Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к Титу»
1 2 3 4 5 6
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 4

Повеление рабам хорошо вести себя в рабовладельческом общественном строе

  Тексты Писания: Тит. 2:9-15

  В Послании к Титу Павел даёт указания о церковной жизни, семейной жизни, поведении рабов в рабовладельческом общественном строе и об отношениях святых с правительством. В первой главе, главным образом, раскрывается церковная жизнь. В связи с церковной жизнью Павел рассматривает в этой главе два основных момента: правительство церкви и надлежащее учение в церкви. Церковное правительство строится преимущественно на надлежащем старейшинстве, а учение в церкви основывается на здоровом учении апостолов. Здоровое учение поглощает любые «-измы», в частности, иудаизм и гностицизм, и все иные учения. Чтобы у нас была здоровая и упорядоченная церковная жизнь, в церкви должны быть надлежащее управление и здоровое учение, которое по служению апостолов.

  В Тит. 2:1-8 Павел говорит об упорядоченной человеческой жизни. В частности, он говорит о семейной жизни. В этих восьми стихах мы видим основание надлежащей человеческой жизни в божественной жизни. Мы в Господнем восстановлении должны жить такой человеческой жизнью. Для свидетельства Иисуса нам требуется высочайшая человеческая жизнь, жизнь, которой мы живём согласно божественной жизни, данной нам Богом. Посредством божественной жизни у нас должна быть человеческая жизнь, которая достигает высочайшего уровня. В своём житии нам надо быть человечными, как Иисус. Мы должны стараться нести славное свидетельство Христа, в которого мы верим, которому мы служим и которого мы почитаем. Тогда мы будем сияющим золотым светильником. Такова человеческая жизнь, которую мы возвещаем.

  Рассказав о церкви и о семейной жизни, Павел обращается к рабам и велит им хорошо вести себя в рабовладельческом общественном строе (2:9-15). Павел, конечно, не одобрял рабовладельческий строй. Однако, как учитель, назначенный Богом, и как человек, обладающий духовным зрением, он не трогал существующий общественный строй. Сделай он это, люди сочли бы его сторонником социальных реформ, а не учителем Божьего домостроительства, глашатаем благой вести. Павел не связывался с реформами социальной системы. Напротив, он дал рабам указание о том, что им нужно вести себя согласно высочайшему стандарту человеческого характера. У рабов должно было быть замечательное свидетельство жизни Иисуса в их человеческой жизни.

  Если бы Павел высказался за отмену рабовладельческого строя, у читателей его Посланий сложилось бы впечатление, что он борец за социальные реформы. Его учение о том, как являть божественную жизнь Христа в своём человеческом житии в условиях любого общественного строя, оказалось бы затуманено. Чтобы свет сиял беспрепятственно, Павел не сказал ни слова об исправлении или реформировании общественного строя.

  Когда Господь Иисус был на земле, Он не касался общественного строя. Вместо этого Он жил как типичный иудей в стране, захваченной Римской империей. Господь Иисус родился при кесаре Августе. Во время суда над Ним приговор Ему вынес Понтий Пилат, правитель Иудеи. Господь Иисус сказал Пилату: «Мое царство не от этого мира» (Ин. 18:36). Царство Господа не земное, оно небесное по природе. По этой причине, когда Господь был на земле, Он не решал проблемы общественного строя или какого бы то ни было земного правительства. Павел занял ту же позицию. Он не пытался изменить римский общественный строй.

  К моменту написания Послания к Титу многие рабы стали верующими в Христа. Согласно гражданскому законодательству, у рабов не было никаких прав. Хозяин мог поставить на них клеймо, как на коня или мула. Более того, хозяин имел полное право убить раба. Какой ужасный строй! Богу, несомненно, такой строй совершенно не нравился, так как он полностью противоречил положению, которое человек занимал в Его творении. Павел, безусловно, не одобрял этот порочный общественный строй. Однако он не пытался изменить его, а вместо этого велел рабам хорошо вести себя в нем, жить в нем согласно стандарту человечества Господа Иисуса. Даже при таком несправедливом общественном строе христиане могли являть жизнь с высочайшим стандартом человечества. Что за свидетельство!

  Каким бы плохим ни казался какой-нибудь общественный строй в наши дни, он не так ужасен, как рабовладельческий строй в Римской империи. Когда святые жили человеческой жизнью, подобной жизни Иисуса, в таком общественном строе, это было славным свидетельством божественной жизни. В том была Божья мудрость, что рабы, которых покупали и клеймили подобно животным, могли свидетельствовать о божественной жизни в соответствии с высочайшим стандартом.

  Некоторые люди критиковали Павла за то, что он не пытался реформировать общественный строй. Мы, однако, понимаем, что Павел использовал наихудший общественный строй как возможность дать верующим повеление жить в нем человеческой жизнью, подобно Иисусу. Если святые могли жить такой человеческой жизнью в самом плохом общественном строе, какой только можно себе представить, то мы должны быть способны жить такой жизнью в любых обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Слава Господу за то, что благодаря божественной жизни мы можем вести высочайшую человеческую жизнь в наихудшем общественном строе!

I. Повеление рабам

  В стихах 9 и 10 Павел говорит: «Рабов увещевай подчиняться собственным господам во всем, быть угодными, не прекословить, не красть, а проявлять всякую добрую верность, чтобы они украшали учение нашего Спасителя Бога во всем». В этом стихе говорится не о слугах, а о рабах, купленных на рынке подобно волам или коням. Павел велит им подчиняться собственным господам во всем. У них не было выбора, поэтому не должно было быть никаких споров. Далее, рабам нельзя было красть. Напротив, они должны были проявлять всякую верность. Под верностью здесь понимается преданность, надёжность. Тем самым рабы украсят учение нашего Спасителя Бога. Верность раба может стать украшением для учения Бога, нашего Спасителя. Божье учение может быть украшено даже поведением рабов!

  В 2:5 Павел велит молодым женщинам жить так, «чтобы слово Божье не хулилось». В 2:10 он говорит положительно об украшении учения нашего Спасителя Бога. Наша повседневная жизнь должна быть украшением для полученного нами учения. Если мы будем жить согласно здоровому учению апостолов, мы украсим эти учения своим житием. Если у нас есть яркое свидетельство о житии, подобном Иисусу, наши соседи осознают, что мы подлинные христиане. Они исповедают, что наше житие — это украшение для учений, полученных нами в Господнем восстановлении. Наше житие должно не просто отличаться от жития других людей, оно должно быть выше и достойнее. У людей даже должно появиться желание следовать за нами, так как они видят высокую норму нашей жизни. У них должно быть стремление выяснить, как жить такой жизнью.

  В 2:10 Павел говорит о «нашем Спасителе Боге». Нашим Спасителем является не просто Христос, а Триединый Бог, воплощённый во Христе, как показано в стихе 13. Наш Спаситель Бог желает не только спасти нас, но и научить нас полному знанию истины (1 Тим. 2:4). Поэтому здесь упоминается учение нашего Спасителя Бога, которое может быть украшено преобразованным характером самых презренных людей, спасённых Его благодатью.

II. Благодать Божья

  Стих 11 начинается со слова «ибо», из чего видно, что последующее объясняет, каким образом рабы могут вести человеческую жизнь в соответствии с Божьим стандартом. В стихах с 11 по 14 дан замечательный обзор домостроительства Божьего спасения. Апостол использовал его как аргумент для своих увещеваний в стихах с 1 по 10.

  В стихе 11 говорится: «Ибо явилась благодать Божья, спасительная для всех людей». Благодать Божья — это, по сути, Сам Бог во Христе как все для нас, данный нам для наслаждения. Она играет важнейшую роль в домостроительстве Божьего спасения. Благодать пришла через Христа (Ин. 1:17). Она была дана нам в вечности (2 Тим. 1:9), но в Ветхом Завете она была скрыта. В Новом Завете она явилась посредством первого явления Христа (2 Тим. 1:10), принося спасение всем людям: и иудеям, и язычникам.

  Вечная благодать Божья, спасающая благодать, была определена во Христе к тому, чтобы принести нам Божье спасение, полное спасение, включающее в себя прощение, оправдание, примирение, искупление, возрождение, освящение, преобразование и сообразование. Также вечная благодать Божья была определена к тому, чтобы искупить нас, чтобы мы вернулись к Богу, наделить нас Божьей жизнью и привести нас в органический союз с Богом для исполнения Его вечного замысла.

  В стихе 12 Павел говорит, что благодать Божья обучает нас, чтобы мы, «отрёкшись от нечестия и от мирских вожделений, жили трезво, праведно и благочестиво в нынешнем веке». Мирские вожделения — это вожделения, находящие удовлетворение в этом мире. Нечестие — это отсутствие Божьего выражения; мирские вожделения — это выражение нашей плоти. И от нечестия, и от мирских вожделений необходимо отречься, чтобы мы жили такой жизнью, которая выражает Бога и ограничивает плоть. Жить трезво — значит жить осмотрительно, сдержанно. Мы должны жить трезво по отношению к себе, праведно по отношению к другим и благочестиво по отношению к Богу.

  Благодатью Божьей мы учимся жить трезво, праведно и благочестиво. Для этого необходимо отрекаться от нечестия и мирских вожделений. Нечестие — это отсутствие выражения Бога в жизни. У нас не должно быть ничего общего с жизнью, которая не выражает Бога. Более того, мы должны отбрасывать все, что привлекает и притягивает нас к мирскому. Оставляя нечестие и мирские вожделения, мы должны жить трезво по отношению к себе, праведно по отношению к другим и благочестиво по отношению к Богу.

  В стихе 13 Павел продолжает: «Ожидая блаженной надежды — явления славы нашего великого Бога и Спасителя, Иисуса Христа». Мы ожидаем того, что мы приняли верой. Согласно стиху 13, мы ожидаем блаженной надежды, то есть явления Христа в Его славе. Явление Христа введёт нас в полное сыновство, то есть в искупление нашего тела, чтобы мы наслаждались свободой славы детей Божьих, для которой мы были спасены (Рим. 8:21-25). Это надежда вечной жизни (Тит. 1:2), надежда вечного благословения, блаженная надежда на вечную жизнь Триединого Бога, на основании которой Павел стал апостолом.

  В стихе 13 Павел говорит о славе великого Бога, то есть о славе Отца (Мф. 16:27), которая дана Сыну (Ин. 17:24) и в которую мы, многие сыновья Божьи, будем приведены (Евр. 2:10). Своей мудростью Бог определил нас прежде веков к этой славе (1 Кор. 2:7), и Бог всякой благодати призвал нас в эту вечную славу и спас нас, чтобы привести нас в неё (1 Пет. 5:10; 2 Тим. 2:10). Вес этой славы вечен (2 Кор. 4:17), и этой славой мы будем прославлены (Рим. 8:17, 30). Явление этой славы Христа, нашего великого Бога и Спасителя, — это блаженная надежда, которой мы ожидаем.

  В стихе 13 Павел говорит о «нашем великом Боге и Спасителе, Иисусе Христе». Относительно того, как следует толковать этот замечательный, чудесный и превосходный священный и божественный титул, на протяжении столетий существовали две школы. Согласно мнению одной школы, здесь показаны две личности: Бог и Христос. Согласно мнению другой школы, имеется в виду только одна личность — Иисус Христос, который и есть наш великий Бог и Спаситель, что подтверждает божество Христа. Мы отдаём предпочтение второму толкованию, с запятой после слова «Спаситель». Это перекликается с двумя священными титулами, раскрытыми при рождении Христа: Иисус — «Иегова Спаситель» — и Эммануил — «с нами Бог» (Мф. 1:21-23). Наш Господь — это не только наш Спаситель, но и Бог, причём не просто Бог, а великий Бог — Бог, который велик в природе, в славе, во власти, в силе, в деле, в любви, в благодати и во всяком божественном качестве. В 1 Тим. 2:5 наш Господь раскрывается как человек; здесь — как великий Бог. Он и человек, и Бог. Он явится в Своей божественной славе не только чтобы спасти Своих людей, введя их в Своё вечное царство, но также чтобы ввести их в Божью вечную славу (Евр. 2:10; 1 Пет. 5:10). Поэтому Его явление в Его славе — это наша блаженная надежда.

  Обрадует нас Его явление или нет, зависит от нашей христианской жизни сегодня. Согласно Мф. 25, при пришествии Господа все Его слуги дадут Ему отчёт. Некоторым Господь скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Но других Господь упрекнёт как лукавых и ленивых рабов (ст. 26). Лукавый и ленивый раб — это не неверующий или ложный верующий. Как мог бы человек, который не является подлинным верующим в Господа, получить от Него талант? Это невозможно. Здесь речь идёт только о подлинных верующих.

  Во время Господнего пришествия многие христиане окажутся в печальном положении. Господь их не похвалит, а упрекнёт. О, какая поверхностность царит сегодня среди христиан! Многие одурманены поверхностными учениями о Господнем пришествии. Они не желают слушать здоровые учения о Божьем домостроительстве. Так как они одурманены, они рассчитывают на то, что во время Господнего явления у них не будет никаких неприятностей. Похоже, они не понимают, что, согласно слову Павла во 2 Тим. 4:8, Господь явится как праведный Судья. Тогда огромное число христиан услышат от Господа отрезвляющее слово. Я, однако, предпочитаю услышать Его отрезвляющее слово сегодня. В отличие от большей части сегодняшних христианских проповедей служение в Господнем восстановлении не предлагает учения в сахарной глазури. Напротив, святым даются отрезвляющие сообщения.

  В стихе 14 Павел говорит, что Христос «отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный как Своё исключительное достояние, ревностный к добрым делам». Слова «за нас» употреблены здесь не в смысле «вместо нас», а в смысле «ради нас». Искупить — значит приобрести за плату (1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:18-19; 1 Тим. 2:6). Христос отдал Себя за нас не только чтобы искупить нас от всякого беззакония, но и чтобы очистить Себе народ как Своё исключительное достояние. Народ как Его достояние — это особенный народ. Это выражение заимствовано из Ветхого Завета (Втор. 7:6; 14:2; 26:18), оно обозначает народ, который является Божьей собственностью, Его особым, ни с чем не сравнимым сокровищем (Исх. 19:5, евр.), Его собственным достоянием (1 Пет. 2:9).

III. Повеление апостола Титу

  В стихе 15 мы видим повеление апостола Титу: «Говори это и увещевай и обличай со всей властью. Пусть никто не презирает тебя». Под «этим» имеется в виду все, о чем говорилось в стихах с 1 по 14. Титу было дано повеление говорить это и увещевать и обличать со всей властью. Слово «власть» указывает на приказание. Буквально оно значит «повеление». Слова «со всей властью» относятся и к слову «обличай», и к слову «увещевай». Увещевать и обличать со всей властью — значит советовать и обличать с позиции власти во всех отношениях, пользуясь властными словами, как бы отдавая повеления.

  Увещевание Павла: «Пусть никто не презирает тебя», связанное с вопросом власти в предыдущем предложении, завершает все повеления, данные Титу в этой главе. В основном оно относится к его учению (ст. 1, 7-8, 15). Здоровое учение с помощью здоровых слов по благочестию поддерживало в нем степенность, вызывающую уважение и почтение.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках