Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 6

Подготовка Спасителя-Человека в Его человечестве с Его божественностью

(4)

  Тексты Писания: Лк. 2:1-52

  В этом сообщении мы рассмотрим рождение и юность Спасителя-Человека. Его рождение описывается в Лк. 2:1-20, а Его юность — в Лк. 2:21-52.

Его рождение

Во время царствования цезаря Августа

  В Лк. 2:1-3 говорится: «И в те дни от цезаря Августа вышел указ провести перепись по всей обитаемой земле. Это была первая перепись, которая прошла, когда Квириний правил Сирией. И все шли записываться, каждый в свой город». Август Цезарь, второй из семейства Цезарей, был преемником Юлия Цезаря. Господь Иисус родился во время царствования цезаря Августа.

  От цезаря Августа вышел указ провести перепись по всей обитаемой земле. В этом проявилось Божье всевластие, о чём говорится в Прит. 21:1. Эта перепись привела Марию и Иосифа из Назарета в Вифлеем, чтобы Спаситель родился там во исполнение пророчества о месте Его рождения (Мих. 5:2; Ин. 7:41-42).

В Вифлееме

  В Лк. 2:4-6 говорится: «И пошёл также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида, который называется Вифлеем, — потому что он был из дома и рода Давида, — чтобы записаться вместе с Марией, которая была обручена с ним и была беременна. И пока они были там, исполнились дни, когда она должна была родить». Дом и род Давида был царским домом и родом, который должен был унаследовать престол Давида (Лк. 3:23-31; Лк. 1:32 см. Мф. 1:6-16). Если бы не указ цезаря Августа, у Иосифа и Марии, вероятно, не было бы возможности пойти из Назарета в Вифлеем. Такое передвижение было необходимо для того, чтобы Христос родился в Вифлееме во исполнение пророчества в Ветхом Завете.

Положен в яслях

  В стихе 7 говорится: «И она родила своего первородного сына; и она запеленала Его и положила Его в яслях, потому что в гостинице для них не было места». Жизнь Спасителя-Человека началась в яслях, в самом приниженном положении, потому что гостиница была занята падшим человечеством с его деловой деятельностью. Можно сказать, что ясли — это символ человеческого жития Спасителя.

  Лука показывает Спасителя-Человека. После рассказа о зачатии Спасителя-Человека Лука в этой главе предлагает нам прекрасное повествование о некоторых аспектах человеческой жизни Спасителя-Человека. Лука описывает Его подлинное человеческое рождение, которое произошло в соответствии с законом Божьего сотворения человека, что позволило Ему стать Спасителем-Человеком для спасения человека. Он повествует о Его физическом обрезании, которое было осуществлено в соответствии с законом Божьего предписания (2:21-24), что позволило Ему стать законным семенем Авраама (Быт. 17:9-14), Тем, в ком Божье обещание Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3), как возвещённое ему благовестие (Гал. 3:8), могло исполниться для всех язычников (Гал. 3:14). В этой главе мы видим физический рост Спасителя-Человека, который происходил в соответствии с законом человеческой жизни (ст. 40), что позволило Ему стать совершенным человеком, выражающим Бога для исполнения Божьего плана искупления. Наконец, Лука описывает надлежащее отрочество Господа, во время которого в Нём рос интерес к тому, что принадлежит Богу, — интерес, связанный с божеством Иисуса как Сына Бога Отца (ст. 40-52), — что позволило Ему обрести в полной мере мудрость, рост и благодать, явленную в Нём перед Богом и людьми.

  Повествование о рождении и юности Спасителя в этой главе сильно отличается от повествования в Мф. 2. Из событий, происшедших при рождении Спасителя и во время Его юности, Матфей излагает те, которые ярко свидетельствуют, что Христос — законный Царь. Лука также повествует о рождении и юности Спасителя, но события, которые излагает он, относятся к другой категории: они убедительно доказывают, что Иисус — подлинный человек. В этих двух повествованиях рассматриваются лишь два из различных аспектов удивительного статуса Спасителя. Повествование Матфея свидетельствует, что Христос — надлежащий Царь, о котором говорят пророчества в Писаниях, а повествование Луки о юности Иисуса доказывает, что Он надлежащий человек. Эти два повествования значительно отличаются друг от друга.

Ангел возвещает Его пастухам

  Ангел возвестил пастухам рождение Спасителя-Человека как благую весть о великой радости всему народу (2:8-10). В стихе 8 говорится: «А в той же области были пастухи, которые ночевали в полях и ночью охраняли своё стадо». Их работа, заключавшаяся в том, чтобы пасти стадо (что давало не только пищу для человека, но и приношения для Бога), и старание, с которым они охраняли стадо ночью, дали им право первыми услышать благую весть об удивительном рождении Спасителя, которую возвестил ангел. Когда возле пастухов встал ангел Господень и слава Господня засияла вокруг них, они сильно испугались (2:9). Греческое выражение, переведённое как «сильно испугались», буквально означает «испугались сильным испугом».

  В стихах 10-11 ангел сказал пастухам: «Не бойтесь; ибо вот, я благовествую вам великую радость, которая будет всему народу, потому что сегодня в городе Давида родился для вас Спаситель, который есть Христос Господь». Эта благая весть о великой радости была возвещена всему народу. Это означает, что эта новость была возвещена не только иудейскому народу, но и всему человечеству.

  Далее, в стихе 12, ангел сказал: «И вот вам знамение: вы найдёте младенца, запелёнатого и лежащего в яслях». Младенец в яслях, обозначающий умалённость в приниженности, был знамением, изображавшим жизнь Спасителя-Человека. Этот маленький младенец назван «Бог крепкий» в пророчестве о Спасителе-Человеке (Ис. 9:6).

Множество небесного воинства присоединяется к ангелу и хвалит Бога

  В Лк. 2:13-14 говорится: «И вдруг при ангеле появилось множество небесного воинства, которое хвалило Бога и говорило: Слава Богу в вышних, и мир на земле среди людей Его отрады». Ликование ангелов, обрадованных рождением Спасителя для спасения человека (см. 15:7), побудило их хвалить Бога. Согласно стиху 14, приход Спасителя воздал славу Богу на небесах и принёс мир людям на земле. В стихе 14 «люди Его отрады» — это люди, избранные Богом согласно Его отраде (Эф. 1:5).

  Хвала небесного воинства имеет два аспекта: слава Богу в вышних и мир на земле среди людей. Спасение Спасителя-Человека осуществило эти две вещи. Оно принесло славу Богу в вышних и мир людям на земле. Христос предназначен для Божьей славы и человеческого мира.

Пастухи становятся свидетелями Его рождения и рассказывают о нём другим людям

  В 2:15-20 сказано, что пастухи пошли в Вифлеем и «нашли и Марию, и Иосифа, и младенца, лежащего в яслях» (ст. 16). Сначала ангел возвестил благую весть о рождении Спасителя-Человека пастухам. Можно сказать, что ангел благовествовал им. Затем пастухи, услышав благовестие ангела и придя, чтобы увидеть младенца, стали благовествовать другим людям. В стихе 18 говорится: «И все те, кто слышал, удивлялись тому, что им сказали пастухи». Увидев ребёнка Иисуса, «пастухи возвратились, прославляя и хваля Бога за всё то, что они услышали и увидели, как им и было сказано» (ст. 20).

Его юность

Его обрезывают и Ему дают имя

  В Лк. 2:21 говорится о том, что Господа Иисуса обрезали и Ему дали имя: «И когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Его, Его назвали именем Иисус, которое было дано ангелом, прежде чем Он был зачат в чреве». Согласно закону, каждого ребёнка мужского пола нужно было обрезать на восьмой день и в этот же день ему нужно было дать имя. Господа Иисуса обрезали и Ему дали имя на восьмой день.

Его представляют и перед Ним преклоняются

  В 2:22-39 мы читаем повествование о том, как Спасителя-Человека представляют и как перед Ним преклоняются. С одной стороны, как ребёнка, Его представили, принесли Богу; с другой стороны, одновременно перед Ним преклонялся, Его хвалил и чтил человек.

  О том, как Спаситель-Человек был представлен, в 2:22-24 говорится: «И когда исполнились дни их очищения согласно Моисееву закону, они принесли Его в Иерусалим, чтобы представить Господу (как и написано в законе Господнем: «Всякое существо мужского пола, разверзающее материнское чрево, пусть будет названо святым для Господа») и принести жертву согласно сказанному в законе Господнем: пару горлиц или двух голубиных птенцов». Чтобы Спаситель-Человек был надлежащим израильтянином, надлежащим человеком перед Богом и людьми, всё, что требовалось в законе, было полностью исполнено в стихах 21-24.

  В стихе 24 упоминаются пара горлиц или два голубиных птенца. Такого рода жертва указывает на бедность того, кто её приносит (Лев. 12:8). Бедность была ещё одной отличительной чертой жизни Спасителя-Человека.

Перед Ним преклоняется Симеон

  В 2:25-35 перед ребёнком Иисусом преклоняется Симеон. В стихе 25 говорится: «И вот, в Иерусалиме был человек по имени Симеон. И этот человек был праведным и набожным и ждал утешения Израиля; и на нём был Святой Дух». Симеон был праведным в основном по отношению к людям, а набожным — по отношению к Богу. Будучи таким человеком, он ждал утешения Израиля. Спаситель-Человек — это утешение для Божьего избранного народа.

  Преклонение Симеона перед Иисусом было преклонением в Святом Духе. Святой Дух был на нём (ст. 25), он получил божественное откровение от Святого Духа, что не увидит смерти, пока не увидит Христа Господнего (ст. 26), и он пришёл в Духе в храм (ст. 27).

  Когда Иосиф и Мария «внесли ребёнка Иисуса, чтобы поступить согласно обычаю закона о Нём» (ст. 27), Симеон принял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Теперь Ты отпускаешь Твоего раба, Владыка, согласно Твоему слову, с миром; ибо мои глаза увидели Твоё спасение, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет для откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля» (ст. 28-32). В стихах 30 и 32 Симеон говорит о спасении и свете. Спаситель-Человек — это Божье спасение, данное Божьему народу, а также свет язычникам и слава Израиля.

  В 2:34-35 Симеон говорит Марии: «Вот, Он назначен для падения и возвышения многих в Израиле и для знамения, которое будут злословить, — также и тебе самой меч пронзит душу, — чтобы открылись рассуждения многих сердец». Здесь мы видим, что Бог назначил Спасителя-Человека быть испытанием для детей Израиля, чтобы многие из них преткнулись из-за Него, а многие были возвышены Им (Рим. 9:33).

  Спаситель-Человек — это также знамение, или знак, которое злословят, против которого высказываются и которому противятся люди, встающие на сторону Его врага. Это нужно, чтобы открылись рассуждения многих сердец.

  В словах Симеона Спаситель-Человек был раскрыт как утешение Израиля, Божье спасение, свет язычникам, слава Израиля, испытание для Израиля и знамение, которому противятся.

  В стихе 35 Симеон сказал Марии, что также и ей самой меч пронзит душу. Это показывает, что, когда Спасителя-Человека как знамение злословят, страдание пронзает и внутреннее существо того, кто Его порождает. Здесь показано, как мы переживаем Его страдание в своём переживании Его.

  В стихе 35 Симеон также говорит о том, что должны открыться рассуждения многих сердец. То, что скрыто у человека в сердце, легко открывается, если посмотреть на его отношение к Христу.

Перед Ним преклоняется Анна

  В 2:36-39 мы видим, как перед ребёнком Иисусом преклоняется Анна. В стихе 36 говорится: «Была там и Анна, пророчица, дочь Фануила из колена Асира. Она была в весьма преклонных годах, прожив с мужем семь лет со своего девичества». Анна была вдовой «до восьмидесяти четырёх лет; она не отходила от храма, постами и прошениями служа Богу ночью и днём» (ст. 37). В стихе 38 говорится: «И в этот самый час она подошла и воздавала благодарения Богу и говорила о Нём всем, кто ждал искупления Иерусалима». Здесь слово «искупление» показывает, что Спаситель-Человек — это искупление Божьего народа. Анна воздавала благодарения Богу за Спасителя-Человека и говорила о Нём как об искуплении Божьего народа.

  В 2:21-38 мы видим, что, для того чтобы Спаситель-Человек был надлежащим израильтянином согласно закону, Его обрезали, Ему дали имя и Его принесли Богу. В Лк. 2:39 говорится: «И когда они окончили всё положенное согласно закону Господнему, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет». Спаситель-Человек родился в Вифлееме, городе Давида, и в течение короткого времени оставался там, но вырос Он в Назарете, презираемом городе, который находился в Галилее, презираемой области. То, что Спасителя презирали, было ещё одной отличительной чертой Его человеческой жизни.

Он растёт телесным ростом, укрепляется духом, исполняется мудрости, и благодать Божья пребывает на Нём

  В Лк. 2:40 говорится: «А ребёнок рос и укреплялся, исполняясь мудрости, и благодать Божья была на Нём». Он рос телесным ростом (ст. 52), и Он укреплялся духом (см. 1:80).

  В стихе 40 говорится, что, по мере того как Спаситель-Человек рос, Он исполнялся мудрости. Эта мудрость, присущая божеству Спасителя (Кол. 2:2-3), раскрывалась по мере Его телесного роста.

  В стихе 40 также говорится, что благодать Божья была на Нём. Даже Иисусу, как человеку, нужна была благодать Божья для Его человеческой жизни. Он исполнялся мудрости Своего божества и нуждался в благодати Божьей в Своём человечестве.

  Как Бог, Спаситель-Человек не нуждался в благодати. Однако как Человек, Он нуждался в благодати Божьей. Поэтому в стихе 40 говорится, что благодать Божья была на Нём.

  Все мы, люди, нуждаемся в Божьей мудрости и благодати. Мудрость связана с тем, как мы что-то делаем, а благодать — с силой, способностью, осуществлять это. В нашем житии нам сначала нужен способ для того, чтобы сделать что-то; затем нам нужна сила, чтобы сделать это. Мудрость — это способ, а благодать — это сила. Чтобы овладеть надлежащим способом, нам нужна мудрость. Однако самой по себе мудрости недостаточно. Нам также нужна благодать. Если у нас не будет благодати, то у нас не будет силы, мощи и энергии, чтобы осуществить что-либо надлежащим образом. Если у нас будет мудрость без благодати, мы будем разочарованы, потому что мы не сможем исполнить свою обязанность. Но мы можем пользоваться Божьей мудростью как нашим способом и Божьей благодатью как нашей силой, мощью и энергией. Человек Иисус жил в Божьей мудрости и благодати.

Заботится об интересах Бога в возрасте двенадцати лет и находится в подчинении у Своих родителей

  В 2:41-51 мы видим, что Господь Иисус заботился об интересах Бога в возрасте двенадцати лет, а также находился в подчинении у Своих родителей. В стихе 42 говорится: «И когда Ему исполнилось двенадцать лет, они пошли туда согласно обычаю праздника». «У иудеев мальчик по достижении двенадцатилетнего возраста назывался „сыном закона“, и с этого времени на него возлагались обязательства, связанные с законом» (Г. Алфорд). Число двенадцать обозначает вечное совершенство в Божьем управлении. Поэтому слова «двенадцать лет» показывают, что сделанное здесь Господом было целиком и полностью связано с Божьим управлением.

  В этом стихе говорится, что они пошли «согласно обычаю праздника». Этот обычай был учреждён Богом как обязательное условие для мужчины в Израиле (Втор. 16:16).

  Согласно стихам 43-48, мальчик Иисус остался в Иерусалиме, а Его родители не знали об этом. Когда они поняли, что Его нет с ними среди попутчиков, они возвратились в Иерусалим, разыскивая Его. Когда они нашли Его, Его мать сказала Ему: «Дитя, почему Ты так поступил с нами? Вот, Твой отец и я, терзаясь, искали Тебя» (ст. 48). Господь ответил: «Почему вы искали Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в том, что принадлежит Моему Отцу?» (ст. 49). Отсюда видно, что мальчик Иисус заботился об интересах Бога. Слова «Моему Отцу» в стихе 49 указывают на божество мальчика Иисуса (Ин. 5:18). В Своём человечестве Он был сыном Своих родителей, а в Своём божестве Он был Сыном Бога Отца.

  В стихе 51 говорится, что Господь Иисус «ушёл с ними, и пришёл в Назарет, и был у них в подчинении». Здесь мы видим, что в Своём человечестве Он был в подчинении у Своих человеческих родителей.

  В 2:41-51 мы опять видим двойной статус Господа: Его статус как Сына Божьего и как Сына Человеческого. Как Сын Божий, Он заботился об интересах Бога. Как Сын Человеческий, Он был послушен в Своём человечестве Своим человеческим родителям.

Преуспевает в мудрости и росте и в благодати, явленной в Нём перед Богом и людьми

  В 2:52 мы видим заключение раздела, в котором говорится о юности Спасителя-Человека: «А Иисус преуспевал в мудрости и росте и в благодати, явленной в Нём перед Богом и людьми». Как и в стихе 40, эта мудрость, присущая божеству Спасителя, раскрывалась по мере Его роста. Греческое слово, переведённое как «рост», обозначает не только рост, как в 19:3, но и возраст.

  В стихе 52 говорится, что Спаситель-Человек преуспевал в благодати, явленной в Нём перед Богом и людьми. Он преуспевал в благодати перед Богом, потому что Он возрастал в выражении Бога согласно Божьему желанию. Он преуспевал в благодати перед людьми, потому что Он возрастал в божественных качествах, явленных в человеческих добродетелях, которые несли людям благодать. Он рос как Богочеловек перед Богом и людьми. И Богу, и людям Иисус был приятен; и Бог, и люди были довольны Им.

  Как мы уже отмечали, все события, о которых Лука рассказывает во второй главе этого Евангелия, являются вескими доказательствами того, что Господь Иисус был настоящим, подлинным, надлежащим и совершенным человеком. Однако во второй главе Евангелия от Матфея мы видим события другой категории, и эти события доказывают, что Господь Иисус был Царём, истинным потомком Давида, который должен был унаследовать престол и царство. Таким образом, и во второй главе Евангелия от Матфея, и во второй главе Евангелия от Луки говорится о юности Христа. Но в этих главах показаны разные аспекты Его статуса: Его статус как Царя и Его статус как настоящего Человека. Для того чтобы Он был Царём, было необходимо, чтобы определённые события доказали, что Он является подлинным наследником и преемником престола Давида. Для того чтобы Он был показан как настоящий Человек, были необходимы свидетельства, доказывающие подлинность Его человечества. Поэтому во второй главе Евангелия от Луки мы видим ясное и веское доказательство того, что Господь Иисус был надлежащим и подлинным Человеком.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках