Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 49

Спаситель-Человек отдаёт Себя на смерть для искупления

(6)

  Тексты Писания: Лк. 22:1-23

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 1 по 23 из 22-й главы. Однако, прежде чем перейти к этому разделу Евангелия от Луки, я хотел бы сказать ещё несколько слов о стихах Лк. 21:5-36.

Аспекты пророчества Спасителя-Человека

  В 21:34-35 Господь говорит: «Но смотрите за собой, чтобы ваши сердца не отяготились похмельем, пьянством и житейскими беспокойствами и чтобы тот день не застиг вас внезапно, как ловушка. Ибо он надвинется на всех, живущих по лицу всей земли». Здесь слово «ловушка» не обозначает день пришествия Господа. «Ловушка» — это время великой скорби, час испытания, который наступит на всей обитаемой земле (Отк. 3:10). Таким образом, великая скорбь, как ловушка, надвинется на всех, живущих по лицу всей земли.

  В стихе 24 Господь Иисус говорит о временах язычников: «И они падут от острия меча и будут уведены в плен во все народы; и Иерусалим будут топтать язычники, пока не исполнятся времена язычников». Выражение «времена язычников» здесь не обозначает период благодати, то есть время, в которое язычники должны получить спасение, как показано в Рим. 11:25. В Лк. 21:24 выражение «времена язычников» обозначает время, в которое язычники правят народом Израиля. Это правление началось с Навуходоносора и закончится уничтожением Антихриста в войне при Армагеддоне, о которой говорится в 19-й главе Откровения.

  Стих 24 представляет трудность для толкователей. Эта трудность связана с тем, что в некоторых пророчествах в Библии о разрушении Иерусалима смешиваются два-три события. Храм уже был осквернён дважды, и в будущем он будет осквернён ещё один раз. В первый раз храм осквернил Антиох Эпифан, обозначением которого служит небольшой рог в Дан. 8:8-9. Антиох был прообразом Тита — римского полководца, который осквернил храм во второй раз в 70 г. по Р. Х. Следовательно, пророчество в 8-й главе Книги пророка Даниила смешивает осквернение храма Антиохом Эпифаном и его осквернение Титом. Кроме того, в пророчестве о Тите в конце 9-й главы Книги пророка Даниила Тит смешивается с Антихристом. Таким образом, пророчества в Книге пророка Даниила о разрушении Иерусалима подразумевают его разрушение Антиохом Эпифаном, Титом и Антихристом.

  Читая Лк. 21:24, можно подумать, что в этом стихе описывается разрушение Иерусалима Титом. Однако, рассмотрев контекст, мы увидим, что в стихе 24 речь не идёт о разрушении Иерусалима Титом. В стихе 25 говорится: «И будут знамения на солнце, луне и звёздах и на земле терзание народов в недоумении от шума моря и волнения». Согласно историческим данным, после того как Тит разрушил Иерусалим, ничего подобного не происходило. Кроме того, далее в стихах 26-27 говорится: «…когда люди будут падать без сознания от страха и ожидания того, что надвигается на обитаемую землю, ибо небесные силы поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, приходящего в облаке с силой и великой славой». Разумеется, после того как Тит разрушил Иерусалим, ничего из этого не происходило. Следовательно, эти стихи показывают, что под разрушением в стихе 24 следует понимать разрушение в будущем, грядущее разрушение Иерусалима во времена Антихриста.

  Сегодня Иерусалим свободен. Но когда Антихрист восстанет против Бога, он захватит Иерусалим и разрушит его. В Лк. 21:24 говорится об этом разрушении в будущем.

  В 21:5-36 мы видим пророчество Спасителя-Человека о будущих событиях. Сначала Он раскрывает Своим ученикам разрушение храма (ст. 5-6). Затем Он говорит о бедствиях, которые будут происходить между Его вознесением и великой скорбью (ст. 7-11). В этот же период времени, то есть между вознесением Господа и великой скорбью, последователи Христа будут подвергаться гонениям. Господь говорит об этих гонениях в стихах с 12 по 19. Таким образом, в 21:7-19 мы видим, что в один и тот же период времени будут происходить два вида событий: бедствия и гонения.

  В стихах с 20 по 27 Господь говорит о великой скорби и Своём пришествии, а в стихах с 28 по 36 — об искуплении учеников и восхищении победителей. До наступления времени испытания, то есть великой скорби, нам нужно быть бдительными во всякое время, моля о том, чтобы нам избежать «всего того, чему предстоит произойти, и предстать перед Сыном Человеческим» (ст. 36). Речь идёт о том, чтобы быть восхищенными до великой скорби, то есть быть взятыми к престолу на небесах. В то время как происходят бедствия и продолжаются гонения, мы ждём восхищения. Но, если мы хотим быть восхищенными до наступления великой скорби, нам нужно быть бдительными и смотреть за собой, чтобы в какой-то момент наши сердца не отяготились похмельем, пьянством и житейскими беспокойствами и чтобы тот день не застиг нас внезапно, как ловушка (ст. 34). Нам нужно быть бдительными, чтобы наши сердца не отяготились похмельем, пьянством и беспокойствами нынешней жизни.

  Стихи с 21:5 по 22:46 в Евангелии от Луки представляют собой раздел, в котором Спаситель-Человек готовит учеников к Своей смерти. Господь осуществляет эту подготовку посредством двух шагов: во-первых, Он говорит ученикам о том, что будет (21:5-36), а во-вторых, Он учреждает Свою вечерю, чтобы ученики участвовали в Его смерти (22:7-23). Даже учреждая Свою вечерю, или, как мы бы сказали, Господнюю трапезу, Спаситель-Человек готовил учеников к Своей искупительной смерти.

Действия Бога, Сатаны и противников

  В то время как Господь готовил Себя и Своих учеников к Своей смерти, противники — вожди в иудейском сообществе — были заняты тем, что искали удобного случая, чтобы схватить Его и предать смерти. Здесь Господь применил Своё всевластие, потому что это был год, в который Мессия должен был быть отсечён, то есть год, в который предопределённый Спаситель должен был умереть. Кроме того, в Ветхом Завете содержались пророчества о конкретном месяце и дне этого события. Поэтому было важно, чтобы Спаситель был предан смерти именно в тот день, о котором говорилось в пророчествах и прообразах в Ветхом Завете.

  Нелегко было устроить всё так, чтобы Спаситель-Человек был предан смерти в конкретное время и в конкретном месте. Для этого, безусловно, требовалось применение всевластия Триединого Бога. Сын готовил Себя к смерти. Дух и Отец тоже работали, подготавливая обстановку для того, чтобы Сын умер на кресте в точном соответствии с тем, что говорилось в пророчествах и прообразах в Ветхом Завете.

  В 22-й главе Евангелия от Луки мы видим, что, в то время как Спаситель-Человек готовил Себя к смерти, противники были активно заняты составлением своего заговора, коварного плана. В это же время и враг Божий, Сатана, был активен. Всегда, когда Бог активен, Сатана тоже активен. Поэтому в 22-й главе и Триединый Бог, и Сатана были активны. В частности, Сатана активно использовал Иуду Искариота, одного из двенадцати апостолов, назначенных Спасителем-Человеком. Сатана подстрекнул Иуду предать Господа Иисуса. Сатана вложил в Иуду мысль о том, чтобы, найдя удобный случай, выдать Господа в руки тех, кто хотел убить Его. Таким образом, в этой главе мы видим и заговор противников, и работу Сатаны. С одной стороны, «главные священники и книжники искали способа, как бы им расправиться с Ним» (ст. 2). С другой стороны, «вошёл Сатана в Иуду, называемого Искариотом, который был из числа двенадцати. И тот пошёл и совещался с главными священниками и начальниками стражи о том, как выдать им Его» (ст. 3-4).

Вечеря Господня заменяет Пасху

  В 22:7-23 Спаситель-Человек учредил Свою вечерю в качестве замены ветхозаветной Пасхи. В Ветхом Завете Пасха была великим событием, событием, которое можно считать равным Божьему творению. В Ветхом Завете сначала повествуется о Божьем творении. Затем мы видим, что сотворённый Богом человек пал и в конечном итоге оказался в Египте. Когда Бог приготовился спасти Свой народ от уз в Египте, Он учредил праздник Пасхи. Пасха стала тем событием, во время которого Божий народ был спасён и восстановлен в своём праве, которое было утрачено. Пасху продолжали соблюдать на протяжении более полутора тысяч лет — со времени, описанного в 12-й главе Исхода, до того вечера, в который Спаситель-Человек в последний раз совершил Пасху со Своими учениками.

  Стихи с 7 по 23 в 22-й главе Евангелия от Луки — это важный раздел Слова, потому что он знаменует окончание ветхозаветной Пасхи. Здесь мы видим, что Спаситель-Человек учредил Свою вечерю, то есть трапезу Господнюю, которая заменила ветхозаветную Пасху. Отсюда видно, что тот вечер, в который Господь учредил Свою вечерю, был переходным периодом. В это время происходил переход от ветхозаветной Пасхи к новозаветной вечере Господней. Это вопрос огромной важности.

  В 22-й главе Евангелия от Луки мы должны увидеть различие между Пасхой и Господней трапезой. В стихах 7-18 речь идёт о Пасхе, а в стихах 19-20 — о Господней вечере. В стихе 7 говорится: «И наступил день Опресноков, в который надлежало приносить в жертву пасху». Праздник Опресноков — это семидневный праздник (Лев. 23:6). Его также называют Пасхой (Мк. 14:1). На самом деле праздник Пасхи был первым днём праздника Опресноков (Исх. 12:6, 11, 15-20; Лев. 23:5).

  В Лк. 22:7 говорится о дне, в который приносили в жертву пасху. В календаре у иудеев, который соответствовал их Писанию, сутки начинались с вечера (Быт. 1:5). Вечером последнего дня Пасхи Спаситель-Человек сначала съел пасхальное угощение со Своими учениками и учредил для них Свою вечерю. Затем Он пошёл с учениками в Гефсиманский сад на Элеонскую гору. Там Его схватили и отвели к первосвященнику, где поздно ночью Его судил синедрион. Утром тех же суток Он был передан Пилату, который судил Его и приговорил к смерти. Затем Его привели на Голгофу и в девять часов утра распяли на кресте, на котором Он пробыл до трёх часов дня (Мк. 15:16-41), во исполнение прообраза Пасхи (Исх. 12:6-11).

  В Лк. 22:15 Господь сказал Своим ученикам: «Очень желал Я есть эту пасху с вами, прежде чем Мне пострадать». Греческое выражение, переведённое как «очень желал Я», буквально означает: «желанием Я желал». Господь желал есть пасху с учениками, прежде чем пострадать, то есть прежде чем пойти на крест. В 22:15-18, когда говорится, что Господь и Его ученики ели и пили, речь идёт о соблюдении последнего праздника Пасхи перед учреждением Господней вечери, описанным в стихах 19-20.

Один праздник, включающий три этапа

  Далее, в стихе 16 Господь говорит: «Ибо говорю вам, что ни в коем случае не буду есть её, пока она не исполнится в царстве Божьем». Местоимение «она» и то, о чём говорится в стихе 18, относится к последней Пасхе в стихе 15, которая полностью исполнится в грядущем царстве Божьем, когда Спаситель будет пировать с побеждающими святыми (ст. 30; 13:28-29).

  У Бога есть законченный план, цель которого — искупить Божий народ и привести его в Божий юбилей. Праздник Пасхи — это знамение Божьего полного искупления, а это полное искупление означает, что Божий избранный народ входит в полное наслаждение Самим Богом. Это наслаждение связано с юбилеем, который рассматривается в Евангелии от Луки как исполнение пророчества в Книге пророка Исайи и прообраза в 25-й главе Левита. Юбилей — это, фактически, наслаждение Богом посредством Его искупления. Праздником, обозначающим юбилей, сначала был праздник Пасхи в Ветхом Завете, а затем им стала трапеза Господня в Новом Завете.

  Праздник Пасхи не был окончательно исполнен в Ветхом Завете. Трапеза Господня, которая тоже является праздником, заменяет и продолжает праздник Пасхи. Но даже этот новозаветный Праздник ещё не исполнен окончательно. Он будет окончательно исполнен в грядущем царстве.

  Читая Библию внимательно, мы увидим, что как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете говорится о празднике. Этот праздник начался в 12-й главе Исхода и продолжался более пятнадцати столетий вплоть до того вечера, в который Господь Иисус заменил его Своей трапезой. Сегодня в церковной жизни Божий народ участвует в этом новозаветном празднике. Однако этот праздник будет окончательно исполнен, лишь когда наступит праздник в грядущем царстве. Это означает, что праздник в царстве будет исполнением как праздника Пасхи, так и праздника Господней трапезы.

  На первый взгляд, существуют три праздника: праздник Пасхи, праздник Господней трапезы и праздник в царстве. На самом деле, это не три праздника. Напротив, это один праздник, включающий три этапа. Бог учредил посредством Своего искупления один праздник для нашего полного наслаждения юбилеем на трёх этапах, и этими тремя этапами являются этап Ветхого Завета, этап Нового Завета и этап царства.

  Можно сказать, что Пасха была ветхозаветным юбилеем. Когда была учреждена Пасха, угнетаемые израильтяне были освобождены от уз в Египте, освобождены от тирании фараона. До этого израильтяне были пленниками, находившимися в состоянии рабства. С отрицательной стороны, Пасха освободила их от этих уз. С положительной стороны, Пасха привела их на пир, чтобы они наслаждались ягнёнком, который является символом Христа как воплощения Бога. В тот день дети Израиля были приведены к наслаждению Богом; они наслаждались ягнёнком и Пасхой. Позже, в пустыне, они наслаждались манной. После вступления в добрую землю они наслаждались богатством этой земли, которая является прообразом Христа в Его всеобъятности. Итак, мы видим, что Пасха освободила израильтян от уз и привела их к наслаждению Богом. Однако впоследствии они утратили это наслаждение и были опять уведены в плен.

  В 4-й главе Евангелия от Луки Спаситель-Человек провозгласил следующий этап юбилея — новозаветный юбилей. В новозаветном юбилее тоже есть символ, или знамение, и этим символом является Господня трапеза. Господня трапеза — это знамение юбилея, который освобождает нас от уз и приводит к полному наслаждению Триединым Богом. Господня трапеза является не только заменой ветхозаветного праздника Пасхи; она также является продолжением этого праздника.

  Новозаветный праздник Господней трапезы будет заменён и продолжен праздником в грядущем царстве. Праздник в царстве будет праздником на третьем этапе. Этот грядущий праздник, который будет заменой и продолжением Господней трапезы, тоже будет символом юбилея. В то время Божий избранный и искупленный народ будет освобождён от всех видов бремени, уз и рабства и будет приведён к наслаждению Триединым Богом в веке царства.

Чаша Пасхи

  В Лк. 22:17-18 говорится: «И, приняв чашу, Он воздал благодарение и сказал: Возьмите её и разделите между собой; ибо говорю вам: отныне ни в коем случае не буду пить от плода виноградной лозы, пока не придёт царство Божье». Читая эту главу, некоторые могут подумать, что речь идёт о чаше Господней трапезы. Однако речь идёт о чаше праздника Пасхи, а не о чаше Господней трапезы. В стихе 16 Господь и Его ученики ели пасхальное угощение, а в стихе 17 они пили чашу этого угощения, этого пира. В стихах 19-20 говорится о Господней трапезе. Нам нужно делать чёткое различие между двумя пирами в 22:7-23. Будет полезно сделать в нашей Библии пометку, чтобы обозначить, что праздник Пасхи заканчивается стихом 18, а со стиха 19 начинается Господня вечеря.

Хлеб и чаша Господней трапезы

  В Лк. 22:19 говорится: «И, взяв хлеб, Он воздал благодарение, преломил его, дал им и сказал: Это Моё тело, которое за вас отдаётся; делайте это в воспоминание обо Мне». Хлеб в стихе 19 — это не хлеб Пасхи, а хлеб Господней трапезы. Кроме того, в этом стихе Господь сказал: «Делайте это в воспоминание обо Мне». Следовательно, это не было воспоминанием о том, что произошло в 12-й главе Исхода. Хлеб Господней трапезы принимается в воспоминание о Спасителе-Человеке.

  В стихе 20 говорится: «…точно так же и чашу после того, как они поужинали, — и сказал: Эта чаша — новый завет, утверждаемый в Моей крови, которая за вас изливается». Здесь тоже чаша — это не чаша Пасхи; эта чаша — новый завет, утверждаемый в крови Господа.

  В Исх. 24:3-8 Бог заключил с искупленным Израилем завет (Евр. 9:18-21), который стал старым завещанием, на основании которого Бог строил отношения со Своим искупленным народом в устроении закона. Спаситель-Человек пришёл совершить Своей смертью Божье вечное искупление для Божьего избранного народа согласно Божьей воле (Евр. 10:7, 9-10), и Своей кровью Он учредил новый завет, лучший завет (Евр. 8:6-13), который после Его воскресения стал новым завещанием (Евр. 9:16-17), на основании которого Бог может быть един со Своим искупленным и возрождённым народом в устроении благодати. Этот новый завет занял место старого и одновременно заменил старое устроение Бога Его новым устроением. Спаситель-Человек хотел, чтобы Его последователи знали это и после Его воскресения жили жизнью, основанной на этом и соответствующей этому.

Вспоминать Спасителя-Человека

  Мы подчёркивали, что Спаситель-Человек учредил Свою вечерю, Господнюю трапезу, после того как Он с учениками съел пасхальное угощение. Он положил начало этому новому празднику, во время которого Его верующие вспоминают Его, и заменил им праздник Пасхи — ветхозаветный праздник, во время которого избранные вспоминали спасение Иеговы (Исх. 12:14; 13:3). Во время этого нового праздника нового завета верующие Спасителя-Человека вспоминают Его, когда едят хлеб, обозначающий Его тело, отданное за них (1 Кор. 11:24), и пьют чашу, обозначающую Его кровь, пролитую за их грехи (Мф. 26:28). Хлеб указывает на жизнь (Ин. 6:35), жизнь Божью, вечную жизнь, а чаша указывает на благословение (1 Кор. 10:16), которым является Сам Бог как доля верующих (Пс. 15:5). Будучи грешниками, верующие должны были получить в качестве своей доли чашу Божьего гнева (Отк. 14:10). Но Спаситель-Человек выпил эту чашу за них (Ин. 18:11), и Его спасение стало их долей, чашей спасения (Пс. 115:4), чашей переполненной (Пс. 22:5), содержимым которой является Бог как всеобъемлющее благословение для верующих. Такой хлеб и такая чаша составляют вечерю Спасителя-Человека, то есть трапезу (1 Кор. 10:21), пир, установленный Им для того, чтобы Его верующие вспоминали Его, наслаждаясь Им как таким пиром. Таким образом, вспоминая Его, верующие демонстрируют Его искупающую и жизненаделяющую смерть (1 Кор. 11:26 — Его кровь, отделённая от Его тела, возвещает Его смерть), свидетельствуя всей вселенной о Его богатом и чудесном спасении.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках