спаситель-Человек укрепляет Своего предшественника (Лк. 7:18-35). На первый взгляд может показаться, что между этими тремя эпизодами нет никакой связи. На самом деле эти события взаимосвязаны.

Исцеляет умирающего

  В Лк. 7:1-2 говорится: «Когда Он завершил все Свои слова к слушавшему народу, Он вошёл в Капернаум. А у одного сотника был при смерти больной раб, который был ему дорог». Сотник – это военачальник в римской армии, имевший в подчинении сто воинов. Этот сотник олицетворяет верующих язычников, которые спасаются посредством веры в слово Господа (ст. 7).

  Услышав об Иисусе, этот сотник «послал к Нему иудейских старейшин, прося Его, чтобы Он пришёл и полностью исцелил его раба» (ст. 3). Придя к Иисусу, эти старейшины «усердно умоляли Его и говорили: Он достоин, чтобы Ты даровал ему это, ибо он любит наш народ и сам построил нам синагогу» (ст. 4-5).

  Когда Спаситель-Человек шёл к дому сотника, сотник послал друзей сказать Ему: «Господь, не утруждай Себя, ибо я не заслуживаю того, чтобы Ты вошёл под мой кров; поэтому я и себя не счёл достойным прийти к Тебе. Но скажи слово, и пусть мой слуга исцелится» (ст. 6-7). В стихе 8 мы видим продолжение слов сотника, переданных Господу Иисусу через его друзей: «Ибо и я человек, поставленный под власть, и имею под своим началом воинов. И говорю этому: «Пойди», и он идёт; а другому: «Приди», и он приходит; и своему рабу: «Сделай это», и он делает».

  В 7:10 мы видим власть и слово власти. Сотник как бы говорил Спасителю-Человеку: «Господь, я не достоин ни того, чтобы прийти и встретиться с Тобой, ни того, чтобы Ты пришёл в мой дом. Но я знаю, что такое власть. Я нахожусь под властью других людей, и другие люди находятся под моей властью. Мне достаточно сказать слово одному из воинов — и он делает то, что я говорю. Я знаю, Господь, что Ты — Тот, кто наделён властью во вселенной».

  Каким образом этот римский сотник, язычник, узнал власть Господа? Согласно стиху 5, он любил иудейский народ и построил для иудеев синагогу. Отсюда мы видим, что, вероятно, у него было некоторое знание Ветхого Завета. Кроме того, он называл Спасителя-Человека Господом. Следовательно, он понимал, что Спаситель-Человек – это Тот, кто имеет настоящую власть.

  Сотник также знал, как много значит слово власти. Именно поэтому он мог сказать Спасителю-Человеку: «Скажи слово, и пусть мой слуга исцелится» (ст. 7). Он знал власть и слово как выражение власти. Раб сотника действительно был исцелён словом Спасителя-Человека.

  В 7:9 Господь Иисус удивился вере сотника: «А Иисус, услышав это, удивился ему и, повернувшись к следовавшей за Ним толпе, сказал: Говорю вам: даже в Израиле Я не нашёл такой большой веры». Сотник, язычник, признал власть Спасителя-Человека и понял, что Его слово имеет власть исцелять. Таким образом, он поверил не только в Спасителя-Человека, но и в Его слово. Он попросил Господа не идти Самому, а только сказать слово. Спаситель-Человек удивился такой большой вере.

  В этом случае мы также видим человеческие добродетели Господа с Его божественными качествами. Его добродетель проявилась в том, что Он пошёл в дом к сотнику. Господь Иисус является Господом всей вселенной. Тем не менее он был готов пойти и встретиться с военачальником римской армии. Под властью сотника было только сто воинов, но под властью Господа Иисуса была вся вселенная. В человеческой добродетели Спасителя-Человека было выражено Его божественное качество — власть. Он сказал слово, и раб сотника был исцелён. Здесь мы видим божественное качество Господа, явленное в Его человеческой добродетели.

Проявляет жалость к плачущей вдове, воскрешая её единственного сына

  В 7:11-17 мы видим, что Спаситель-Человек проявляет жалость к плачущей вдове, воскрешая её единственного сына. В стихах 11-12 говорится: «И вскоре после этого Он пошёл в город, который называется Наин, и с Ним шли Его ученики и большая толпа. И когда Он приблизился к городским воротам, то вот, выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой; и с ней была довольно большая толпа из города». Эта ситуация была очень печальная, и никто не мог ничего сделать, чтобы утешить скорбящую вдову. Сначала она потеряла мужа, а теперь она потеряла единственного сына.

  Этот случай не имеет себе равных с точки зрения того горя, которое здесь изображено: единственного сына вдовы несут в гробу. Жалость Спасителя тоже не имела себе равных с точки зрения Его нежного сочувствия: в Своём милосердии Он предоставил Свою силу воскресения, чтобы поднять сына вдовы из смерти, не дожидаясь, когда Его попросят об этом. Это указывает на Его поручение, которое тоже не имело себе равных: прийти и спасти потерянных грешников (19:10). Кроме того, это показывает высокий уровень Его нравственности, который Он, как Спаситель-Человек, проявлял, спасая грешников.

  В Лк. 7:13-15 говорится: «И, увидев её, Господь сжалился над ней и сказал ей: Не плачь. — И, подойдя, Он коснулся носилок, и те, что несли их, остановились. И Он сказал: Юноша, тебе говорю: встань. — И мёртвый, приподнявшись, сел и начал говорить. И Он отдал его матери». Здесь мы видим жалость Спасителя-Человека, проявившуюся в том, что Он заговорил с вдовой и коснулся носилок. Когда Он коснулся носилок, те, что несли их, остановились. Тогда Господь велел мёртвому сыну вдовы встать. В данном случае божественные качества Господа выразились в Его человеческих добродетелях.

  В Своей жалости Спаситель-Человек заговорил с вдовой и коснулся носилок. Его не просили делать это. Но, увидев эту ситуацию, Он проявил инициативу и предпринял шаг, в результате которого мёртвый сын был воскрешён. К великому удивлению присутствовавших, Господь предпринял этот шаг в соответствии со Своей человеческой добродетелью. Что заставило Его сжалиться? Его заставила сжалиться Его человеческая добродетель. Затем в Его человеческой добродетели были выражены Его божественные качества, когда Он воскресил юношу из мёртвых.

  Мы опять видим, что Господь Иисус полон человеческих добродетелей и божественных качеств. В том, что Он воскресил мёртвого сына и отдал его матери, мы видим выражение божественных качеств Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях.

  Лука, который написал своё Евангелие, излагая события в порядке, основанном на нравственных принципах, объединил два эпизода: исцеление раба сотника и воскрешение сына вдовы. В эпизоде исцеления раба сотника мы видим власть Господа, а в эпизоде воскрешения сына вдовы мы видим Его нежные чувства. Коснувшись носилок, Господь проявил Своё сочувствие, нежность и любовь. Таким образом, первый эпизод связан с властью; второй эпизод связан с нежным сочувствием. В обоих эпизодах мы видим Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами.

  Фактически, в обоих эпизодах мы видим власть Спасителя-Человека. То, что Он сказал слово, чтобы слуга сотника был исцелён, подразумевает власть. Однако власть, проявленная здесь, не так высока, как власть, проявленная при воскрешении сына вдовы. Объединив эти два эпизода, мы видим, что Спаситель-Человек, Богочеловек, был полон человеческих добродетелей с божественными качествами.

Укрепляет своего предшественника

  В Лк. 7:18 говорится: «И сообщили обо всём этом Иоанну его ученики». Иоанн Креститель, предшественник Христа, находился в тюрьме. Казалось, что Тот, кто обладал властью и сочувствием, не хочет ничего сделать для Иоанна. Наоборот, создавалось впечатление, как будто Он забыл его. Возможно, это беспокоило учеников Иоанна, и они сообщили ему обо всём этом. Возможно, их тревожило то, что Спаситель-Человек, исцеливший раба сотника и воскресивший сына вдовы, ничего не делает для Иоанна Крестителя.

  Далее, в стихах 19-20, говорится: «И, вызвав двоих из своих учеников, Иоанн послал их к Господу сказать: «Ты ли Тот, кто должен прийти, или нам ждать другого?» И, придя к Нему, эти люди сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе сказать: Ты ли Тот, кто должен прийти, или нам ждать другого?» Эти слова Иоанна Крестителя не означают, что он сомневался относительно Христа. Иоанн задал Христу подобный вопрос, желая подтолкнуть Его к тому, чтобы Он освободил Его. Он знал, что Христос – это Тот, кто должен прийти, и в прошлом он уверенно представлял Христа людям (Ин. 1:26-36). После этого Иоанн был заключён в тюрьму, где он ждал, рассчитывая, что Христос сделает что-нибудь, чтобы освободить его. Однако Христос ничего не сделал для него, хотя Он сделал много, чтобы помочь другим. Когда Иоанн услышал об этом, он, возможно, был близок к тому, чтобы преткнуться (Лк. 7:23). Поэтому он послал своих учеников с таким вопросом, чтобы подтолкнуть Христа к действию.

  Три эпизода в 7:1-35 правомерно рассматривать вместе. Господь сделал что-то для сотника и вдовы, которые не имели к Нему никакого отношения. Но Он ничего не сделал для того, кто был Его предшественником и кто был брошен в тюрьму за Него. Хотя Спаситель-Человек много делал для других людей, Он ничего не сделал для Иоанна Крестителя. Именно поэтому Иоанн пытался подтолкнуть Господа Иисуса к тому, чтобы Он что-нибудь сделал для него.

  В 7:22-23 мы видим ответ Господа на вопрос Иоанна Крестителя: «Пойдите, сообщите Иоанну то, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскрешаются, нищим возвещается благовестие. И блажен тот, кто не преткнётся из-за Меня». В стихе 22 Господь в первую очередь сказал о том, что слепые прозревают, потому что в Ветхом Завете такого чуда никогда не было. Тем самым Он привёл Иоанну ясное свидетельство: никто, кроме Мессии, не мог совершить такого чуда (Ис. 35:5).

  В духовном смысле тоже сначала происходит прозрение слепых. В Своём спасении Господь сначала открывает наши глаза (Деян. 26:18), затем мы можем принять Его и ходить, следуя за Ним.

  Хромые обозначают тех, кто не может ходить Божьим путём. После спасения они могут ходить благодаря новой жизни (Ин. 5:8-9).

  Глухие обозначают тех, кто не может слышать Бога. После спасения они могут слышать голос Господа (Ин. 10:27).

  Мёртвые обозначают тех, кто мёртв в грехах (Эф. 2:1, 5) и неспособен соприкасаться с Богом. После возрождения они могут общаться с Богом посредством своего возрождённого духа.

  Нищие обозначают всех тех, у кого нет Христа и нет Бога и кто не имеет надежды в мире (Эф. 2:12). Принимая благовестие, они делаются богатыми в Христе (2 Кор. 8:9; Эф. 3:8).

  Что бы вы сказали на месте Иоанна, если бы вы услышали слово, сказанное Господом в стихе 22? Наверное, вы бы сказали: «Я не хочу слушать подобные вести. Господь, что Ты сделаешь в отношении меня? Ты даёшь прозрение слепым, Ты заставляешь хромых ходить, Ты очищаешь прокажённых, Ты даёшь слух глухим, Ты воскрешаешь мёртвых и Ты возвещаешь благую весть нищим. Я хотел бы услышать какую-нибудь благую весть о моей ситуации. Господь, что Ты сделаешь для меня? Я до сих пор в тюрьме. Разве Ты не провозгласил юбилей и не объявил об освобождении пленников? Господь, я хочу, чтобы Ты выпустил меня на свободу».

  В стихе 23 Господь сказал Иоанну: «Блажен тот, кто не преткнётся из-за Меня». Эти слова подразумевают, что Иоанн Креститель, возможно, преткнулся из-за Господа, из-за того что Господь не поступил в отношении него так, как хотелось бы ему. Здесь Господь воодушевил его принять тот путь, который Он ему назначил, чтобы он был блажен.

  В стихе 23 Господь как бы говорил: «Иоанн, Я много сделал для других, но Я ничего не сделаю для тебя. Не претыкайся из-за Меня. Блажен тот, кто не преткнётся из-за Меня».

  Я полагаю, что сказанное Господом в стихе 23 укрепило Иоанна для его будущей мученической смерти. Иоанн знал, что Христос может сделать всё, но Он не хотел ничего сделать для него. Хотя Господь мог бы что-нибудь сделать, то, что Он ничего не сделал, было правильно. Судя по всему, Иоанн был убеждён словом Господа и укреплён им.

  В 7:24-28 Господь Иисус говорил толпам об Иоанне Крестителе. В стихе 26 Господь Иисус сказал, что Иоанн Креститель «гораздо больше, чем пророк». Затем в стихе 27 Он сказал о нём: «Это тот, о ком написано: „Вот, Я посылаю Моего вестника перед Твоим лицом, который приготовит Твой путь впереди Тебя“». В Мал. 4:5 содержится пророчество о приходе Илии. Когда Иоанн Креститель был зачат, было сказано, что он пойдёт перед Господом в духе и силе Илии (Лк. 1:17). Поэтому в некотором смысле Иоанна можно считать «Илиёй, который должен прийти» (Мф. 11:14). Однако на самом деле пророчество в Мал. 4:5 исполнится во время великой скорби, когда настоящий Илия, один из двух свидетелей, придёт укреплять Божий народ (Отк. 11:3-12).

  В Лк. 7:31-32 Господь Иисус продолжал: «Чему же уподоблю людей этого поколения и чему они подобны? Они подобны детям, сидящим на рыночной площади и окликающим друг друга, которые говорят: „Мы играли вам на флейте, а вы не плясали; мы пели погребальную песню, а вы не плакали“». Фарисеи и законники (ст. 30) думали, что они опытны и сведущи в законе Божьем. Но в стихе 32 Господь уподобляет их детям.

  Христос и Иоанн Креститель «играли на флейте», проповедуя благовестие царства, но фарисеи и законники не «плясали» от радости спасения. Иоанн и Христос «пели погребальную песню», проповедуя покаяние, но эти люди не «плакали» от горести греха. Божья праведность требовала, чтобы они покаялись, но они не захотели послушаться. Божья благодать предлагала им спасение, но они не захотели принять его.

  В стихе 33 Господь продолжает: «Ибо пришёл Иоанн Креститель — и хлеба не ест, и вина не пьёт, и вы говорите: „В нём бес“». Иоанн Креститель, который пришёл привести людей к покаянию и заставить их скорбеть о грехе, не находил удовольствия в пище и питье (1:15-17). Поскольку Иоанн Креститель вёл странный и необычный образ жизни: не ел и не пил, как все остальные, то противники обвиняли его в том, что он одержим бесом.

  В стихе 34 Господь говорит: «Пришёл Сын Человеческий — ест и пьёт, и вы говорите: „Вот прожорливый человек и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников“». Христос – это не только Спаситель, но и Друг грешников, который сочувствует их бедам и ощущает их горе. Он пришёл дать грешникам спасение и заставить их ощутить его радость. Поэтому Он с радостью ел и пил с ними.

  В 7:31-34 Господь Иисус фактически укорял то поколение. Когда Он провозгласил юбилей, это было игрой на «флейте». Но люди того поколения не откликнулись и не стали «плясать». Подобным образом, когда Он и Иоанн Креститель пели погребальную песню, люди не покаялись. Вместо этого они стали говорить, что в Иоанне бес и что Господь Иисус – прожорливый человек, пьяница, друг сборщиков налогов и грешников.

  В стихе 35 Господь заключает: «Однако мудрость оправдана всеми её детьми». Мудрость – это Христос (1 Кор. 1:24, 30). Что бы Христос ни делал, всё это делалось Божьей мудростью, то есть Самим Христом. Эта мудрость была оправдана всеми её детьми. Те, кто верит в Христа, — это дети мудрости, которые оправдывают Христа и Его дела и следуют Ему как своей мудрости.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках