Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Матфея»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 28

Продолжение служения Царя

(4)

  В этом сообщении мы продолжим говорить о Мф. 9:9-17.

В. Не ставить заплату из небелёной ткани на старую одежду

  В 9:16 Господь говорит что-то ещё более тонкое, сладкое и сокровенное: «Никто не ставит заплату из небелёной ткани на старую одежду, ибо пришитое к ней отрывает от одежды и дыра становится хуже». Греческое слово «агнафос», переведённое как «небелёный», образовано из приставки «а-», означающей «не-», и корня «гнапто», означающего «чесать шерсть». Таким образом, это слово означает «нечёсаный», «неотделанный», «небелёный», «необработанный». Не- белёная ткань обозначает Христа от Его воплощения до Его распятия, который был как лоскут новой ткани, необработанный, неотделанный; а новая одежда в Лк. 5:36 обозначает Христа как новое одеяние после того, как Он был «обработан» в ходе Его распятия. (Греческое слово «кайнос», переведённое в Лк. 5:36 как «новый», употреблено в Мф. 9:17 в выражении «новые мехи».) Сначала Христос был небелёной тканью для новой одежды, затем посредством Своей смерти и воскресения Он сделался новой одеждой, которая покрывает нас в качестве нашей праведности перед Богом, чтобы мы были оправданы Богом и приемлемы для Него (Лк. 15:22; Гал. 3:27; 1 Кор. 1:30; Флп. 3:9). Заплата из небелёной ткани, пришитая на старую одежду, отрывает от неё из-за того, что садится, и от этого дыра становится хуже. Ставить заплату из небелёной ткани на старую одежду — значит подражать тому, что делал Христос в Своей человеческой жизни на земле. Именно это пытаются делать нынешние модернисты. Они лишь подражают человеческим делам Иисуса в стремлении улучшить своё поведение; они не верят в распятого Иисуса как своего Искупителя и в воскрешённого Христа как свою новую одежду, которая покрывает их в качестве их праведности перед Богом.

  Упомянутая в стихе 16 старая одежда обозначает хорошее поведение, хорошие поступки и религиозные занятия, производимые старой, природной жизнью человека. Господь Иисус поступил очень мудро. В стихе 16 Он не сказал: «Ученики Иоанна, разве вы не видите, что вся ваша одежда порвана и что на ней много дыр. Когда вы поститесь, вы фактически отрезаете кусок небелёной ткани и делаете из неё заплаты, чтобы закрыть дыры на своей одежде». Господь Иисус не сказал этого прямо — Он просто указал ученикам Иоанна на то, что их одежда несовершенна. Он указал им на то, что на их одежде были дыры и что своим постом они пытались поставить на них заплаты. Ни один человек не мог бы сказать то, что Господь Иисус сказал в стихе 16. В Его мудрых словах содержался очень глубокий смысл, упрёк, откровение и наставление. Господь говорил ученикам Иоанна: «Почему вы спрашиваете Меня о посте? Своим постом вы пытаетесь поставить заплаты на свою порванную одежду. Вы поститесь — значит вы понимаете, что на вашей одежде есть дыры, которые нужно зашить. Иоанн, ваш учитель, привёл всех вас ко Мне. Теперь вы используете Меня, чтобы поставить заплаты на свои дыры. Иначе говоря, вы отрезаете кусок от Моей небелёной ткани, чтобы поставить заплату на свою одежду. Но Моя ткань сильно садится. Не пришивайте куски Моей ткани к своей порванной одежде. В противном случае дыра станет больше».

  Сказанное в Лк. 5:36 несколько отличается от сказанного в Мф. 9:16. В Лк. 5:36 говорится: «Никто не ставит на старую одежду заплату, оторвав её от новой одежды». Обратите внимание, в Евангелии от Матфея используется слово «ткань», а в Евангелии от Луки — слово «одежда». Господь Иисус сравнивал Себя с куском небелёной ткани. Отсюда мы видим, каким Он был в период между Его воплощением и распятием. В это время Он был небелёной тканью, новой необработанной тканью. Благодаря Его смерти и воскресению эта новая ткань была обработана и стала новой одеждой. Господь хочет дать нам Себя не как кусок необработанной ткани, а как законченную одежду, в которую мы можем облечься в качестве своей праведности, чтобы быть оправданными перед Богом. После смерти и воскресения Он сделался законченной одеждой, в которую мы можем облечься для прихода на Его свадьбу. Таким образом, Он не только наш Жених, но и наша свадебная одежда, которая даёт нам право прийти на Его свадебный пир.

  Почему Господь Иисус, рассказав нам, что Он Жених, начал говорить о новой ткани, новой одежде? Чтобы понять, что хотел сказать Господь, нужно рассмотреть этот вопрос более глубоко. Господь говорит нам, что Жених находится с нами. Но посмотрите на себя: достойны ли вы Его присутствия? Неужели вы думаете, что ваше истинное состояние, каким его видит Бог, даёт вам право находиться в присутствии Жениха? Все мы должны ответить: «Нет». Ничто из того, что мы имеем и чем мы являемся, недостойно присутствия Господа. Чтобы наслаждаться присутствием Господа, нужно отвечать определённым требованиям; нужно находиться в определённом состоянии. То, чем мы являемся по рождению, то, чем мы являемся по природе, то, что мы можем сделать, и то, что мы имеем, не даёт нам права быть в присутствии Жениха. Женихом является Христос, а Христос — это Сам Бог. Представьте, что сегодня вам является Бог. Смогли бы вы спокойно сидеть здесь? Он святой Бог, праведный Бог, и такой Бог является Женихом. Вспомните историю о блудном сыне в Лк. 15. Блудный сын пришёл домой. Отец, несомненно, сильно любил его, но состояние сына ни в коей мере не позволяло ему находиться в присутствии отца. Поэтому отец немедленно велел слуге принести лучшую одежду и одеть его, тем самым дав ему право находиться в своём присутствии. Нашим Женихом является Сам Бог. Как мы, жалкие грешники, можем наслаждаться присутствием небесного Царя? Мы должны помнить, каков контекст этих стихов в Мф. 9: Господь Иисус ел со сборщиками налогов и грешниками. «Сборщики налогов» и грешники — это мы. Мы не отвечаем никаким требованиям; нам нужно, чтобы что-то покрыло нас и позволило нам сидеть в присутствии Господа. Вот почему Господь, показав Себя как Жениха, сказал, что нам нужно облечься в новую одежду. Когда мы облекаемся в новую одежду, мы становимся достойными того, чтобы быть в Его присутствии. Когда блудный сын был одет в лучшую одежду, он сразу получил право стоять в присутствии своего почтенного отца. Лучшая одежда дала ему право наслаждаться присутствием отца. Нам, грешникам и «сборщикам налогов», нужно одеться в новую одежду, которая сделает нас достойными того, чтобы быть в присутствии Жениха.

  Мне не нравится преподносить учения и доктрины — я предпочитаю практические переживания. Я хочу задать вам вопрос: после Своего воскресения Христос стал новой одеждой; как нам облечься в Него? В Гал. 3:27 говорится: «Все вы, кто были крещены в Христа, в Христа облеклись». Мы должны облечься в Христа, а чтобы облечься в Него, нужно креститься в Него. Теперь нам нужно понять, как нам креститься в Христа. Мы увидели, что после Своего воскресения Христос стал новой одеждой, но в Библии также говорится, что после Своего воскресения Он сделался животворящим Духом (1 Кор. 15:45). Если бы Христос не был Духом, как бы мы могли креститься в Него? В результате распятия, погребения и воскресения Христос сделался животворящей «пневмой», животворящим дыханием, живым воздухом. Поскольку Он является дыханием, Ему легко войти в нас; и поскольку Он является воздухом, нам легко войти в Него. В воскресении Христос сделался Духом. Этот животворящий Дух всеобъемлющ. В этом Духе содержится всё, чем Христос является, и всё, что Он совершил. Этим всеобъемлющим Духом является Сам всеобъемлющий Христос, и этот Христос как Дух является новой одеждой, в которую мы должны быть одеты. Итак, даже одеждой является Дух. Мы были крещены в Христа как Духа; именно так мы облеклись в Христа. Христос является «пневмой», всеобъемлющим Духом. Когда мы крестимся в Него, мы облекаемся в Него. В то же мгновение Он как Дух становится нашей одеждой, нашим покровом, и это даёт нам право находиться в присутствии нашего Жениха. Таким образом, новая одежда, в которую мы должны облечься, — это Сам Христос как всеобъемлющий Дух.

  Именно это означают слова, сказанные Господом в 28:19: «Итак, идите и сделайте учениками все народы, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Действительность имени находится в Духе. Крестить людей в имя — значит крестить их в Духа, которым является Христос как всеобъемлющая «пневма». Христос воплотился, Он жил на земле, Он был распят и совершил искупление, и Он был воскрешён. Когда всё было закончено, Он в Своём воскресении стал всеобъемлющей «пневмой». Воплощение, распятие и искупление, воскресение, сила Его воскресения и жизнь воскресения — всё это включено в эту «пневму». Когда мы крестились в Него, мы крестились в эту «пневму». Когда мы крестились в Него, мы облеклись в Него. Мы должны облечься в Христа как новую одежду, и этой новой одеждой является всеобъемлющий Дух. Христос — это уже не просто необработанная ткань, а законченная одежда. В этой законченной одежде мы имеем искупление, силу воскресения и все элементы божественной Личности. Это не просто какая-то одежда; этой новой одеждой является божественная «пневма», всеобъемлющий Дух, в котором содержится воплощение Христа, Его распятие, Его искупительная работа, Его воскресение и Его сила воскресения. Теперь Он является законченной одеждой, в которую нам нужно облечься. Аллилуйя, мы можем облечься в такого Христа!

Г. Не наливать молодое вино в старые мехи

  В стихе 17 говорится: «И не наливают молодое вино в старые мехи; а иначе рвутся мехи, и вино выливается, и мехи пропадают; напротив, молодое вино наливают в новые мехи, и сохраняется и то и другое». Греческое слово «неос», переведённое в этом стихе как «молодое», означает «новый по времени», «недавний», «молодой». Молодое вино здесь обозначает Христа как новую жизнь, которая полна энергии и взбадривает человека. Молодое вино — это бодрящая жизнь Христа. Божественная жизнь уподоблена вину, в котором есть бодрящая сила. Когда мы принимаем Его жизнь, она работает в нас в течение всего дня, взбадривая нас. Это молодое вино укрепляет нас, наполняет нас энергией и делает нас очень счастливыми. Царственный Спаситель является для людей царства не только Женихом, которым они наслаждаются, но и их новой одеждой, чтобы внешне они были приготовлены и имели право присутствовать на свадьбе. Кроме того, Он является их новой жизнью, внутренне побуждающей их наслаждаться Им как Женихом. Как небесный Царь, Он является Женихом для наслаждения людей царства, а Его небесное царство — это свадебный пир (22:2), на котором они будут наслаждаться Им. Чтобы наслаждаться Им как Женихом на пиру царства, они должны иметь Его внешне как свою новую одежду и внутренне как своё молодое вино.

  Рассмотрим ещё раз пример блудного сына. Блудный сын облёкся в лучшую одежду, но он всё равно мог сказать: «О отец, лучшая одежда может удовлетворить тебя, но она не удовлетворяет меня. Я по-прежнему голоден, и мне нужно удовлетворение». Отец немедленно велел слуге убить откормленного телёнка и сказал: «Будем есть и веселиться». Таким образом, отец заботится не только о чём-то внешнем, но и о чём-то внутреннем. Поэтому, рассказав о новой одежде, Господь сразу начал говорить о молодом вине. Молодое вино предназначено для удовлетворения внутренних нужд, а не внешних. Нам нужно что-то, что будет покрывать нас, а также что-то, что будет наполнять нас. Мы нищие внешне и пустые внутри. Нам нужна одежда внешне ради удовлетворения Отца, и нам нужно молодое вино ради нашего удовлетворения. Нам нужны и новая одежда, и молодое вино. Господь является для нас и новой одеждой, и молодым вином. Он и наш покров, и наше содержимое. Он не только даёт нам право находиться в Божьем присутствии, но и насыщает нас. Итак, Он, с одной стороны, заботится о наших внешних нуждах, а с другой — утоляет наши внутренние голод и жажду.

  В стихе 17 Господь сказал, что мы не должны наливать молодое вино в старые мехи. Старые мехи обозначают религиозные занятия, такие как пост, которого придерживались фарисеи, принадлежавшие к старой религии, и ученики Иоанна, принадлежавшие к новой религии. Все религии — это старые мехи. Молодое вино, налитое в старые мехи, прорывает мехи в результате брожения. Наливать молодое вино в старые мехи — значит помещать Христа как бодрящую жизнь в какую бы то ни было религию. Именно этим занимаются сегодня так называемые фундаменталисты и пятидесятники. Они пытаются втиснуть Христа в свои религиозные обряды, формальности и обычаи различного рода. Люди царства никогда не должны заниматься этим. Они должны наливать молодое вино в новые мехи.

  Для молодого вина нужны мехи, вместилище. В молодом вине происходит сильное брожение, поэтому если вы нальёте его в старые мехи, то сила брожения в новом вине прорвёт старые мехи. Все религиозные практики являются старыми мехами. В этом стихе Христос как бы говорит фарисеям и ученикам Иоанна: «Пост — это старые мехи. Не пытайтесь налить молодое вино Моей жизни в мехи ваших старых религиозных практик. Вино прорвёт ваши религиозные практики. Для молодого вина Моей жизни нужны новые мехи».

  Есть люди, которые действительно получили молодое вино, но попытались перелить молодое вино в старые мехи. На протяжении более сорока лет я наблюдал за тем, как люди совершали такую ошибку. Многие приходили в поместную церковь и пробовали на вкус молодое вино. Они говорили: «Это просто замечательно. Это как раз то, что нужно „моей церкви“». Затем они пытались принести это молодое вино в старые мехи. Знаете, к чему это приводило? Старые мехи прорывались, и молодое вино выливалось. Но если вы нальёте молодое вино в новые мехи, то сохранится и то и другое.

  Мы увидели, что молодое вино должно быть в новых мехах. Но сегодняшнее так называемое харизматическое движение принесено в старые мехи католицизма. В некоторых католических церквях даже проводятся харизматические мессы. Харизматические черты смешаны с мессами и поклонением Марии. Какая путаница! Это закваска, смешанная с тонкой мукой (13:33). Другими словами, это молодое вино, налитое в старые мехи. Меня беспокоит то, что это вино перестало быть молодым, поскольку оно, по всей видимости, уже не может «бродить». В противном случае старые мехи прорвались бы. Если бы харизматическое движение было настоящим молодым вином, которое может «бродить», то оно прорвало бы эти старые мехи католицизма.

Д. Наливать молодое вино в новые мехи

  Кроме того, в стихе 17 Господь сказал: «Молодое вино наливают в новые мехи, и сохраняется и то и другое». Греческое слово «кайнос», переведённое как «новые», означает «новый по природе, по качеству или по форме»; «непривычный, ещё не употреблявшийся». Новые мехи обозначают церковную жизнь в поместных церквях как вместилище для молодого вина, то есть для Самого Христа как бодрящей жизни. Люди царства состраиваются в церковь (16:18), а церковь выражается через поместные церкви, в которых живут люди царства (18:15-20). Это возрождённые люди, которые составляют Тело Христово и становятся церковью (Рим. 12:5; Эф. 1:22-23). Тело Христа, будучи Его полнотой, также называется «Христом» (1 Кор. 12:12), то есть совокупным Христом. Индивидуальный Христос — это молодое вино, внутренняя бодрящая жизнь, а совокупный Христос — это новые мехи, вместилище, которое содержит молодое вино. Для людей царства важен не пост и не какое-либо другое религиозное занятие, а церковная жизнь, в которой Христос является их содержимым. Христос пришёл основать не земную религию обрядов, а небесное царство жизни. Он основывает такое царство не с помощью каких-то мёртвых религиозных обычаев, а с помощью Самого Себя, живой Личности, будучи для Своих последователей Спасителем, Врачом, Женихом, небелёной тканью и молодым вином, чтобы они, в полноте наслаждаясь Им, стали содержащими Его новыми мехами и составили Его царство.

  Отсюда мы видим, что новыми мехами является церковная жизнь. На самом деле, церковь является увеличением Христа. Индивидуальный Христос — это находящееся в нас вино. Когда индивидуальный Христос как отдельная личность увеличивается и становится совокупным Христом, это церковь. Этот совокупный Христос является мехами, вместилищем, которое содержит индивидуального Христа как наше вино. Не думайте, что церковь — это какая-то религия; церковь — это совокупное целое, наполненное Христом, поскольку церковь — это увеличенный Христос.

  Христос — это не только наша новая одежда и молодое вино; увеличиваясь, Он становится нашими новыми мехами, которое содержит вино. Он даёт нам право находиться в Божьем присутствии внешне, Он удовлетворяет нас внутренне, и как совокупный Христос Он является церковью, Телом (1 Кор. 12:12), которое может содержать вино. Христос является всем. Он Жених, новая одежда, молодое вино, а также совокупный сосуд, который содержит то, чем мы наслаждаемся в Нём. В этих словах заложен очень глубокий смысл.

  Нам нужно увидеть ещё кое-что о Христе как новых мехах. В 1 Кор. 12:12 говорится: «Ибо так же как тело одно и имеет много членов, но все члены тела, хотя их много, — это одно тело, так и Христос». В этом стихе говорится не просто о том, что все члены вместе составляют одно Тело, но о том, что этим Телом является Христос. Обычно мы считаем Христа Главой, а о том, что Христос является также Телом, мы или вообще не думаем или думаем слишком мало. Каким образом Христос на практике является Телом? Он является Телом, поскольку Тело состоит из многих членов, наполненных Христом. Христос в вас, Христос во мне и Христос в каждом из нас. Во всех нас есть Христос. В 1 Кор. 1 Павел сказал, что Христос не разделён. Христос в вас един с Христом во мне, и Христос в нас един с Христом во всех остальных христианах. Таким образом, Христос — это Тело, состоящее из многих членов, наполненных Христом. Вот что такое новые мехи — это церковная жизнь, которая содержит Христа как молодое вино.

  Если бы не было мехов, как бы мы сохранили вино? Не думайте, что вы как отдельный человек являетесь сосудом. Нет, вы всего лишь часть сосуда. Разве может разбитый на куски стакан содержать в себе воду? Разве могут куски содержать в себе воду? Это невозможно. Не считайте себя кем-то важным. Вы никто. Вы всего лишь член Тела, маленькая часть Тела. Да, в моём мизинце есть определённое количество крови, но этот мизинец является всего лишь одной из частей моего тела. Если вы отрежете его от тела, то кровь в пальце сразу же перестанет течь. Палец не будет содержать крови — он потеряет кровь. Как только вы уходите из церковной жизни, вы начинаете терять Христа; молодое вино начинает вытекать. Только церковная жизнь может содержать того Христа, которым мы наслаждаемся. Ни в коем случае не считайте церковь чем-то малозначительным.

  Кроме того, мы должны понимать, что мехи не только содержат вино — с их помощью мы пьём вино. Многие из нас могут засвидетельствовать, что каждый раз, приходя на церковные собрания, мы понимаем, что именно там мы можем пить Христа. Именно там мы пьём Господа так, как никогда раньше не пили. Церковная жизнь является не просто вместилищем, а сосудом, из которого мы можем пить. Нам нужен Христос как новая одежда, нам нужен Христос как новое вино, и нам нужен совокупный Христос как новые мехи. Нам нужна церковная жизнь. Нас не интересуют религия, формальности и обряды. Нас интересует только Христос в вас и Христос во мне. Вот что такое новые мехи.

  Сейчас я хочу обратиться к молодёжи. Возможно, вы говорите: «Если мы останемся с пожилыми, то мы станем религией. Но если уйдём от них, то мы не будем религиозными». Это представление ошибочно. Всё зависит от того, является ли церковь увеличением Христа. Дело не в возрасте. Даже если соберутся младенцы, они всё равно могут быть религией, поскольку они не имеют Христа как своего содержимого. Если святые старшего возраста наполнены и пропитаны Христом, то они являются церковью независимо от их возраста. Не забывайте: религия — это нечто предназначенное для Бога, но не имеющее Христа. Но церковь — это увеличенный Христос; это увеличение Христа. И новые мехи — это увеличенный Христос, который стал совокупным выражением. Это церковь. Церковь — это не что-то предназначенное для Бога, но при этом не имеющее Христа и Духа. Церковь — это увеличение Христа, нечто наполненное Христом. Церковь наполнена Христом, и она состоит из Христа. Сколько бы нам ни было лет, мы должны быть наполнены Христом. Тогда, собираясь вместе, мы будем поместным выражением церкви. Это мехи. Каким бы сильным ни было брожение в божественной жизни Христа, оно не «прорвёт» церковь.

  Сегодня существует четыре вида христиан. Первые называют себя христианами, но они не настоящие христиане. Это модернисты, так называемые христиане-модернисты. Они принимают Христа только как новую ткань. Они говорят: «Посмотрите на то, как жил Иисус. Он был полон любви и самопожертвования. Мы должны подражать Ему и следовать за Ним». Но это всё равно что вырезать кусок из новой ткани, чтобы поставить заплату на старую одежду. Модернисты пытаются взять небелёную ткань человеческого жития Господа и закрыть ей «дыры» в своём поведении. Но эта небелёная ткань отрывает куски от одежды и делает дыры ещё больше. Модернисты не верят в то, что Христос умер на кресте за их грехи, не верят в то, что Христос является Богом, и не верят в Его воскресение. Они просто думают, что должны подражать человеческому житию Иисуса.

  Вторым видом христиан являются фундаменталисты. Они верят в то, что Христос является Богом, что Христос является их Искупителем, что Христос умер на кресте за их грехи и что Он был воскрешён. Фундаменталисты принимают и признают воскрешённого Христа как свою праведность. Они принимают Христа не как кусок новой ткани, а как новую, законченную одежду. Однако они почти ничего не знают о внутренней жизни, о внутреннем вине. Они облекаются в Христа как внешнюю одежду, но не пьют Его как внутреннее вино.

  Третий вид христиан можно назвать христианами, уделяющими внимание внутренней жизни. Они не только облекаются в Христа как свою новую одежду, но и знают Его как свою внутреннюю жизнь. На самом деле, они уделяют внутренней жизни очень большое внимание. По сравнению с первыми двумя группами христиане, уделяющие внимание внутренней жизни, — это шаг вперёд. Однако, несмотря на все их достоинства, им недостаёт одного — у них нет мехов, церковной жизни.

  Четвёртый вид — это люди церкви. Это не модернисты. Более того, это не просто фундаменталисты и не просто люди, уделяющие внимание внутренней жизни. Они живут церковной жизнью, потому что у них есть новые мехи.

  В эти последние дни Господь восстанавливает не просто новую одежду (её Он восстановил через Мартина Лютера, когда восстановил оправдание верой) и не просто внутреннюю жизнь (её Он восстановил через таких людей, как Жанна Гийон, Уильям Ло, Эндрю Мюррей и Джесси Пенн-Льюис). Мы благодарим Господа за все эти восстановленные положения. Однако в конце этого века Господь восстанавливает последнее и конечное положение — церковную жизнь. Те, кто наслаждается церковной жизнью, являются людьми церкви. У людей церкви есть восстановленные новая одежда, молодое вино и новые мехи. У нас есть совокупный Христос как наша церковная жизнь. Господь не остановился на новой одежде и новом вине. Он перешёл от Жениха к новой ткани, от новой ткани — к новой одежде, от новой одежды — к молодому вину и от молодого вина — к новым мехам. После мехов, церкви, больше ничего нет. Церковь является Божьей конечной целью. Достигая церкви, мы достигаем окончательной завершённости Божьей цели. Поэтому после мехов Господь не говорит ни о чём другом.

  Слава Господу за то, что Он является нашим Врачом! Исцелив нас, Он становится нашим Женихом. Кроме того, Он является нашей одеждой, которая даёт нам право быть в Божьем присутствии, и нашим молодым вином, которое взбадривает нас. Глядя на лица братьев и сестёр на собраниях, я могу сказать, что их взбодрило молодое вино. Мы славим Господа за то, что это молодое вино находится в Его увеличении, в новых мехах. Христос является для нас всем! Мы должны знать Господа в такой степени. Он не только наш Царь, наш Спаситель и наша жизнь. Он также наш Врач, и этот дорогой Врач является нашим желанным Женихом. И этот Жених становится нашей одеждой, нашим молодым вином и, наконец, мехами. Теперь мы достигли мехов, церковной жизни, где мы наслаждаемся Им до такой степени. Аллилуйя за Христа и церковь!

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках