Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 25

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами на пути из Галилеи в Иерусалим

(3)

  Тексты Писания: Лк. 10:25-37

  В Лк. 10:25-42 мы видим два события: Спаситель-Человек изображает Себя как доброго самарянина, обладающего высочайшей нравственностью (ст. 25-37), и Его принимает Марфа (ст. 38-42). То, что Лука объединил эти два события, имеет важное значение. На первый взгляд, между ними нет связи; на самом же деле, в нашем христианском переживании Господь как добрый самарянин связан с тем, что Его приняла Марфа. В этом сообщении мы рассмотрим изображение Господа как доброго самарянина, обладающего высочайшей нравственностью, а в следующем сообщении мы рассмотрим, как Его приняла Марфа.

Спаситель-Человек изображает Себя как самарянина

  Мы увидели, что в Лк. 9:51-56 Господу Иисусу и Его последователям нужно было проходить через Самарию. Однако самаряне не приняли Его (Лк. 9:53). Теперь в Лк. 10:25-37 Господь изображает Себя как самарянина.

  В притче о добром самарянине рассматриваются многие вещи. В этой притче затрагиваются иудаизм, Ветхий Завет, закон, священники, левиты, Христос, Дух, божественная жизнь, церковь, то, как приводить людей в церковь, благословение, которое Господь даёт церкви, возвращение Господа и награда, которую Господь даёт церкви.

  Самария была главной областью северного Израильского царства, и его столица располагалась на её территории (3 Цар. 16:24, 29). Около 700 г. до Р. Х. ассирийцы захватили Самарию и переселили в города Самарии людей из Вавилона и других языческих стран (4 Цар. 17:6, 24). С тех пор самаряне стали людьми, в которых была смешана языческая и иудейская кровь. Согласно историческим данным, у них было Пятикнижие (пять книг Моисея) и они поклонялись Богу согласно этой части Ветхого Завета. Но иудеи никогда не признавали их частью иудейского народа.

  В Ин. 8:48 некоторые из иудеев сказали Господу: «Разве не хорошо мы говорим, что Ты самарянин и в Тебе бес?» Здесь, в Лк. 10, Господь показывает Себя как самарянина в положительном смысле. Господь как бы говорит: «Я самарянин, человек, которого вы презираете».

Унаследовать вечную жизнь

  В Лк. 10:25 говорится, что один законник встал и стал испытывать Его. Законником назывался специалист, знавший Моисеев закон. Такой законник был книжником из числа фарисеев. Этот законник, очень хорошо знавший закон, был также гордым. Поскольку он оправдывал себя, он встал и стал испытывать Спасителя-Человека.

  Испытывая Спасителя-Человека, этот законник сказал Ему: «Учитель, что мне сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?» Унаследовать вечную жизнь — значит получить награду в грядущем веке (Лк. 18:29-30), в проявлении царства, где наслаждение божественной жизнью является более полным, чем наслаждение в этом веке.

  Унаследовать вечную жизнь — значит также «войти в жизнь» (Мф. 19:17). Войти в жизнь — значит войти в царство небес (Мф. 19:23). Царство небес — это сфера Божьей вечной жизни. Поэтому, когда мы входим в него, мы входим в Божью жизнь. Это не то же самое, что быть спасённым. Быть спасённым — значит позволить Божьей жизни, войдя в нас, стать нашей жизнью; а войти в царство небес — значит, войдя в Божью жизнь, наслаждаться богатством Божьей жизни. В первом случае мы становимся искупленными и возрождёнными Святым Духом, получая таким образом Божью жизнь; во втором — мы живём и ходим Божьей жизнью. Первое — это вопрос жизни; второе — это вопрос жития.

  Согласно Новому Завету, получить вечную жизнь — это одно, а унаследовать вечную жизнь — нечто другое. Мы получаем вечную жизнь для спасения в этом веке, а наследование вечной жизни — это награда в грядущем веке, то есть в грядущем царстве. Поэтому нам важно различать эти понятия, касающиеся нашего переживания вечной жизни. Сейчас, в нынешнем веке, мы можем получить вечную жизнь и переживать её. Это вопрос спасения. Однако наследование вечной жизни будет благословением, данным нам в качестве награды в грядущем веке царства. Таким образом, наследование вечной жизни — это не вопрос спасения, а вопрос, связанный с наградой царства.

  Когда книжник спросил Спасителя-Человека о том, что ему сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь, Господь сказал ему: «В законе что написано? Как ты читаешь?» (ст. 26). Законник ответил: «Люби Господа, твоего Бога, от всего своего сердца, всей своей душой, всей своей силой и всем своим разумом; и своего ближнего, как самого себя» (ст. 27). На это Господь ответил: «Ты правильно ответил; исполняй это, и будешь иметь жизнь» (ст. 28).

Притча о самарянине

  Далее, в Лк. 10:29 говорится: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: А кто мой ближний?» Тот, кто задал этот вопрос, судя по всему, был одним из фарисеев, так как те всегда оправдывали себя (16:14-15; 18:9-10). Выставляя напоказ свою гордость, он спросил Господа, кто его ближний. Он как бы говорил Господу: «Кто мой ближний, чтобы мне любить его?» В следующей за этим притче Господь ответил законнику, показав ему, что ему нужен не такой ближний, которого бы он любил, а такой ближний, который бы любил его. Поскольку он не способен любить, ему нужен кто-то, кто любил бы его. Как мы увидим, этим ближним является добрый самарянин.

  Притча о самарянине — это одна из тех притчей, которые приведены только у Луки. Она показывает принцип высокой нравственности в полном спасении Спасителя. В виде «одного человека» в стихе 30 Спаситель хотел изобразить этого оправдывавшего себя законника как грешника, который в своём падении оставил основание мира (Иерусалим) и попал в состояние проклятия (Иерихон).

Из Иерусалима в Иерихон

  В Лк. 10:30 говорится: «Иисус, подхватив эти слова, сказал: Один человек спускался из Иерусалима в Иерихон и попался грабителям, которые, раздев его и избив, ушли и оставили его полумёртвым». Слово «Иерусалим» означает «основание мира (покоя)» (см. Евр. 7:2); Иерихон был городом проклятия (Иис.Н. 6:25; 3 Цар. 16:34). Слово «спускался» указывает на падение человека, оставившего город основания мира и попавшего в город проклятия. Таким образом, «один человек» в этой притче падал с основания мира в место проклятия. Путь, которым он шёл, был путём такого падения.

Попался грабителям

  Человек, спускавшийся из Иерусалима в Иерихон, попался грабителям, которые раздели его, избили и ушли, оставив его полумёртвым. Эти грабители обозначают придирчивых учителей иудаистского закона (Ин. 10:1), которые использовали закон (1 Кор. 15:56), чтобы грабить тех, кто его соблюдает, — таких, как этот оправдывавший себя законник. Слово «раздев» означает, что иудаистские учителя, злоупотребляя законом, обирали людей до нитки. Греческое слово, переведённое как «избив», буквально означает «нанеся удары». То, что человека избили, означает, что закон убивает (Рим. 7:9-10). Далее, то, что грабители оставили этого человека полумёртвым, означает, что иудаистские учителя оставили человека, соблюдающего закон, в мёртвом состоянии (Рим. 7:11, 13).

  Все фарисеи, придирчивые учителя иудаизма, уподоблены здесь грабителям. Законник уподоблен человеку, спускающемуся из Иерусалима в Иерихон, который попался этим грабителям и был раздет и избит ими. Придирчивые учителя иудейской религии раздевали людей, избивали их, а затем оставляли их полумёртвыми. Именно в таком положении оказался этот законник, хотя он не понимал, что он находится в таком состоянии.

Священник и левит

  В стихе 31 Господь продолжает: «И по совпадению той дорогой спускался один священник; и, увидев его, он прошёл мимо по другой стороне». Священник — это тот, кому следовало бы заботиться о Божьем народе, уча его Божьему закону (Втор. 33:10; 2 Пар. 15:3). В этой притче священник спускался той же дорогой и поэтому не мог никак помочь избитому.

  В стихе 32 говорится: «А подобно ему и левит, подойдя к этому месту и увидев его, прошёл мимо по другой стороне». Левит — это один из тех, кто помогал Божьему народу в поклонении Богу (Числ. 1:50; 3:6-7; 8:19). Этот левит шёл туда же и тоже не мог никак помочь умирающему.

Действия одного самарянина

  В стихах 33-34 описываются действия одного самарянина, который подошёл к человеку, попавшемуся грабителям: «А один самарянин, совершавший путешествие, натолкнулся на него; и, увидев его, он сжалился; и, подойдя, он перевязал ему раны, поливая их маслом и вином. И, посадив его на собственного осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём». Самарянин обозначает Спасителя-Человека, который на первый взгляд был простолюдином, человеком низкого происхождения. Возвышавшие себя и оправдывавшие себя фарисеи, включая того, с кем Он говорил в Лк. 10:25 и 29, презирали Его и клеветали на Него, называя Его жалким и ничтожным самарянином (Ин. 8:48; 4:9). Этот Спаситель-Человек, совершая Своё путешествие служения с целью отыскать потерянных и спасти грешников (19:10), спустился туда, где в жалком полумёртвом состоянии лежал израненный человек, ставший жертвой иудаистских грабителей. Увидев его, Он сжалился в Своём человечестве со Своей божественностью и подарил ему милосердное исцеление и спасительную заботу, полностью удовлетворив его насущную нужду (ст. 34-35).

  В 10:34-35 все аспекты заботы доброго самарянина об умирающем изображают Спасителя-Человека в Его милосердной, нежной и обильной заботе, которую Он в Своём человечестве со Своей божественностью проявляет по отношению к грешнику, находящемуся в состоянии осуждения под законом. Здесь наиболее ярко показан Его высокий уровень нравственности в Его спасающей благодати.

  Самарянин подошёл к человеку и перевязал ему раны, поливая их маслом и вином. То, что самарянин перевязал ему раны, показывает, что Он исцелил его. То, что самарянин полил человеку раны маслом и вином, означает, что Он дал ему Святого Духа и божественную жизнь. Когда Спаситель-Человек пришёл к нам, Он полил нам раны Своим Духом и Своей божественной жизнью.

  Потом самарянин посадил его на собственного осла. Это означает, что самарянин, пользуясь скромными средствами, скромно понёс его. Многие из нас могут свидетельствовать, что мы были приведены в церковь именно таким скромным образом — привезены на «осле». Когда мы пришли в церковь, в этом не было ни великолепия, ни славы. Наоборот, мы были приведены в церковь скромным образом и скромными средствами.

  Самарянин привёз человека в гостиницу и позаботился о нём. Это показывает, что Он привёл его в церковь и позаботился о нём через церковь.

  В стихе 35 говорится: «А на следующий день, вынув два динария, он дал их хозяину гостиницы и сказал: Позаботься о нём, а что истратишь сверх того, я выплачу тебе, когда возвращусь». Здесь мы видим, что самарянин оплатил гостиницу за этого человека. Это означает, что он благословил церковь за него. Кроме того, его обещание выплатить хозяину гостиницы всё, что он истратит сверх того, показывает, что всё, что церковь истратит в этом веке на того, кто спасён Господом, будет выплачено при возвращении Спасителя.

Оправдывающему себя человеку нужен любящий ближний

  Далее, в стихе 36 Спаситель-Человек спросил законника: «Кто из этих троих, тебе кажется, оказался ближним тому, кто попался грабителям?» Оправдывавший себя законник думал, что может любить другого как своего ближнего (ст. 29), не зная из-за слепоты самооправдания, что ему самому нужен ближний, Спаситель-Человек, который любил бы его.

  В стихе 37 законник ответил: «Тот, кто оказал ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай подобно тому». Греческое выражение, переведённое как «тот, кто оказал ему милость», можно также перевести как «тот, кто поступил с ним милостиво». Теперь, благодаря полученной помощи, оправдывавший себя законник узнал, что ему нужен любящий ближний (такой как добрый самарянин, изображающий Спасителя-Человека), который любил бы его, а не такой ближний, которого бы любил он. При помощи этой истории Спаситель намеревался раскрыть ему, что, находясь под законом, он был осуждён на смерть и не мог позаботиться о себе, не говоря уже о том, чтобы любить других, и что Спаситель-Человек — это Тот, кто будет любить его и даст ему полное спасение.

Божественные качества и человеческие добродетели Спасителя-Человека

  В этой притче мы видим божественные качества и человеческие добродетели Спасителя-Человека. Что касается божественных качеств, мы видим Духа, вечную жизнь, благословение и выплату затрат. Дар Духа и божественной жизни, благословение церкви и выплата её затрат — всё это связано с божественными качествами.

  Человеческие добродетели Господа, показанные здесь, включают Его жалость, любовь, сочувствие и заботу. В этом случае человеческие добродетели Спасителя-Человека опять слиты с Его божественными качествами. Трудно провести между ними чёткое различие по категориям, потому что они слиты, образуя высочайший уровень нравственности.

  В притче о добром самарянине мы видим, что нравственность Спасителя-Человека была нравственностью высочайшего уровня. Когда священник увидел человека, попавшегося грабителям, он не сделал ничего, чтобы помочь ему. Похоже, что у этого священника вообще не было никакой нравственности. В ситуации с левитом всё было точно так же. Но когда этого человека в его жалком состоянии увидел Спаситель-Человек, Он сжалился. Затем Он проявил свою нравственность в полной мере, позаботившись об этом нуждавшемся человеке. Высокий уровень нравственности Спасителя-Человека был произведён слитой жизнью, жизнью, в которой божественные качества слиты с человеческими добродетелями. В этой притче мы ясно видим, что Спаситель-Человек исполнял Своё служение в Своих человеческих добродетелях со Своими божественными качествами.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках