Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 40

Живая вода из рассечённой скалы

(1)

Тексты Писания: Исх. 17:1-7; Числ. 20:1-13; 1 Кор. 10:1-4

  Мы рассмотрели небесную манну в 16-й главе Исхода, и в этом сообщении мы переходим к живой воде из рассечённой скалы (17:1-7).

Манна и живая вода

  Нам нужно обратить внимание на последовательность событий в 16-й и 17-й главах. В 16-й главе мы видим ясную картину манны, а в 17-й главе - повествование о живой воде, текущей из рассечённой скалы. Эта последовательность не случайна; она соответствует Господнему всевластию. Ту же самую последовательность мы видим в 6-й и 7-й главах Евангелия от Иоанна. В 6-й главе мы читаем о небесной манне, а в 7-й главе - о живой воде. Это ещё одно указание на то, что манна и живая вода упоминаются в той последовательности, которая соответствует Божьему всевластному устроению.

  В Своей работе по сотворению Бог приготовил скалу, о которой говорится в 17-й главе Исхода, и поместил её в совершенно определённой географической точке. Когда дети Израиля пришли в это место, скала уже ждала их. В 17-й главе не говорится о том, что Бог велел Моисею искать скалу или доставить скалу к народу. В этой главе мы видим ясное указание на то, что скала уже была там. Как Бог приготовил Красное море в качестве места крещения для детей Израиля, так Он приготовил скалу, вероятно очень большую скалу, в качестве прообраза Христа в 17-й главе.

  После того как Бог сотворил человека, Он поместил его в саду с деревом жизни и текущей рекой. Дерево жизни соответствует манне, которая утоляет голод человека, а текущая река соответствует живой воде, которая утоляет жажду человека. Во 2-й главе Бытия сначала упоминается дерево жизни, а затем - река. Но в 22-й главе Откровения сначала упоминается река воды жизни, а затем - дерево жизни. Согласно Отк. 22:1-2, дерево жизни растёт в реке. Почему же в Бытии сначала говорится о дереве жизни, а затем - о реке, а в 22-й главе Откровения порядок меняется? На начальном этапе река следует за деревом жизни, но на последующем этапе дерево жизни растёт в текущей реке.

  Это картина нашего духовного переживания. Когда мы впервые услышали благовестие, мы приняли Божье слово. Принять слово - значит принять манну. После того как мы приняли слово, Дух начал течь в нас подобно реке. Такова последовательность в начале переживания спасения. Теперь, когда мы идём дальше в своём духовном переживании, Дух как текущая река приносит нам снабжение слова, манну. В начале нашего христианского переживания у нас сначала было слово, а затем - Дух, сначала была манна, а затем - живая вода. Но по мере того как мы движемся вперёд в своём переживании спасения, порядок меняется, и Дух снабжает нас словом. В Пс. 36:8 говорится: «Они пропитываются тучностью Твоего дома, и Ты поишь их из реки Твоих удовольствий». Этот стих указывает на начальный этап переживания Божьего спасения. Здесь тучность Божьего дома (слово) предшествует тому, что мы пьём из реки Божьих удовольствий (Духа).

  Примечательно, что дети Израиля получили переживание живой воды, описанной в 17-й главе, после того как они начали есть манну. Сразу же после того как они начали есть манну, они были приведены в место, где не было воды. Эти события далеко не случайны, и их последовательность соответствует Божьему всевластному устроению. Эта последовательность является частью подробной и полной картины Божьего полного спасения, которую мы видим в Исходе. Как мы уже неоднократно говорили, Исход - это книга картин, изображающая Божье спасение. Рассматривая эти картины, мы должны поклоняться Богу за Его всевластие. В Своём творении Он сделал необходимые приготовления. Затем, в нужное время, Он повёл Свой народ в место, где скала ожидала его.

Следовали Господнему водительству

  В 17:1 мы читаем, что дети Израиля шли по повелению Господа. Они шли, руководствуясь не своим мнением или выбором. Повеление Господа, несомненно, было связано с облачным столбом и огненным столбом, которые вели народ в его путешествиях. Столб обозначает Самого Господа, который вёл и направлял народ на его пути. Богу не нужно было говорить народу, когда им двигаться и куда идти. Им просто нужно было следовать за столбом. День и ночь высокий столб стоял между небом и землёй. Днём столб имел вид облака, а ночью он имел вид огня. В 13:22 говорится, что «облачный столб днём и огненный столб ночью не отступал от народа». Согласно Числ. 9:17-18, «когда облако поднималось от шатра, то после этого дети Израиля отправлялись в путь; и в том месте, где облако опускалось, там дети Израиля располагались станом. По повелению Иеговы дети Израиля отправлялись в путь, и по повелению Иеговы они располагались станом». Отсюда видно, что повеление Господа связано с облачным столбом и огненным столбом. Всякий раз, когда столб начинал двигаться, будь то днём или ночью, дети Израиля отправлялись в путь. Таким образом, при помощи столба Бог без слов давал повеление народу в отношении его путешествий.

  Дети Израиля оставили то место, где они впервые ели манну, и просто последовали за Господним водительством. Они не двигались, руководствуясь своими предпочтениями, и они не знали, куда они идут. Они просто следовали за столбом, когда он вёл их в сухое место; в этом месте не было воды, но там была огромная скала. В этом месте Божий народ должен был пережить Божье спасение.

Семь значительных переживаний

  Когда дети Израиля были в Египте, они видели Божью всемогущую силу, явленную в бедствиях, наведённых на египтян в результате чудесного божественного вмешательства. Кроме того, они пережили Пасху и исход, в результате которых они были избавлены от тирании фараона. Совершив исход из Египта, они перешли через Красное море. Как сказано в 14:22, «дети Израиля вошли в середину моря по суше, и воды были им стеной справа от них и слева от них». Затем в Мерре Божий народ пережил превращение горькой воды в сладкую. Перейдя из Мерры в Элим, народ пережил семьдесят растущих пальмовых деревьев и двенадцать текущих источников воды. После этого, в 16-й главе, люди начали есть манну в качестве Господнего обеспечения. За короткий период времени у детей Израиля было семь значительных переживаний: бедствия в Египте, Пасха, исход, переход через Красное море, превращение горькой воды в сладкую, семьдесят пальмовых деревьев и двенадцать источников и небесная манна. Если мы рассмотрим свою духовную историю, мы поймём, что у нас тоже были эти основополагающие переживания.

Наша потребность в живой воде

  После седьмого переживания, переживания небесной манны, столб повёл детей Израиля в место, где их ожидало ещё одно переживание - переживание живой воды. Отсюда видно, что, даже после того как мы пережили Христа как свою манну, нам всё ещё нужно пережить Его как свою живую воду. И в духовной жизни, и в физической жизни нам нужно не только есть, но и пить. Мы не можем жить, если не будем пить. Жажда даже серьёзнее голода, потому что от жажды человек умирает раньше, чем от голода. Когда мы едим пищу, нам нужно что-то пить. Кроме того, нам нужно пить что-то ещё в течение дня. Мы нуждаемся и в пище, и в питье, но пить важнее, чем есть. Следовательно, в каком-то смысле живая вода, текущая из рассечённой скалы, важнее, чем манна.

  Кроме того, нам нужно пить для нормального пищеварения. Если мы съедим твёрдую пищу и не будем пить никакой жидкости, наш желудок не сможет переварить эту пищу. Для переваривания и усваивания пищи необходима вода. Тот же самый принцип применим и к неверующим, когда они откликаются на благовествование и открываются, чтобы принять Господа. Если они примут слово благовестия, не переживая Духа, они не смогут переварить это слово. Приняв слово, они должны переживать Духа, который поможет перевариванию слова.

Рассечена властью Божьего закона

  Важное различие между манной и водой из скалы состоит в том, что манна не даёт нам такой же ясной картины смерти Христа, какую даёт нам вода. Это не означает, однако, что в переживании манны нет указания на смерть Христа. В 16-й главе говорится, что манну нужно было молоть и толочь. То, что манну мололи и толкли, изображает смерть Христа. Чтобы стать нашей пищей, Христос должен был претерпеть смерть. Но эта картина изображает смерть Христа не так ясно, как картина рассечённой скалы, из которой вышел поток живой воды. Рассечённая скала - это ясная, полная и законченная картина Христова распятия.

  Смолоть кориандровое семя относительно легко, но ударить в скалу так, чтобы она раскололась, довольно трудно. Одно дело - толочь манну в ступе, а другое дело - рассечь огромную скалу. Господь велел Моисею взять свой посох и ударить в скалу, «и из неё выйдет вода, чтобы народ пил» (17:6). Нам нужно уделить пристальное внимание тому, что скала была рассечена при помощи посоха Моисея. Моисей в системе прообразов обозначает закон, а посох олицетворяет силу и власть закона. Скала, разумеется, является прообразом Христа. То, что Моисей ударил в скалу своим посохом, означает, что Христос был рассечён властью Божьего закона. В глазах Бога Господь Иисус был предан смерти не иудеями, а Божьим законом. Первые три часа Своего распятия Христос страдал от руки человека, но последние три часа Христос страдал, потому что Он был рассечён силой Божьего закона.

Скала и дух

  В Библии во многих местах говорится, что Бог - это наша скала. Во Втор. 32:18 Бог назван породившей нас скалой. Отсюда видно, что Бог как скала является нашим Отцом. Эта скала является порождающей скалой, скалой, полной жизни. Во 2 Цар. 22:47 (евр.) и Пс. 95:1 мы видим, что Бог - это скала нашего спасения. Кроме того, эта скала является нашей крепостью (Пс. 62:7) и нашим убежищем (Пс. 94:22). Эта скала является нашим укрытием, защитой, покровом и залогом нашей безопасности. В Ис. 32:2 о Господе говорится, что Он «как тень огромной скалы в истощённой земле». Когда мы истощены, мы можем покоиться в тени этой скалы и быть освежены. Эта скала, ожидавшая в сухом месте Божий народ, была рассечена, чтобы люди получили живую воду для питья.

  Вода, текущая из рассечённой скалы, является прообразом Духа. В Ин. 7:37-38 говорится: «А в последний день, великий день праздника, Иисус встал и воскликнул: Если кто-нибудь жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт. Кто верит в Меня, у того, как говорит Писание, из самой глубины его потекут реки живой воды». Господь произнёс эти слова в последний день праздника Кущей. Затем, в Ин. 7:39, говорится: «А сказал Он это о Духе, которого должны были получить те, кто уверовал в Него». Это ясно показывает, что текущая вода обозначает Духа.

  Много лет тому назад я прочитал в одной статье о том, что в древние времена, когда израильтяне праздновали праздник Кущей, они устанавливали в Иерусалиме скалу. В статье говорилось, что по скале текла вода в память о том, как праотцы иудеев блуждали по пустыне и пили воду, которая текла из рассечённой скалы. Рядом со скалой, возможно, стояли шатры; это показывало, что праотцы жили в шатрах и блуждали по пустыне, но у них была рассечённая скала с живой водой, утолявшей их жажду. Очень вероятно, что именно на фоне этой картины Господь Иисус встал и призвал жаждущих прийти к Нему и пить.

  Ещё одно упоминание текущей воды содержится в Ин. 19:34. Здесь говорится, что, после того как Господь умер на кресте, «один из воинов копьём пронзил Ему бок, и сразу же вышла кровь и вода». Предызображением этого была вода, вытекшая из рассечённой скалы.

Скала следовала за Божьим народом

  Павел упоминает воду из рассечённой скалы в 1 Кор. 10:4, где говорит о том, что дети Израиля «все пили одно и то же духовное питьё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и скала эта была Христос». Павел смело говорит, что скала следовала за Божьим народом в его путешествии по пустыне. Куда бы дети Израиля ни пошли, скала шла вместе с ними.

  Я уделил много времени тому, чтобы выяснить, на каком основании Павел сказал, что скала шла с детьми Израиля по пустыне. Но я смог найти лишь намёк в 17-й главе Исхода и в 20-й главе Чисел. В 17-й главе Исхода скала находилась в одном месте, ближе к югу, в пустыне Син. Но в 20-й главе Чисел скала была в Кадесе, ближе к северу, в пустыне Син (евр. Цин). Поскольку и в том и в другом месте народ состязался с Моисеем, в обоих случаях используется название «Мерива». Скала, которая была рассечена на юге, в конце концов появилась с детьми Израиля на севере. Кроме того, повествование в 20-й главе Чисел описывает события, происшедшие примерно через тридцать восемь лет после событий, описанных в 17-й главе Исхода. На основании этих фактов Павел мог сказать, что скала следовала за детьми Израиля.

  Нам нужно верить словам Павла в 1 Кор. 10:4. В противном случае у нас мало веры. Нам не нужно полагаться так сильно на науку; нам нужно полагаться на слово Библии. Научные представления могут измениться, поскольку они полностью лишены божественного откровения, но Божье слово никогда не меняется. Согласно тому, что Павел говорит в 1 Кор. 10:4, скала следовала за детьми Израиля на протяжении всего пути от Хорива до Кадеса.

Надлежащее понимание

  Как мы говорили, эта скала является порождающей скалой, а также нашим спасением, убежищем, крепостью, покоем и освежением. Эта скала поистине является всем для нас. Посредством воплощения Христос пришёл на землю как скала. На Голгофе, месте, назначенном Богом, Он был распят, рассечён Божьим законом с его силой и властью. Его бок был пронзён, и из него вытекла живая вода. Этой живой водой является Дух, окончательный итог Триединого Бога.

  Это не наше толкование 17:1-6; это толкование, представленное в самой Библии. Если мы сложим различные стихи, как кусочки мозаики, мы увидим картину, которая покажет нам, в чём состоит значение того, что Моисей ударил в скалу своим посохом. Эта картина показывает, что Христос является порождающей нас скалой. Он скала нашего спасения, убежища, крепости и покоя. Сила Божьего праведного закона ударила по Нему и рассекла Его, и из Него вытекла живая вода, которую мы можем пить. Живая вода - это Дух как окончательный итог Триединого Бога. Эта вода утоляет нашу жажду и полностью удовлетворяет наше существо. Таково надлежащее понимание картины, показанной в 17:1-6.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках