Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 173

Нарушение закона

Тексты Писания: Исх. 31:18; 32:1-8, 15-20

  Я полагаю, что все мы знакомы с историей в Исходе о нарушении закона. В этом сообщении мы постараемся понять принципы, подразумеваемые в этой истории. Ранее мы уже отмечали, что при изучении Библии самое главное — это коснуться духа автора, выраженного в писании. Теперь я хочу добавить, что нам также важно выяснить, какие принципы подразумеваются в том или ином разделе Слова. В повествовании Исхода о том, как был сделан золотой телец, содержится несколько основополагающих принципов. Наша основная задача в этом сообщении состоит в том, чтобы увидеть принципы, связанные с поклонением золотому тельцу.

Путь благодати приготовлен до нарушения закона

  После того как закон был учреждён и до того как он был нарушен, Бог призвал Моисея на Свою гору и дал ему скрижали закона (Исх. 24:12). Первый раз Господь призвал Моисея на гору Синай в Исх. 19:20. Тогда Господь дал Моисею закон, Десять Заповедей, со всеми второстепенными заповедями. Затем, согласно 24:12, Господь призвал Моисея подняться на гору ещё раз. Господь хотел дать ему скрижали закона. Закон уже был учреждён, но Моисей ещё не получил скрижали с Десятью Заповедями. Скрижали закона были даны Моисею в 31:18: «И когда Он закончил говорить с ним на горе Синай, Он дал Моисею две скрижали Свидетельства — скрижали каменные, на которых было написано перстом Бога».

  И в 24:12, и в 31:18 говорится о том, что Бог даст Моисею скрижали закона. Однако между этими стихами содержится длинная вставка из семи глав. Отсюда видно, что, после того как Господь призвал Моисея подняться на гору и получить скрижали закона, Он сначала стал говорить с ним о других вещах. В главах с 25-й по 31-ю Господь показывал Моисею устройство скинии и её обстановки, а также говорил с ним о вопросах, связанных со священством. Мы уже увидели, что скиния и священство — это прообраз Христа. Скиния с её обстановкой является прообразом Христа, и священство с одеждами и священнической пищей тоже является подробным прообразом Христа. Если мы хотим знать Христа, нам нужно изучать главы Исхода с 25-й по 31-ю. Бог призвал Моисея подняться на гору, потому что Он хотел дать ему скрижали закона. Но прежде чем дать Моисею скрижали, Бог сначала показал ему устройство скинии и дал ему указания относительно священства. Только после этого Бог дал Моисею скрижали.

  То, что Бог, прежде чем дать Моисею скрижали закона, показал ему скинию с её обстановкой и священство, показывает, что, хотя Бог и давал закон, Он знал, что человек не может соблюдать его. Это также показывает, что Бог приготовил для человека путь благодати, посредством которого человек может соприкасаться с Богом и наслаждаться Им. Путь благодати — это Христос, показанный в прообразе скинии и священства. Бог приготовил Христа как путь благодати, посредством которого человек может соприкасаться с Богом и наслаждаться Им. Хотя Бог и давал закон, Он знал, что человек не способен соблюдать его; поэтому Он приготовил этот путь благодати. Христос является для нас скинией, приношениями и всеми аспектами священства. В писаниях Иоанна показано, что Христос — это исполнение скинии и приношений.

  Показав Моисею скинию и священство, Бог дал ему две скрижали закона. Бог мог спокойно сделать это, хотя Он и знал, что закон будет нарушен. Бога это не беспокоило, поскольку ещё до того, как закон был нарушен, Бог приготовил путь благодати, посредством которого человек может соприкасаться с Богом и наслаждаться Им. Поэтому у Бога не было намерения полагаться на закон; Он полагался на Христа как приготовленный Им путь благодати. Хотя Бог и давал закон, Он совершенно не полагался на закон. Он полагался тогда — и полагается сейчас — исключительно на Своего Христа как скинию и священство.

  Я думаю, что Моисей был рад получить скрижали закона и что он полагался на них. Спускаясь с горы, он, возможно, говорил себе: «Подумать только, у меня в руках две каменные скрижали, и на них слова, написанные перстом Бога!» Моисей, несомненно, дорожил этими скрижалями, содержащими закон, который вырезал в камне Сам Бог.

  Моисей находился на горе с Богом в течение сорока дней. В Библии число сорок обозначает испытание и проверку. Например, Господь Иисус сорок дней постился в пустыне. Золотой телец вряд ли был сделан раньше тридцать шестого дня пребывания Моисея на горе. Вероятно, он был сделан в последние два-три дня, когда люди больше не могли ждать возвращения Моисея. Возможно, некоторые из них говорили: «Человека, которого мы уважали и который вывел нас из Египта и привёл в это место, нет уже больше пяти недель. Он поднялся на гору, и мы не знаем, что с ним случилось. Мы больше не можем ждать». Вполне вероятно, что в то самое время, когда Бог давал Моисею, посреднику, скрижали, народ у подножия горы делал золотого тельца.

Нарушение закона в результате идолослужения

  Теперь мы переходим к нарушению закона (Исх. 32:1-20). Почему люди не могут соблюдать закон, а вместо этого нарушают его? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать один важный принцип. Он состоит в том, что мы нарушаем закон, потому что у нас есть идолы. У каждого есть свой идол. Нам не нужно делать никаких специальных усилий, чтобы нарушить закон Божий. Если у нас есть идол, то первые три заповеди закона уже нарушены. Первые три заповеди связаны с запретом иметь другого бога, делать изображения и использовать имя Господа напрасно. Все эти заповеди связаны с Богом. В четвёртой заповеди говорится о субботе, а последние шесть заповедей касаются наших отношений с другими людьми. Первые три заповеди нарушает всякий, у кого есть идол.

  Мы не можем соблюдать закон, потому что у нас есть идолы. Если у нас есть Бог и если мы не позволяем никаким идолам заменять Его, то этот Бог, которым мы наслаждаемся, станет нашей способностью соблюдать Его заповеди. В результате мы будем соблюдать Божий закон.

  Этот принцип мы видим в писаниях Иоанна. И в Евангелии от Иоанна, и в Первом послании Иоанна говорится, что мы должны соблюдать заповеди. Мы способны это сделать, потому что, согласно Новому Завету, внутри нас находится Господь как наше наслаждение. Обитающий в нас Христос, который становится нашим наслаждением, является силой для соблюдения закона; более того, наслаждение Христом само по себе является соблюдением закона. Это означает, что обитающий в нас Христос, становящийся нашим наслаждением, фактически является исполнением заповедей. Нам не нужно самим пытаться соблюдать заповеди. Наше наслаждение обитающим в нас Христом естественным образом становится соблюдением заповедей.

  Почему люди не способны соблюдать закон? Люди не могут соблюдать закон, потому что у них есть идолы, которые заменяют Бога. Но как мы уже отметили, если у нас есть Бог и если мы не позволяем идолам заменять Его, то Бог, который у нас есть и которым мы наслаждаемся, будет нашей силой для соблюдения закона. Фактически Сам Бог как наше наслаждение является настоящим соблюдением закона. Если внутри нас есть Бог как наше наслаждение, у нас никогда не будет другого бога, мы никогда не сделаем изображения и мы не будем брать Божье имя напрасно. Мы будем покоиться с Богом, и мы будем чтить родителей. Кроме того, мы не будем убивать, прелюбодействовать, красть, лгать и свидетельствовать ложным свидетельством. Мы также не будем жадными и не будем желать чужого. Мы будем соблюдать все заповеди закона, и этим соблюдением закона, по сути, будет переживание обитающего в нас Бога, который становится нашим наслаждением. Это первый принцип, который мы видим в содержащемся в 32-й главе Исхода повествовании о нарушении закона.

  В Новом Завете мы видим, что фарисеи, саддукеи и книжники нарушали закон. Они нарушали закон, потому что были наполнены идолами. Но ученики Господа Иисуса могли соблюдать заповеди, потому что Господь стал их наслаждением. В конечном итоге ученики, включая Петра, Иоанна и Иакова, наполнились Господом Иисусом и Он стал их наслаждением. В результате они естественным образом стали соблюдать заповеди.

  Дети Израиля нарушили закон ещё до того, как получили его. Они нарушили его, потому что завели себе идола. У них не было намерения нарушать закон. Они нарушили закон просто тем, что у них появился идол. Таким образом, первый принцип заключается в том, что всякий раз, когда у людей появляются идолы, Божий закон нарушается.

Самоукрашение приводит к идолослужению

  Ещё один принцип, подразумеваемый в этом разделе Исхода, связан с тем, что представляет собой идол, то есть с принципом идола. Мы видим этот принцип в 32:1-4: «И когда народ увидел, что Моисей медлит сходить с горы, собрался народ против Аарона и сказали ему: Давай, сделай нам бога, который пойдёт перед нами; ибо этот Моисей, человек, который вывел нас из Египетской земли, — мы не знаем, что стало с ним. И Аарон сказал им: Сорвите золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите мне. И весь народ сорвал золотые серьги, которые были в их ушах, и принёс Аарону. И он взял золото из их руки, и обработал его резцом, и сделал из него литого тельца».

  Здесь мы видим, какой материал был использован для изготовления идола. Идол, разумеется, должен быть сделан из чего-то материального. Материалом для изготовления золотого тельца в 32-й главе Исхода послужило золото, из которого были сделаны серьги, принадлежавшие жёнам, сыновьям и дочерям детей Израиля. Возможно, только у пожилых мужчин не было золотых серёг. Пожилые мужчины были исключением, потому что им неинтересно украшать себя. Как пожилой мужчина, я могу засвидетельствовать, что мне неинтересно украшать себя. Но молодые мужчины и женщины, а также пожилые женщины обычно украшают себя. Поэтому в 32-й главе Исхода золотые серьги были взяты из ушей жён, сыновей и дочерей и были использованы для изготовления идола, золотого тельца.

  Люди носят серьги для самоукрашения. Сегодняшняя культура приветствует самоукрашение. Мужчины и женщины тратят огромные деньги на разные вещи, использующиеся для самоукрашения.

  Самоукрашение приводит к идолослужению. Вот почему в 33:5-6 Господь дал детям Израиля заповедь в отношении украшений: «А Иегова прежде сказал Моисею: Скажи детям Израиля: Вы народ жестоковыйный; если бы Я на одно мгновение пошёл среди тебя, то Я бы истребил тебя. Итак, теперь сними с себя свои украшения, и Я решу, что Мне делать с тобой. Так дети Израиля лишились своих украшений начиная от горы Хорива». Господь дал заповедь в отношении украшений, потому что, как ясно следует из повествования в 32-й главе, самоукрашение приводит к идолослужению.

  Прежде чем дети Израиля сделали идола в виде золотого тельца, идолы уже находились среди них, но в другой форме, в форме самоукрашения. Жёны, сыновья и дочери детей Израиля носили в ушах золотые серьги с целью самоукрашения. Здесь мы видим принцип, состоящий в том, что самоукрашение — это идол в его предварительном виде. Прежде чем золото стало тельцом, оно уже существовало в идольском виде, то есть в виде самоукрашения. В глазах Бога самоукрашение — это идол. Вот почему в 33:5-6 Господь дал народу заповедь не иметь никаких украшений. Эти украшения были предварительными идолами. Ещё до того как у людей появился идол в виде золотого тельца, в их ушах уже висели предварительные идолы.

  Теперь мы должны видеть принцип идола. Принцип идола — это самоукрашение. Таким образом, идол — это завершённое выражение самоукрашения.

  В Америке не так много идольских храмов с изображениями или идолами. Однако у людей в этой стране есть другие идолы — идолы самоукрашения. Самоукрашение очень популярно, распространено и ярко выражено среди людей в Соединённых Штатах. Это означает, что для многих американцев самоукрашение является формой идолослужения. Люди в неразвитых странах в меньшей степени занимаются самоукрашением, хотя в их храмах стоят деревянные или каменные идолы. У тех, кто живёт в мире современной культуры и технического прогресса, напротив, нет подобных идолов. Зато у них есть идолы самоукрашения. Идолы самоукрашения можно найти практически повсюду — в домах, в офисах и в учебных заведениях.

  Знаете ли вы, чему поклоняется большинство сегодняшних американцев? Они поклоняются идолам самоукрашения. Например, перед выходом на работу молодая женщина может тратить много времени на то, чтобы украсить себя. Она даже может расходовать больше денег на украшения, чем на продукты. Я говорю это, чтобы показать, что самоукрашение приводит к идолослужению. Сначала дети Израиля носили золотые серьги для самоукрашения. Затем Аарон сделал из этих золотых серёг идола, золотого тельца.

Сатана захватывает Божьи дары

  Ещё один принцип, связанный с идолослужением, состоит в том, что Сатана захватывает то, что Бог дал нам, чтобы потратить это впустую. В 32-й главе Исхода дети Израиля потратили впустую большое количество золота, данного им Богом. Перед тем как дети Израиля покинули Египет, Бог побудил египтян отдать детям Израиля золото и другие драгоценности. Это золото должно было послужить для построения скинии. Для скинии требовалось много золота, чтобы обкладывать стоящие брусья. Бог поразил египтян, и они отдали золото народу Израиля. Но до того как это золото было использовано для построения Божьего жилища, Сатана пришёл, захватил это золото и использовал его, чтобы сделать идола. По сути, ещё до изготовления тельца Сатана захватил это золото, чтобы оно было использовано для изготовления серёг. Если бы дети Израиля любили Господа в высшей степени, они никогда не стали бы так тратить золото и использовать его для своих серёг. Они сохранили бы его для Господнего использования.

  В 35-й главе народ получил повеление принести золото и другие материалы для построения Божьей скинии. Первым приношением для Божьего жилища было золото. Но в 32-й главе большое количество золота было использовано для изготовления тельца. Разумеется, этот золотой телец был не маленьким. Скорее всего, он был довольно большим. На его изготовление было потрачено, причём потрачено впустую, много золота.

  Бог даёт нам многие вещи не для того, чтобы мы украшали себя, а для того, чтобы мы поклонялись Богу и прославляли Его. Но прежде чем мы успеем использовать эти вещи для поклонения Богу и прославления Бога, враг пытается прийти и захватить то, что Бог дал нам, и потратить это впустую. В этом суть второго принципа идолослужения, и это нечто оскорбительное для Бога.

Поклонение наслаждению

  Ещё один принцип подразумевает тот факт, что люди сделали изображение не Моисея, не коня и не какой-либо другой рабочей скотины. Они сделали золотого тельца. Телец предназначен не для труда, а для наслаждения, в частности для того, чтобы его ели. И в Ветхом Завете, и в Новом Завете тельца использовали для угощения гостей. В 18-й главе Бытия Авраам велел приготовить для своих гостей откормленного телёнка, а в притче в 15-й главе Евангелия от Луки отец приказал заколоть откормленного телёнка, когда его блудный сын вернулся домой. Таким образом, телец обозначает наслаждение. Те, кто украшал себя в 32-й главе Исхода, любили наслаждение. Наслаждение было их идолом. Подобным образом многие люди сегодня поклоняются тельцу, то есть поклоняются своему наслаждению.

  Такое истолкование значения тельца подтверждается сказанным в 32:6: «И они встали рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные приношения, и народ сел есть и пить, и встали они, чтобы играть». После изготовления золотого тельца люди стали есть, пить и играть. Чарльз Коутс говорит, что они устраивали спортивные состязания. В выходные дни многих американцев интересуют только еда, питьё и спорт.

  Согласно стиху 18, Моисей услышал звук пения, а согласно стиху 19, он «увидел тельца и пляски». Люди не только ели, пили и устраивали спортивные состязания, они также пели и плясали. Всё это они делали перед золотым тельцом. Эта картина показывает, что телец обозначает наслаждение и что дети Израиля поклонялись тому, чем они наслаждались.

Притворялись, что поклоняются истинному Богу

  Ещё один принцип заключается в том, что идолослужение — это притворство. Каждый идолослужитель притворяется, что он поклоняется истинному Богу. В стихе 4 говорится: «И они сказали: Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из Египетской земли!»; а в стихе 5 говорится, что «увидев это, Аарон построил перед ним жертвенник; потом Аарон провозгласил и сказал: Завтра праздник Иегове». Они встали рано на следующий день и принесли всесожжения и мирные приношения (ст. 6). Приношения и способ поклонения были правильные, но объект поклонения был не правильный. Дети Израиля изменили объект своего поклонения и вместо истинного Бога стали поклоняться идолу. «Они сделали тельца в Хориве и поклонились литому изображению. Так променяли они свою славу на образ вола, который ест траву» (Пс. 106:19-20). Иегова Бог был их славой, но они променяли свою славу на вола, который ест траву. Это очень похоже на то, что описывается в Рим. 1:23: «И изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, птиц, четвероногих и пресмыкающихся». И тем не менее каждый идолопоклонник заявляет, что идол, которому он поклоняется, — это истинный Бог.

Примесь в поклонении

  Ещё один принцип, связанный с идолами, состоит в том, что идолослужение вносит в поклонение примесь. Этот принцип может быть применён к сегодняшним христианам. Многие христиане поклоняются тельцу, но при этом они считают, что поклоняются Господу Иисусу или истинному Богу. На самом же деле они поклоняются собственному наслаждению. Сегодняшнее христианское поклонение во многом связано с тем, что люди садятся, чтобы есть и пить, и встают, чтобы играть, петь и плясать вокруг определённого наслаждения, золотого тельца. Некоторые учителя из Братий описывали это очень подробно. Они говорили, что поклонение золотому тельцу у подножия горы Синай было примесью, поскольку они поклонялись тельцу, как если бы он был Богом, и приносили ему надлежащим образом надлежащие приношения. Приношения были правильные, и способ их принесения был правильным, но объект их поклонения был неправильный. Это и было примесью.

  Нам, однако, не нужно обращать слишком много внимания на то, как поклоняются другие. Мы должны обратить внимание на то, как поклоняемся мы сами. Какое у нас поклонение: чистое или с примесью? Примесь в поклонении связана с наслаждением, источником которого является самоукрашение.

  Как мы увидели, с идолослужением связаны пять принципов: человек украшает себя, Сатана захватывает Божьи дары и делает их бесполезными, человек поклоняется тому, чем он наслаждается, человек притворяется, что он поклоняется истинному Богу, и человек приносит в поклонение примесь.

Идолы сделаны одарёнными людьми

  Аарон не был Валаамом; он был истинным первосвященником, который трудился вместе с Моисеем. Он был одним из тех, кто вёл за собой Божий народ. Но даже такой человек был способен сделать идола. Не думайте, что Аарон был способен на это, но вы не способны. Любой ведущий святой в церкви способен сделать то же самое. Поэтому я всегда пребываю в страхе и трепете, потому что боюсь сделать какого-нибудь идола. Всем нам нужно проявлять осторожность в этом вопросе; особенно это относится к способным, одарённым и талантливым людям.

  В Исх. 32:4 говорится, что Аарон взял золото и «обработал его резцом, и сделал из него литого тельца». Не так просто взять груду золота и сделать из неё тельца. Аарон сделал это при помощи резца. Как мы уже увидели, основной принцип идола — самоукрашение. Если идол не будет красивым, то кто будет поклоняться ему? Мысль здесь в том, что, для того чтобы обработать золото и сделать из него тельца, требуется умение. У некоторых есть золото, но они не умеют превращать его в тельца. Но всякий, кто делает идолов подобно Аарону, является умелым, способным, одарённым и талантливым человеком. Кто знает, сколько умелых изготовителей идолов находится сегодня среди христиан? Эти искусные мастера являются сведущими, культурными, способными и умелыми людьми. Другие не умеют изготовлять идолов, потому что у них нет такой способности, но у этих людей есть способность обрабатывать золото и превращать его в идолов. Они умеют делать красивых идолов. Иногда я спрашиваю себя: «Что ты здесь делаешь? Может быть, ты делаешь идола? Может быть, ты украшаешь собственную работу, чтобы другие поклонялись ей?» Я пребываю в страхе, потому что боюсь сделать какого-нибудь идола.

  Нам важно увидеть, что золотого тельца сделал Аарон, Божий первосвященник. Кроме того, он сделал тельца именем Иеговы, и он первым стал поклоняться этому идолу, принося приношения Богу и поклоняясь Богу. Когда Моисей спустился с горы и спросил Аарона о том, что тот сделал, Аарон ему солгал. Аарон сказал, что он взял золото и бросил его в огонь и вышел этот телец. Аарон как бы говорил Моисею: «Не осуждай меня, Моисей. Я просто бросил золото в огонь, и из него вышел телец». На самом деле Аарон сделал этого идола. Он был типичным изготовителем идолов.

  Я надеюсь, что ваши глаза откроются и вы увидите, что обстановка, в которой находятся многие сегодняшние христиане, полна идолопоклонства. Вы думаете, что среди знаменитых христианских руководителей нет никого, кто делал бы идолов? Я так хотел бы, чтобы никто из сегодняшних христианских руководителей не был изготовителем идолов. Если бы это было так, я поистине благодарил бы Бога и поклонялся бы Ему за это. Я мог бы славить Господа за то, что ни один христианский работник не делает идолов. Однако Господь знает, что сегодня есть много Ааронов, много умелых христианских руководителей, занимающихся изготовлением идолов. Это не лжепророки и даже не подлинные языческие пророки, подобно Валааму. Это подлинные священники, назначенные Богом. Тем не менее они делают идолов именем того Самого Бога, которому они служат, и они учат других поклоняться этим идолам посредством приношений, которые должны быть принесены Богу, и поклоняться так, как следует поклоняться Богу. Это примесь, причём очень хитрая.

  Если бы вы начали спорить по этому поводу с одним из сегодняшних Ааронов, он, возможно, ответил бы вам: «Мы не поклоняемся идолу. Мы поклоняемся Господу. Мы пируем с Ним, и мы приносим Ему всесожжения и мирные приношения. Как вы можете говорить, что мы поклоняемся идолу?» Действительно, всё может выглядеть так, как будто они поклоняются Богу. Но фактически объектом их поклонения является не Бог. На месте истинного Бога находится золотой телец. Сначала это было золото для самоукрашения, но теперь золото изменило свой вид и из него был сделан телец.

  Поскольку среди детей Израиля был идол, они неосознанно и ненамеренно нарушили закон. Аарон сказал бы, что у них не было ни малейшего намерения нарушать закон. Но хотя у них и не было намерения нарушать закон, тем не менее закон был нарушен. Когда Моисей увидел идолопоклонство среди народа, внутри него разгорелся гнев. Будучи не в силах сдержать себя, «он бросил из своих рук скрижали и разбил их под горой» (ст. 19). Моисей был посредником, которого Бог использовал для возвещения закона. Когда он бросил из своих рук скрижали и разбил их, закон был уничтожен. В одном из следующих сообщений мы увидим, какие меры принял Моисей в отношении идолопоклонников.

  Из этого сообщения важно усвоить, что Бог, давая закон, не рассчитывал на то, что дети Израиля смогут соблюдать его. Бог дал закон Своему народу, чтобы он осознал свою неспособность соблюдать закон. Всё, что они могли сделать, — это нарушить закон. Поклонившись золотому тельцу, они нарушили Божий закон.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках