Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 34

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами на пути из Галилеи в Иерусалим

(12)

  Тексты Писания: Лк. 15:1-32

  В 9:51—19:27 повествуется о том, как Спаситель-Человек идёт из Галилеи в Иерусалим. Господь шёл в Иерусалим, чтобы умереть и посредством Своей смерти и воскресения принести юбилей. На пути в Иерусалим Он встречал помехи со стороны религиозных людей, особенно со стороны фарисеев и законников. Многие эпизоды, произошедшие на пути из Галилеи в Иерусалим, связаны с помехами, которые были созданы религиозными людьми. Например, эпизоды, описанные в 14-й главе, связаны с фарисеями. В 15-й главе ситуация остаётся прежней, несмотря на то что Господь дал отпор помрачившимся мыслям и нелепым рассуждениям фарисеев.

Троица, изображённая в трёх притчах

  В Лк. 15:1-2 говорится: «И приближались к Нему все сборщики налогов и грешники, чтобы слушать Его. А фарисеи и книжники роптали между собой и говорили: Этот человек приветствует грешников и ест с ними». Сборщики налогов и грешники были благодарны Спасителю-Человеку и приближались к Нему. Но религиозные люди были раздражены этим и роптали, говоря, что Господь приветствует грешников и ест с ними. По причине этого ропота Господь сказал три притчи, изложенные в 15-й главе (ст. 3).

  Отвечая самоправедным фарисеям и книжникам, осуждавшим Его за то, что Он ест с грешниками, Спаситель сказал три притчи, раскрывающие и изображающие то, как Божественная Троица работает, чтобы вернуть грешников через Сына посредством Духа к Отцу. Сын пришёл в Своём человечестве, как Пастырь, чтобы найти грешника, как потерянную овцу, и вернуть его домой (ст. 4-7). Дух ищет грешника так же, как женщина заботливо ищет потерянную монету, пока не найдёт её (ст. 8-10). Отец же принимает кающегося и возвратившегося грешника так же, как «один человек» принимает здесь своего блудного сына (ст. 11-32). Вся Божественная Троица дорожит грешником и участвует в возвращении его к Богу. Все три притчи подчёркивают не столько падшее состояние и покаяние кающегося грешника, сколько любовь Божественной Троицы. Божественная любовь полностью выражена в том, что Сын нежно заботится о грешнике как хороший пастух, Дух тщательно ищет его как ценитель сокровищ и Отец тепло принимает его как любящий отец.

  В молодости я много слышал о том, как любящий отец принимает блудного сына. Я также слышал о хорошем пастухе. Но мне не показывали, что в этих трёх притчах мы видим Троицу, причём в каждой притче говорится об одной Личности Троицы. Пастух явно обозначает Сына, женщина обозначает Духа, а отец обозначает небесного Отца. Таким образом, в этих притчах ясно изображены три Личности Троицы.

  Последовательность Троицы в 15-й главе Евангелия от Луки не такая, как в Мф. 28:19. В Мф. 28:19 последовательность такова: Отец, Сын и Святой Дух. Но в Евангелии от Луки сначала показан Сын как пастух, затем Дух как женщина и, наконец, Отец как отец, принимающий своего возвратившегося сына. Таким образом, в 15-й главе Евангелия от Луки последовательность начинается с Сына, переходит к Духу и ведёт к Отцу. Эта последовательность в точности такая же, как в Эф. 2:18: «Потому что через Него мы — и те и другие — имеем доступ в одном Духе к Отцу». Согласно этому стиху, мы имеем доступ сначала через Сына, а затем в Духе. Через Сына и в Духе мы имеем доступ к Отцу. Таков наш доступ в Триединого Бога — доступ через Сына, в Духе и к Отцу.

  Нам важно понять, почему в 15-й главе Евангелия от Луки сначала говорится о Сыне. Сын показан первым, потому что в Божьем спасении, с практической точки зрения, первым приходит именно Сын. Сын приходит совершить искупление, что является первой необходимостью, потому что искупление — это основание нашего спасения. Искупление, совершённое смертью Христа на кресте, — это основа Божьего спасения. Как только это основание положено, на нём можно строить. Чтобы совершить искупление, Сын, изображённый в 15-й главе Евангелия от Луки как хороший пастух, приходит первым.

  Теперь, когда Сын совершил искупление, приходит Дух, чтобы найти нас. Это показано в Деяниях. В Евангелиях пришёл Сын, чтобы совершить искупление. Из Деяний мы видим, что после совершения искупления Сыном приходит Дух, чтобы искать нас и найти нас. В результате того, что Дух находит нас, мы каемся и возвращаемся к Богу Отцу. Тогда, согласно третьей притче в 15-й главе Евангелия от Луки, Отец ждёт нашего возвращения.

  Какую замечательную последовательность мы видим в 15-й главе Евангелия от Луки! Показанная здесь последовательность соответствует не Личностям Троицы, а шагам Божьего спасения — спасения, основанного на искуплении Христа. Божье спасение — это спасение Сыном через Духа и к Отцу.

Притча о хорошем пастухе

  В Лк. 15:4 говорится: «Какой человек из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставляет девяносто девять в пустыне и не идёт за той, которая потерялась, пока не найдёт её?» Здесь пустыня обозначает мир. То, что пастух идёт в пустыню искать потерянную овцу, показывает, что Сын пришёл в мир, чтобы быть с людьми (Ин. 1:14).

  Далее, в Лк. 15:5 говорится: «И когда найдёт, он кладёт её себе на плечи, радуясь». Это показывает спасающую силу Спасителя и Его спасающую любовь.

Притча об ищущей женщине

  В 15:8 Господь продолжает: «Или какая женщина, имея десять серебряных монет, если потеряет одну серебряную монету, не зажигает светильник, и не метёт дом, и не ищет заботливо, пока не найдёт её?» Словосочетанию «серебряная монета» соответствует греческое слово «драхма» (то же в стихе 9). По своей ценности драхма приблизительно соответствовала римскому динарию. Одна драхма составляла плату за один день работы.

  Светильник обозначает слово Божье (Пс. 118:105, 130), с помощью которого Дух освещает и делает явным положение и состояние грешника, чтобы он покаялся.

  Согласно стиху 8, женщина метёт дом и ищет заботливо, пока не найдёт потерянную монету. Мести дом — значит исследовать и очищать внутренность грешника. В стихе 4, когда грешника нашёл Сын, это произошло вне грешника и завершилось на кресте посредством Его искупительной смерти; здесь, когда грешника ищет Дух, это происходит внутри и осуществляется посредством Его работы в кающемся грешнике.

  В стихах 9-10 говорится: «И когда найдёт, она созывает подруг и соседок и говорит: „Порадуйтесь со мной, потому что я нашла монету, которую потеряла“. Так же, говорю вам, бывает радость в присутствии ангелов Божьих об одном кающемся грешнике».

Притча о любящем отце

  В 15:11-32 мы видим притчу о любящем отце. В стихах 11-12 говорится: «У одного человека было два сына. И младший из них сказал отцу: Отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния. — И он разделил между ними свои средства к жизни». Под словом «часть» имеется в виду наследство, принадлежавшее сыну по праву рождения. Греческое слово «биос» («жизнь»), переведённое как «средства к жизни», означает «жизнь», то есть существование в настоящий момент, как в 8:14, и подразумевает средства к жизни, как здесь и в Мк. 12:44. Выражение «свои средства к жизни» обозначает то, на что отец жил, то, что позволяло ему существовать (ст. 30).

  Далее, в стихе 13 говорится: «И спустя немного дней младший сын, собрав всё, отправился в другую, далёкую страну и там расточил своё состояние, живя распутно». Далёкая страна обозначает сатанинский мир. Греческое слово, переведённое как «распутно», буквально означает «не спасительно»; подразумевается развратный, расточительный образ жизни.

  В стихах 14-15 говорится: «А когда он израсходовал всё, по всей той стране наступил сильный голод, и он начал нуждаться. И он пошёл, прибился к одному из граждан той страны; и тот послал его на свои поля пасти свиней». Свиньи нечисты (Лев. 11:7). Пасти свиней — грязная работа; она обозначает нечистые занятия в сатанинском мире.

  В стихе 16 говорится: «И он жаждал насытиться рожками, которые ели свиньи, и никто ничего не давал ему». В некоторых рукописях вместо «насытиться» говорится «наполнить свой желудок». Младший сын жаждал насытиться рожками, то есть стручками рожкового дерева. Стручки этого вечнозелёного дерева использовались в качестве корма, которым кормили животных, а также неимущих людей. У раввинов встречается одно интересное высказывание, которое гласит, что «когда израильтянам приходится есть рожки, тогда они каются». Одно предание утверждает, что Иоанн Креститель питался в пустыне рожками; поэтому их называют «хлебом св. Иоанна».

  В стихе 17 говорится, что, «придя в себя, он сказал: Сколько наёмных слуг у моего отца имеют хлеб в изобилии, а я здесь погибаю в голоде!» Он сказал это благодаря тому, что Дух озарил и исследовал (ст. 8) его изнутри.

  Согласно стиху 18, после этого блудный сын сказал: «Встану, пойду к моему отцу и скажу ему: „Отец, я согрешил против неба и перед тобой“». Решение встать и пойти к своему отцу было результатом того, что Дух искал его в стихе 8. Здесь в притче Господа подразумевается, что, когда грешник грешит, он грешит против неба и перед Богом Отцом, который на небе.

  В стихе 19 мы видим, что блудный сын собирался сказать своему отцу: «Я уже не достоин называться твоим сыном; сделай меня таким же, как один из твоих наёмных слуг». Отсюда видно, что блудный сын не знал любви отца. Как только падший грешник покается, он всегда думает о том, чтобы начать работать для Бога или служить Богу с целью добиться Его благосклонности, и не знает о том, что такая мысль противоречит Божьей любви и благодати и оскорбительна для Его сердца и намерения.

  В стихе 20 говорится: «И он встал и пришёл к своему отцу. Но когда он был ещё далеко, его отец увидел его, и сжалился и, побежав, бросился ему на шею, и нежно поцеловал его». То, что отец увидел сына, произошло не случайно; отец вышел из дома посмотреть, не возвращается ли блудный сын.

  Увидев своего сына, отец побежал к нему, бросился ему на шею и нежно поцеловал его. Отсюда видно, что Бог Отец побежал, чтобы принять возвращающегося грешника. Какая в этом выразилась готовность! То, что отец бросился сыну на шею и нежно поцеловал его, показывает, что отец принял сына тепло и с любовью. Возвращение блудного сына к Отцу произошло благодаря тому, что Дух искал его (ст. 8); Отец принял возвратившегося сына на основании того, что Сын нашёл его в Своём искуплении (ст. 4).

  Далее, в стихах 21-22 говорится: «И сын сказал ему: Отец, я согрешил против неба и перед тобой; я уже не достоин называться твоим сыном. — Но отец сказал своим рабам: Вынесите скорее лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень ему на руку и сандалии на ноги». Стих 22 начинается со слова «но». Какие здесь слова любви и благодати! Они остановили собственные размышления блудного сына и прервали его бессмысленную речь.

  Отец велел своим рабам скорее вынести лучшую одежду и одеть сына. Слово «скорее» соотносится с тем, что и сам отец побежал навстречу сыну (ст. 20). В греческом тексте перед словом, переведённым как «лучшая», употреблён артикль, показывающий, что речь идёт о конкретной одежде, приготовленной для этой конкретной цели в это конкретное время. Греческое слово, переведённое как «лучшая», буквально означает «первая». Лучшая одежда здесь обозначает Христа-Сына как удовлетворяющую Бога праведность, которая покрывает кающегося грешника (Иер. 23:6; 1 Кор. 1:30 см. Ис. 61:10; Зах. 3:4). Лучшая одежда, которая была также первой одеждой, заменила лохмотья (Ис. 64:6) возвратившегося блудного сына.

  Согласно стиху 22, отец также велел рабам надеть сыну перстень на руку и сандалии на ноги. Перстень обозначает Духа как данную Богом печать на принятом верующем (Эф. 1:13 см. Быт. 24:47; 41:42). Сандалии обозначают силу Божьего спасения, которая отделяет верующих от грязной земли. И перстень, и сандалии были отличительными признаками свободного человека. Наряд, состоявший из одежды на теле, перстня на руке и сандалий на ногах, позволил нищему блудному сыну прийти в соответствие со своим богатым отцом и дал ему право войти в дом отца и пировать с отцом.

  Далее, в стихе 23 отец говорит рабам: «И ведите откормленного телёнка; заколите его и будем есть и веселиться». Откормленный телёнок обозначает богатого Христа (Эф. 3:8), который был убит на кресте, чтобы стать наслаждением для верующего.

  У Божьего спасения есть два аспекта: внешний, объективный аспект, который обозначает лучшая одежда, и внутренний, субъективный аспект, который обозначает откормленный телёнок. Христос как наша праведность является нашим спасением внешне; Христос как наша жизнь для нашего наслаждения является нашим спасением внутренне. Лучшая одежда позволила блудному сыну соответствовать требованиям отца и удовлетворить отца, а откормленный телёнок утолил голод сына и удовлетворил сына. Поэтому отец и сын смогли веселиться вместе.

  В стихе 24 отец объясняет: «Потому что этот мой сын был мёртв и ожил, был потерян и нашёлся». И они начали веселиться. Слово «мёртв» имеет здесь важное значение. В глазах Бога все потерянные грешники мёртвы (Эф. 2:1, 5). При своём спасении они оживотворяются (Ин. 5:24-25; Кол. 2:13).

  В Лк. 15:25-32 описывается разговор, который в этой притче произошёл между отцом и старшим сыном. В стихе 25 говорится, что «старший его сын был в поле». Старший сын обозначает фарисеев и книжников (ст. 2) и представляет неверующих иудеев, которые стремятся к закону праведности (Рим. 9:31-32) своей работой, которую обозначают слова «в поле».

  В стихах 29-30 старший сын сказал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе как раб и ни разу не пренебрёг твоим приказанием, и мне ты ни разу не дал и козла, чтобы я повеселился с моими друзьями; а когда пришёл этот твой сын, промотавший с блудницами твои средства к жизни, ты заколол для него откормленного телёнка». Греческое словосочетание, переведённое в стихе 29 как «не пренебрёг твоим приказанием», можно также перевести как «не преступил твоего приказания». Рабское служение старшего сына обозначает рабство под законом (Гал. 5:1).

  В стихах 31-32 мы видим ответ отца старшему сыну: «Дитя, ты всегда со мной, и всё моё — твоё. Но надо было веселиться и радоваться, потому что этот твой брат был мёртв и стал живым и был потерян и нашёлся». В стихе 32 отец опять говорит, что блудный сын был мёртв, а теперь стал живым. Тем самым подчёркивается, что, когда потерянные грешники получают спасение, они оживотворяются.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках