Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 177

Товарищ Бога

(2)

Тексты Писания: Исх. 32:30-35; 33:1-23

  В предыдущем сообщении мы увидели, что Моисей был не просто другом Бога, но товарищем Бога, Его компаньоном. Моисей и Бог были партнёрами в одном предприятии. Поскольку Моисей был Божьим товарищем, он знал Божье сердце и мог говорить с Богом глубоко личным образом.

Был явлен благодаря идолопоклонникам и среди идолопоклонников

  То, что Моисей был товарищем Бога, стало явным благодаря идолопоклонникам и среди идолопоклонников. Мы, те, кто служит святым в церквях, можем усвоить из этого важный урок. Этот урок заключается в том, что мы никогда не должны винить обстоятельства. Старейшины не должны говорить: «Все наши братья и сёстры создают одни неприятности. Из-за этого мы не можем двигаться дальше. Оставим это служение, и пусть другие будут старейшинами. Тогда они вкусят, как тяжело быть старейшиной в этой местности». Такие мысли закрадываются порой в сердце старейшин. Были ситуации, когда я сам слышал, как старейшины говорили нечто подобное.

  Старейшинам нужно увидеть, что степень работы Господа над нами и количество уроков Господа, которые мы усвоили, будут явлены благодаря трудностям, которые возникают у нас из-за святых. То, что Моисей был Божьим товарищем, было явлено благодаря людям, которые поклонились идолу. Подобным образом именно неблагополучные святые создают возможность для Господа явить то, что Он сделал в нас. Если старейшины будут иметь дело только с положительными братьями и сёстрами, то в этом случае то, что старейшины представляют собой, не будет явлено.

  Изготовление золотого тельца было тяжёлым ударом для Моисея. Как он должен был поступить в сложившейся ситуации? Всё зависело от того, каким он был человеком. Порочное состояние детей Израиля дало возможность Моисею проявиться как Божьему товарищу.

Совершил заглаживание за жестоковыйных идолопоклонников

  В 32:30 Моисей сказал народу: «Вы согрешили великим грехом. И теперь я взойду к Иегове; может быть, я смогу совершить заглаживание за ваш грех». Здесь мы видим, что Моисей был готов совершить заглаживание за жестоковыйных идолопоклонников. С человеческой точки зрения это требовало большого терпения. Если бы вы были на месте Моисея, вы захотели бы умиротворять Бога ради таких бунтарей? Если бы мы были на его месте, мы, возможно, умоляли бы Бога истребить таких людей. Чтобы совершить работу умиротворения, заглаживания, требуется терпение.

Посредством того, что разговаривал с Богом глубоко личным образом

  Моисей старался совершить заглаживание перед Богом посредством того, что разговаривал с Ним глубоко личным образом. В Исх. 32:31 говорится: «И возвратился Моисей к Иегове и сказал: О, этот народ согрешил великим грехом, и сделали они себе золотого бога». Обратите внимание, что здесь Моисей употребил нейтральное выражение «этот народ». Он не сказал Господу: «Твой народ», и он также не сказал о людях: «Мой народ». Бог сказал Моисею, что это он, Моисей, вывел народ из Египта (32:7). Но Моисей сказал Богу, что это Он, Бог, вывел их (32:11). Здесь же Моисей, играя роль посредника, использует нейтральное выражение; он не называет народ ни Божьим народом, ни своим народом, а говорит о нём: «Этот народ».

  В повествовании не говорится, что Моисей сообщил Богу, какие меры он принял в отношении поклонившегося идолу народа. Он не рассказывал Богу, что он стёр тельца в порошок, рассыпал его по воде и заставил людей пить эту воду. Он также не говорил Господу о том, что он призвал некоторых, чтобы они убили идолопоклонников. Мы лишь видим дружескую, близкую беседу между Моисеем и Господом. Моисей просто сказал Богу, что народ согрешил великим грехом, сделав себе золотого бога.

Ходатайствовал, рискуя своей вечной участью

  Моисей старался совершить заглаживание за народ, даже рискуя своей вечной участью. Согласно стиху 32, он сказал Господу: «И теперь если бы Ты только простил их грех! А если нет, пожалуйста, сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал». Обратите внимание, что Моисей не закончил своё первое высказывание. Он просто сказал: «Если бы Ты только простил их грех». Если бы мы были на месте Моисея, мы бы сказали: «Теперь если бы Ты только простил их грех, то всё было бы хорошо». Но Моисей оставил вопрос открытым. В некоторых переводах этот смысл передаётся многоточием, указывающим на то, что часть слов пропущена: «Если бы Ты только простил их грех…» Иногда нам приходится говорить так с близкими нам людьми. Обращаясь к мужу или жене, нам иногда нужно сказать: «Если бы ты только это сделал…» Нам не всегда следует заканчивать свою мысль. Моисей сказал так, потому что знал, что он не Господь. Только Господь является Господом. Поэтому Моисей не посмел говорить, каковы будут результаты и последствия того, что Господь простит их грех.

  Последние слова Моисея в стихе 32 ясно показывают, что он совершал заглаживание за народ, рискуя своей духовной участью. Он сказал Господу: «А если нет, пожалуйста, сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал». Моисей как бы говорил: «Что касается моей собственной участи, то, если Ты не простишь этот народ, Господь, пожалуйста, уничтожь и меня. Но я предоставляю Тебе решать участь народа. Только Ты можешь сказать, какой должна быть их участь».

  Как вы думаете: слова Моисея в стихах 31 и 32 были обычной молитвой? Нет, Моисей не молился за детей Израиля обычной молитвой; он заступался за них, говоря с Богом глубоко личным образом. Моисей выбрал мудрый путь, как умиротворить Бога в этой ситуации.

Согласно Божьему сердцу

  Моисей совершил заглаживание за народ согласно Божьему сердцу (32:33—33:3). Если судить по тому, что Господь говорит в стихе 33, Он не прислушался к словам Моисея. Внешне может показаться, что Бог воспротивился сказанному Моисеем, но внутренне Он почтил его слова. Бог был рад, что у Него есть такой товарищ. Бог мог сказать Себе: «Я рад, что Моисей Мой товарищ. У него близкие отношения со Мной, и он знает Моё сердце и что Я хочу сделать. Моисей знает, что Я хочу простить этих людей и по-прежнему использовать их. Я бы не стал начинать разговор и заступаться за них, но Моисей, Мой товарищ, тот, кто знает Моё сердце, начал этот разговор».

  В стихе 33 Бог сказал Моисею: «Того, кто согрешил против Меня, — Я сотру его из Моей книги». Эти слова были внешним выражением, необходимым для поддержания Божьей чести. Но то, что Господь сказал после этого в стихе 34, свидетельствует о том, что Он простил народ: «А теперь иди, веди народ в то место, о котором Я говорил тебе. Вот, Мой Ангел пойдёт перед тобой; однако в день Моего посещения Я посещу их за их грех». Моисей, посредник, понял, что эти слова Бога свидетельствуют о том, что Он простил народ. Моисей сказал: «Если бы Ты только простил их грех…» Он как бы говорил Господу: «Господь, я больше ничего не скажу. Теперь слово за Тобой. Ты скажи мне, что я должен вести народ в то место, о котором Ты говорил мне. Для меня это не проблема».

  В Библии короля Якова и в переводе Джона Н. Дарби слово «ангел» в стихе 34 написано с большой буквы. Я согласен с этим, поскольку это указывает на то, что Ангел здесь — это Христос. Господь пообещал Моисею, что Его Ангел пойдёт перед ним и что в день Своего посещения Господь посетит их за их грех. С одной стороны, люди были прощены. Но с другой стороны, проблема оставалась, и Бог сказал, что Он примет меры для её решения. Иногда подобные отношения возникают между отцом и его детьми. Дети могут сделать что-то не так, и отец простит их и отпустит их. Однако у него остаётся желание так или иначе разобраться с этим позднее.

Вынудил людей скорбеть и очистить себя

  В Исх. 33:1-3 говорится: «Потом Иегова говорил Моисею: Уходи; иди отсюда, ты и народ, который ты вывел из Египетской земли, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: „Твоему семени Я дам её“. И Я пошлю перед тобой Ангела, и Я изгоню хананеев, аморреев, и хеттеев, и ферезеев, эвеев, и иевусеев. Иди в землю, текущую молоком и мёдом; ибо Я не пойду среди тебя, чтобы Я не поглотил тебя по пути, ибо ты народ жестоковыйный». Отсюда видно, что две стороны, Господь и Моисей, достигли в своём разговоре согласия. Бог, первая сторона, согласился отпустить провинившихся людей, но Он всё равно настаивал на том, что Он примет меры в отношении народа позднее. Когда Моисей и дети Израиля услышали это, они поняли, что это неприятное слово. В стихе 4 говорится: «И когда народ услышал это злое слово, они стали скорбеть и никто не надел на себя свои украшения».

  В стихах 5 и 6 говорится: «А Иегова прежде сказал Моисею: Скажи детям Израиля: Вы народ жестоковыйный; если бы Я на одно мгновение пошёл среди тебя, то Я бы истребил тебя. Итак, теперь сними с себя свои украшения, и Я решу, что Мне делать с тобой. Так дети Израиля лишились своих украшений начиная от горы Хорива». Здесь мы видим, что Моисей вынудил народ скорбеть и очистить себя.

  Это можно сравнить со случившимся в Быт. 35:1-4. Господь велел Иакову пойти в Вефиль и построить там жертвенник Богу. Тогда Иаков сказал своему дому и всем, кто был с ним: «Уберите чужих богов, которые есть у вас, и очиститесь, и перемените вашу одежду» (Быт. 35:2). Затем в повествовании говорится, что «они отдали Иакову всех чужих богов, которые были в их руке, и серьги, которые были в их ушах» (ст. 4). Чтобы очиститься, они должны были снять с себя все свои украшения.

  Как мы уже говорили в одном из предыдущих сообщений, украшения, которые носили дети Израиля, предназначались для их самоукрашения. Это самоукрашение было предварительной стадией идола, золотого тельца. Идол вышел из самоукрашения, поскольку золото украшений было использовано для изготовления золотого тельца. Даже после того как золотой телец был уничтожен и три тысячи детей Израиля были убиты, у людей оставались украшения. Но когда они услышали «злое слово» о том, что Господь не пойдёт среди них, «никто не надел на себя свои украшения». На самом деле люди должны были возложить на себя вретище и пепел в знак истинного покаяния, исходящего от сокрушённого сердца. Но у них по-прежнему оставались их украшения. Когда они услышали это злое слово, они начали понимать, что больше не могут носить эти украшения. Поэтому в повествовании говорится, что «дети Израиля лишились своих украшений начиная от горы Хорива» (ст. 6).

  В 32-й и 33-й главах мы видим результат работы Моисея как посредника между Богом и детьми Израиля. Сначала он ради народа умиротворил Бога в Его гневе. Затем он вынудил людей покаяться и в знак покаяния снять с себя свои украшения. Люди отказались от самоукрашения. Таков был результат заглаживания, совершённого Моисеем за жестоковыйных идолопоклонников.

Пребывать с Богом в шатре вне стана

  В Исх. 33:7 говорится: «А Моисей брал шатёр и ставил его вне стана, поодаль от стана, и он назвал его шатром собрания. И каждый, кто искал Иегову, выходил к шатру собрания, который был вне стана». Согласно стихам 9 и 10, слава Господа стояла у входа в шатёр. В стихе 11 сказано, что «Иегова говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим товарищем». Все дети Израиля, которые хотели искать Господа, выходили к шатру собрания, который был вне стана.

  Моисей, человек с опытом, знал, что Бог, согласно Своей святости, не будет больше оставаться среди народа, поскольку стан был поражён идолослужением. Поэтому Моисей взял свой шатёр, который до этого находился в стане, и поставил его вне стана. Он сделал это согласно Божьему сердцу.

  Зная Божье сердце, Моисей понимал, что он не может оставаться в обстановке, поражённой идолослужением. Поэтому он перенёс свой шатёр за пределы стана. Этот шатёр стал Божьим шатром. Скиния ещё не была построена. Поэтому шатёр Моисея стал шатром собрания, в котором Бог мог встречаться со Своим народом. «И когда Моисей входил в шатёр, спускался облачный столб и стоял у входа в шатёр и Иегова говорил с Моисеем» (ст. 9). Люди, которые искали Бога, должны были идти к шатру Моисея.

  Находящийся вне стана шатёр Моисея является прообразом. В Евр. 13:12-13 мы видим исполнение этого прообраза: «Поэтому и Иисус, чтобы освятить народ через Свою собственную кровь, пострадал вне ворот. Итак, выйдем к Нему за стан, неся Его поношение». Господь Иисус был распят за пределами Иерусалима. Божий народ отверг Его, Божьего Посланника. Хотя Он является Сыном Божьим, дети Израиля распяли Его вне города. В Евр. 13:13 говорится, что нам нужно выйти к Христу за стан, который обозначает человеческую организацию.

  В прошлом столетии некоторые учителя решительно писали об этом. Они указывали, что сегодняшнее христианство — это «стан», и этот стан был поражён идолослужением. Господь не мог оставаться в таком поражённом идолослужением стане. Поскольку Он вышел за пределы этого стана, всякий, кто ищет Господа, должен выйти к Нему за стан. Нам нужно выйти к отвергнутому Господу, которого отвергла поражённая идолослужением религия. Нам нужно оставить поражённый идолослужением стан и пойти к Тому, кто был отвергнут. Это — узкий путь, которым мы должны идти.

  Нам нужно спросить себя, где мы находимся: по-прежнему в «стане», или мы вышли к Господу за стан. Возможно, мы сможем засвидетельствовать, что мы находимся за станом. Тем не менее нам нужно следить за тем, чтобы снова не стать станом. Как только среди Божьих людей возникает идолослужение, они становятся станом.

  Всё, что делал Моисей в этих главах, было согласно Божьему сердцу. Он совершил заглаживание за детей Израиля согласно Божьему сердцу, и он перенёс свой шатёр за пределы стана тоже согласно Божьему сердцу. Поэтому у Моисея были основания «торговаться» с Богом по поводу Его присутствия и славы (33:12-23).

Торгуется с Богом по поводу Его присутствия и славы

Уговаривает Бога, чтобы Его присутствие пошло с Его народом

  В 33:12-17 мы видим, что Моисей торговался с Богом, уговаривая Его, чтобы Его присутствие (Его лицо) пошло с народом, который Бог отделил, и показывало ему путь, которым он должен идти. В стихах 12 и 13 Моисей сказал Господу: «Смотри, Ты говоришь мне: „Веди этот народ“, но Ты не поведал мне, кого Ты пошлёшь со мной. Однако Ты сказал: „Я знаю тебя по имени, и притом ты обрёл благосклонность в Моих глазах“. Итак, теперь, если я обрёл благосклонность в Твоих глазах, пожалуйста, поведай же мне Твои пути, чтобы я знал Тебя, чтобы мне обретать благосклонность в Твоих глазах. И подумай, что это племя — Твой народ». Хотя Моисей не выразил свою просьбу ясными словами, Бог понял его. В стихе 14 Он ответил: «Моё присутствие пойдёт с тобой, и Я дам тебе покой». Тогда Моисей сказал Господу: «Если Твоё присутствие не пойдёт с нами, не выводи нас отсюда. Ибо как тогда будет известно, что я обрёл благосклонность в Твоих глазах — я и Твой народ? Разве не из того, что Ты пойдёшь с нами, так что мы — я и Твой народ — будем отличны от всякого другого народа, который на лице земли?» (ст. 15-16). Господь снова согласился с просьбой Моисея: «И это — то, что ты говорил, — Я сделаю; ибо ты обрёл благосклонность в Моих глазах и Я знаю тебя по имени» (ст. 17).

  Если мы внимательно прочитаем этот раздел в 33-й главе, мы увидим, что Божья слава — это Божье присутствие, а Божье присутствие — это Божий путь. Если у нас есть Божье присутствие, у нас есть Божий путь. Божье присутствие — это «карта», которая показывает нам, каким путём нам идти. Например, когда Бог призвал Авраама, Он не сказал точно, куда ему идти, поскольку Божьим водительством для Авраама было Божье присутствие.

  В 33:12-17 мы видим, что Моисей хотел иметь Божье присутствие и Божью славу. Бог уже был умиротворён Моисеем, но Он объявил, что не пойдёт с народом. Однако Моисей не был полностью удовлетворён соглашением с Богом. Поэтому, добившись некоторых успехов в разговоре с Господом, он постарался добиться большего. Для этого он спросил Господа о том, кто пойдёт с народом. Моисей сказал Ему: «Ты не поведал мне, кого Ты пошлёшь со мной». В конце концов Господь согласился выполнить просьбу Моисея и как бы сказал: «Моисей, Я дам тебе то, что ты хочешь. Я знаю, что ты хочешь, чтобы Я пошёл с тобой. Хорошо, Я сделаю это».

Просит Бога показать ему Божью славу

  Моисей ещё не был до конца удовлетворён, и он сказал Господу: «Пожалуйста, покажи мне Твою славу» (ст. 18). Моисей, несомненно, был опытным человеком, и он знал, как вести переговоры с Господом. Мы должны научиться у него, что, для того чтобы молиться надлежащим образом, нам не нужно возносить религиозные молитвы. Напротив, наши молитвы должны превратиться в глубоко личный разговор с Господом.

  Отвечая на просьбу Моисея, Господь сказал: «Я проведу всю Мою благость перед тобой, и провозглашу имя Иеговы перед тобой, и кому окажу благоволение, тому окажу благоволение, и кому явлю сострадание, тому явлю сострадание. Но сказал Он: Ты не можешь увидеть Моё лицо, ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (ст. 19-20). Здесь мы видим, что благость Господа, Его имя, благоволение и сострадание могли быть показаны и провозглашены Моисею напрямую. Однако он не мог увидеть лицо Господа, Его славу. Здесь Господь как бы сказал: «Моисей, Я могу показать тебе Мою благость, Моё благоволение и Моё сострадание. Я также могу провозгласить тебе Моё имя. Но одного Я не могу сделать — Я не могу показать тебе Моё лицо. Если ты увидишь Моё лицо, Моисей, ты умрёшь. Поэтому ради тебя самого Я не дам тебе увидеть Моё лицо».

  Согласно 33:21-23, Господь сказал Моисею: «Вот, есть место вблизи от Меня, и ты встань на скале, и, когда будет проходить Моя слава, Я поставлю тебя в расщелине скалы и покрою тебя Моей рукой, пока не пройду. И Я сниму Мою руку, и ты увидишь Меня сзади, но Моё лицо не будет видно». Христос — рассечённая скала, вечная скала, которая была рассечена для нас. Только в распятом Христе мы можем увидеть Бога. Я не могу в полной мере объяснить, что это означает. Я могу лишь в общем сказать, что в рассечённом Христе мы можем до некоторой степени увидеть Бога. Согласно 33:23, мы можем увидеть Его сзади, но мы не можем увидеть Его лицо.

  В этих стихах Моисей достиг «последнего рубежа» в своих попытках торговаться с Богом. Моисею было некуда двигаться в переговорах с Господом. Он получил всё, что мог получить. Из прямо сказанных слов Господа он понял, что не сможет увидеть лицо Господа, а увидит Его только сзади.

Несколько трудных вопросов

  В этом разделе Слова содержится несколько богословских проблем, у которых нет решения. Во-первых, в 33:2 Господь сказал, что Он пошлёт перед народом Своего Ангела. Несомненно, что Ангел здесь — это Христос, а Христос — это Сам Бог. Если Христос идёт с народом, значит с ним идёт Бог. Почему же тогда Бог сказал, что Его Ангел пойдёт, а Он Сам не пойдёт? Кроме того, почему, после того как Моисей ещё поторговался с Богом, Бог сказал, что Его присутствие пойдёт с народом? Бог сказал, что и Его Ангел, и Его присутствие пойдут с народом. Ангел — это Христос, а присутствие — это, по сути, Божье лицо. Итак, у нас возникает проблема, поскольку здесь говорится, что Ангел Бога и Его присутствие пойдут с народом, а Бог сказал, что Сам Он не пойдёт с ним.

  Ещё одна проблема связана с тем, что Бог сказал Моисею в стихе 20 о том, что Моисей не увидит Его лица. Господь сказал: «Ты не можешь увидеть Моё лицо, ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Однако в стихе 11 говорится: «Иегова говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим товарищем». Как мы можем это объяснить?

  Более того, в этих стихах мы видим, что Божье лицо — это Божья слава, а Божья слава — это Божье присутствие, а Божье присутствие — это Божье лицо. Как нам понять всё это?

  Как я уже отметил, у меня нет ответа на все эти вопросы. Я могу лишь сказать что-то согласно нашему ограниченному пониманию Бога. С одной стороны, мы можем говорить с Богом лицом к лицу. Но с другой стороны, мы не можем видеть Божье лицо. Это не противоречие. Скорее, это вопрос степени или меры.

  Тот же самый принцип применим и к идущему с народом Божьему Ангелу. То, что Ангел Божий шёл с детьми Израиля, означает, что в определённой степени Бог шёл с ними. То, что Божья слава шла с ними, означает, что Бог шёл с ними в большей степени. В 14-й главе Исхода мы видим, что Ангел Божий — это одно, а облачный столп — это другое (ст. 19). И Ангел Божий, и облачный столп присутствовали там и вели всех вперёд. Однако с детьми Израиля мог идти и кто-то один из них. Лучше, разумеется, когда есть и тот и другой.

  Когда Моисей ставил свой шатёр вне стана, Божья слава стояла у входа в шатёр, однако это не происходило в самом стане. Отсюда видно, что Божье присутствие находилось у входа в шатёр Моисея, но не в стане. Однако мы не можем сказать, что Бога вовсе не было в стане с детьми Израиля. Этот принцип применим и к нам сегодня. Мы можем сказать, что Божья слава не присутствует там, где среди христиан есть идолослужение. Однако мы не можем сказать, что Бога вообще нет среди этих христиан. Как мы уже отмечали, всё дело в степени этого присутствия.

  Из сказанного в 32:30—33:23 мы усвоили серьёзный урок: нам нужно знать Божье сердце и нам также нужно быть человеком согласно Божьему сердцу. Тогда у нас, как и у Моисея, будет Божье присутствие. Моисей имел Божье присутствие во всей полноте. Но дети Израиля имели Божье присутствие в очень ограниченной степени, потому что они были далеки от Божьего сердца. Однако Моисей был человеком, очень близким к Божьему сердцу, человеком согласно Божьему сердцу. Поэтому он имел Божье присутствие в полной мере. Всем нам нужно усвоить, что только такой человек, как Моисей, может быть Божьим товарищем. Только у такого человека может быть общий интерес с Богом, и только такого человека Бог может использовать для осуществления Своего предприятия на земле.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках