Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 74

Ангел Иеговы, благодаря которому Божий народ должен овладеть обещанной землёй

(2)

Тексты Писания: Исх. 23:20-33

  В предыдущем сообщении мы начали рассматривать 23:20-33 и говорить об Ангеле Иеговы, благодаря которому Божий народ должен овладеть обещанной землёй. Мы увидели, что Ангел Иеговы был послан Иеговой (ст. 20), что имя Иеговы в Нём (ст. 21) и что, по сути, Ангел — это Сам Иегова (Исх. 3:2, 4, 6, 14, 16). Кроме того, мы отметили, что Его голос был говорением Иеговы и что Он шёл перед детьми Израиля, чтобы хранить их в пути и привести их в добрую землю (23:20, 23). Мы также рассмотрели границы обещанной земли — от Красного моря до Филистимского, то есть Средиземного, моря, и от пустыни до Евфрата. Затем мы увидели, что в земле жили те, кто создавал препятствия, языческие племена со своими идолами. Наконец, мы в общих чертах сказали о том, как овладеть землёй. В этом и последующем сообщении нам нужно подробно рассмотреть, как овладеть землёй. Мы можем многое знать об Ангеле Иеговы и о доброй земле, но, если мы не знаем, как овладеть этой землёй, наше знание напрасно.

  Выражение «овладеть доброй землёй» связано с системой прообразов Ветхого Завета. В Новом Завете Павел говорит о том, что мы приобретаем Христа и овладеваем Христом (Флп. 3:8). Эти выражения из 3-й главы Послания к филиппийцам являются исполнением прообраза в отношении овладения обещанной землёй в Ветхом Завете. Сегодня нам нужно переживать всеобъемлющего Христа, прообразом которого является добрая земля. У меня есть бремя в этом сообщении, связанное с тем, как нам завладеть Христом, переживать Христа, завоёвывать Христа, приобретать Христа, получать Христа, овладевать Христом и ухватиться за Христа. Чтобы понять это, нам нужно внимательно рассмотреть все подробности, показанные в Исх. 23:20-33, и вникнуть в эти стихи, чтобы увидеть содержащееся в них богатство.

  Здесь я хочу отметить, что мы не намерены толковать иносказательно Ветхий Завет в соответствии с тем или иным объяснением. Напротив, мы соединяем различные отрывки Слова, чтобы увидеть полную картину. Мы не толкуем ничего иносказательно и не пытаемся угадать, что означают те или иные вещи. Мы соединяем различные части Слова, чтобы увидеть картину, изображающую духовные вещи, которые в противном случае остаются невидимыми. То, что связано с духовными переживаниями, действительно, но при этом таинственно и невидимо. Поэтому Бог дал нам и прообразы в Ветхом Завете, и изложение фактов в Новом Завете. Ветхозаветные прообразы изображают духовную действительность, раскрытую в Новом Завете. Как дети собирают из кусочков мозаику, так нам нужно соединить различные части Библии, чтобы увидеть определённую картину.

  Чтобы собрать мозаику, состоящую из сотен кусочков, необходимо время и терпение. Сначала вы пытаетесь найти место для одного кусочка, потом — для другого. В конечном итоге мало-помалу начинает вырисовываться картина. Вы хотите увидеть картину удивительных, небесных, духовных и божественных вещей в Божьем Слове? Тогда вам нужно с терпением и усердием соединять кусочки библейской «мозаики». Я хочу повторить: я не пытаюсь иносказательно толковать Ветхий Завет. Я пытаюсь соединить все кусочки, пока не появится картина. В этом сообщении я представлю ещё одну картину, которую я увидел благодаря терпеливому изучению Слова и молитве над ним.

  Мы увидели, что предписания в главах Исхода с 21-й по 23-ю очень богаты в том, что они подразумевают, показывают и обозначают. Примечательно, что эти три главы завершаются словами об Ангеле Иеговы, который приводит Божий народ в обещанную землю. Христос как Божий Посланец хранит нас в пути и приводит нас в Себя как всеобъемлющую добрую землю. Кроме того, в 23:20-33 подробно говорится не только о том, как войти в землю, но и о том, как овладеть этой землёй для нашего наслаждения. На самом деле в этих стихах не так много говорится об Ангеле Иеговы и о самой земле, но уделяется много внимания тем, кто создавал препятствия, языческим племенам, которые не давали Божьему народу овладеть обещанной землёй. Однако о том, как овладеть доброй землёй, говорится ещё более подробно, чем о тех, кто создавал препятствия. Отсюда видно, что, если мы хотим переживать Христа, мы должны, с одной стороны, знать тех, кто создаёт препятствия, а с другой стороны, знать во всех подробностях, как овладеть Христом и обрести Его в своих переживаниях. Чтобы добраться до нужного места в городе, нам нужна подробная карта; точно так же, чтобы овладеть доброй землёй для нашего наслаждения, нам нужны подробности в 23:20-33. Общий обзор нам поможет, но его будет недостаточно. Водителю нужно не только знать общий план города, но и ориентироваться среди улиц. Тогда он сможет доехать до нужного места. В этих четырнадцати стихах содержится подробная «карта», с помощью которой мы сможем духовно «доехать» до обещанной земли, всеобъемлющего Христа.

A. Слушаться Ангела Иеговы

  Если мы хотим овладеть обещанной землёй, мы должны научиться слушаться Ангела Иеговы, Того, кто послан нам от Бога. Этим Ангелом, этим Посланцем, является Иисус Христос. Бог послал нам Христа путём, включавшим в себя много этапов: воплощение, человеческое житие, распятие, погребение, воскресение, вознесение, прославление и восшествие на престол. Благодаря всем этим этапам Бог послал нам Христа, Своего Ангела. Теперь, когда Он с нами, мы должны слушаться Его.

  Чтобы овладеть Христом, нам нужно осознать, что Он находится с нами и даже внутри нас как живая Личность. Это означает, что у нас есть не просто система доктрин, а Сам живой Христос. Эта живая Личность теперь находится в нас (Кол. 1:27). В Рим. 8:9 говорится: «Если же кто-нибудь Духа Христа не имеет, то он — не Его». Если внутри нас нет Христа, мы не принадлежим Ему — мы принадлежим дьяволу, бесам и миру. Слава Господу за то, что Иисус Христос в нас! У нас есть Он как Посланец, Ангел Иеговы, который пришёл к нам посредством удивительного процесса воплощения, человеческого жития, распятия, погребения, воскресения, вознесения, прославления и восшествия на престол. Как чудесно, что такая Личность была послана, чтобы быть с нами!

  Сегодня многие христиане не понимают, что Христос как живая Личность находится с ними и в них. Их интересуют библейские доктрины, но они не обращают внимания на живого Христа. В одной статье, озаглавленной «Ослабление власти Христа в церквях», её автор Эйден Тозер резко говорит о том, что сегодняшние верующие пренебрегают живым Христом и Его господством. Христиане заботятся о своей миссионерской деятельности, благовествовании, а также об обучении Библии и богословию, но они не обращают почти никакого внимания на живую Личность Иисуса Христа.

  В 23:21-22 Бог не говорит: «Я даю вам учения, чтобы вы следовали им». Нет, Господь говорит об Ангеле: «Будь осторожен перед Ним и слушай Его голос… Но если ты действительно будешь слушать Его голос и делать всё, что Я говорю…» Здесь дважды говорится о том, что мы должны слушаться голоса Ангела, поскольку Его голос — это говорение Бога. Это означает, что, будучи Ангелом, Посланцем, Христос говорит за Бога. Поэтому очень важно, чтобы мы слушались Его голоса.

  Сегодня Христос говорит за Бога живые слова изнутри нас. В 10-й главе Евангелия от Иоанна особо подчёркивается, что мы должны слышать голос Господа. Называя Себя добрым пастырем, Господь Иисус говорит: «Овцы слышат его голос» (ст. 3). Далее, в стихе 16, Господь говорит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не с этого двора; Я должен и их повести, и они услышат Мой голос». В стихе 27 Он ясно свидетельствует: «Мои овцы слышат Мой голос». Я уверен, что внутри каждого из нас есть голос Господа. Даже молодые люди, ещё подростки, слышат голос Живущего в них. Поскольку они слышат голос Господа, им часто не требуется, чтобы родители или кто-то ещё говорили, что им нужно делать. Живой Христос более субъективен для них, чем родители. Родители молодого человека не могут пойти с ним в школу, но обитающий в нём Христос не только ходит с ним в школу, но и пребывает с ним постоянно. Поскольку внутри нас есть Христос, Божий Посланец, мы должны слушаться Его. В особенности мы должны слушаться Его голоса.

1. Не раздражать Его

  В Исх. 23:21 говорится: «Будь осторожен перед Ним и слушай Его голос; не бунтуй против Него, ибо Он не простит вашего прегрешения». Выражение «не бунтуй против Него» можно также перевести как «не раздражай Его». Здесь мы видим четыре подробности, касающиеся наших отношений с Христом как Ангелом Иеговы. Эти подробности связаны с тем, что мы должны быть осторожны перед Ним, мы должны слушаться Его, мы должны не раздражать Его и Он не простит нашего прегрешения. Нам важно слушать голос Господа и не раздражать Его. Согласно этому стиху, если мы будем раздражать Господа, Он не простит наших прегрешений. Если мы внимательно задумаемся над этими словами, мы увидим, что этот стих соответствует нашим переживаниям.

  В самом прямом смысле обитающий в нас Христос является приятной и мягкой личностью. Однако мы легко раздражаем Его. Если мы не слушаемся в мелочах, мы раздражаем Его. В результате мы ощущаем, что Он уже не улыбается нам. Глубоко внутри мы понимаем, что Он недоволен нами. Поскольку Господь внутри нас недоволен, мы тоже не можем быть довольны. Когда во время утреннего оживления мы проводим время с Господом в Слове, мы, возможно, довольны в Господе. Мы радуемся, и мы полны хвалы. Но позже днём мы можем вызвать Его раздражение своим непослушанием. Внезапно наша радость исчезает. То, что мы уже не радуемся, свидетельствует о том, что мы вызвали раздражение Господа и Ему это неприятно. Возможно, Он не гневается на нас, но Он определённо недоволен. Обитающий в нас Христос очень чувствителен, и мы должны быть осторожны, чтобы не вызвать Его раздражение.

2. Он не простит нашего прегрешения

  После повеления не раздражать Ангела Иеговы в стихе 21 говорится: «Он не простит вашего прегрешения». Из опыта мы знаем, что, если мы вызвали раздражение Господа, Он не простит нас, пока мы не исповедуемся. Он строг, и Его беспокоит малейшее непослушание. Мы должны слушаться Его голоса, и мы не должны спорить с Ним. Мы можем вызвать Его раздражение, даже споря с Ним. Тогда с Его лица сходит улыбка, и наш дух перестаёт радоваться. Мы исповедуем свою вину и ищем Его прощения, но иногда Он не прощает нас тотчас же. Может пройти несколько дней, прежде чем мы почувствуем, что Господь снова доволен нами и улыбается нам.

  Я рад, что в стихе 21 не говорится, что Ангел не простит нашего прегрешения никогда. Время здесь не оговаривается. Прежде чем Он простит нас, может пройти всего несколько минут, но может пройти и несколько дней, неделя или даже больше времени. Из опыта наших взаимоотношений с Христом мы знаем, что иногда Он не прощает нас сразу же. Это делает нас несчастными. Мы пытаемся воскликнуть: «Аллилуйя, Христос Победитель!» Мы пытаемся восклицать и радоваться, но Господь продолжает молчать, Он всё ещё недоволен нами и не даёт нам Своего прощения. Но через некоторое время мы вдруг понимаем, что внутри нас снова появилась радость. Мы даже хотим петь: «Иисус, Господь, во мне живёт. О как счастлив я — душа поёт!» Мы искренне радуемся, потому что живущий в нас Господь тоже радуется.

  Нам нужно понимать, что, если мы вызвали раздражение Господа, не послушавшись Его голоса, Он может не простить наше прегрешение сразу же. Не нужно безмятежно думать, что, если мы раздражили Господа, ослушавшись Его, мы можем просто сказать: «Господь Иисус, я был не прав. Прости меня». Вы, может быть, думаете, что после такой молитвы всё будет в порядке, но Господь внутри вас так не думает. Он не простит вас тотчас же. То, что мы не должны раздражать Господа, и то, что мы не получим прощение сразу же, не просто доктрина. Это соответствует нашим духовным переживаниям. Я могу засвидетельствовать, что опыт моих взаимоотношений с Господом соответствует подробностям в стихе 21.

  Согласно Ветхому Завету, Ангел Иеговы всегда находился с детьми Израиля. Мы знаем из Нового Завета, что Христос, Божий Посланец, находится с нами постоянно. В Мф. 28:20 Господь Иисус сказал: «Вот, Я с вами все дни». Но то, что Господь всегда с нами, не означает, что всё в порядке. Наши отношения с Господом двояки. У них есть две стороны — сторона Господа и наша сторона. Нам нужно содействовать Ему. Содействие Господу можно показать на примере бега на трёх ногах. У бегущих в паре одна нога свободна, а другая привязана к ноге другого человека. Чтобы бежать, им нужна хорошая координация. Обе стороны должны содействовать друг другу. В принципе, то же самое можно сказать и о наших отношениях с Господом. Он, со Своей стороны, всё делает хорошо, но мы очень плохо содействуем Ему. Поскольку мы проявляем мало содействия, нам нужно рассмотреть дальнейшие подробности в 23:20-33, связанные с овладением обещанной землёй.

Б. Иегова отсечёт языческие племена

  Согласно стиху 23, Ангел Иеговы должен был пойти перед народом и привести его в землю, занятую языческими племенами. В отношении этих племён Господь пообещал: «Я отсеку их» (ст. 23). В стихе 27 Господь говорит: «Я пошлю Мой ужас перед тобой, и приведу в смятение всех людей, к которым ты придёшь, и обращу всех твоих врагов спиной к тебе». Здесь мы видим, что Господь пообещал отсечь от обещанной земли все языческие племена. То, что эти племена были языческими, означает, что в них было нечто бесовское, дьявольское и идолопоклонническое. Такими были все племена, которые создавали препятствия для детей Израиля.

1. Победит их

  Из стихов 23 и 27-31 ясно следует, что Бог пообещал победить языческие племена. Он даже пообещал послать перед Своим народом шершней, чтобы изгнать эти племена (ст. 28). Кроме того, Господь пообещал: «Я отдам в вашу руку жителей этой земли и ты изгонишь их от себя» (ст. 31).

2. Изгонит их мало-помалу

  Хотя Бог пообещал изгнать языческие племена, Он сказал: «Я не изгоню их от тебя в один год, чтобы земля не стала пустынной и не умножились против тебя полевые животные. Мало-помалу Я буду изгонять их от тебя, пока ты не расплодишься и не унаследуешь землю» (ст. 29-30). Здесь мы видим, что Бог собирался изгонять противников согласно увеличению, росту Израиля. Отсюда следует, что Бог будет изгонять обитателей земли по мере увеличения Своего народа. Если его рост был медленным, Бог изгонял племена медленно.

  Сказанное в Флп. 2:13 перекликается с обещанием Бога в Ветхом Завете изгнать языческие племена мало-помалу. В этом стихе Павел говорит: «Ибо это Бог действует в вас, производя и желание, и совершение для Своей отрады». Бог работает, действует, в нас, чтобы отсечь нашу природную жизнь. Наша природная жизнь падшая, греховная, дьявольская и бесовская. Природная жизнь может выглядеть хорошей или плохой, но в силу того что она является природной, она обладает этими четырьмя чрезвычайно отрицательными чертами. Наша природная жизнь препятствует нам переживать Христа и наслаждаться Им. Если мы сверимся со своим переживанием, мы увидим, что переживать Христа нам мешают не другие, не муж, не жена и не кто-либо из наших близких, а наша собственная природная жизнь. Иногда мы ощущаем, что наша природная жизнь падшая, а иногда — что она греховная. Бывают моменты, когда мы осознаём, что наша природная жизнь даже дьявольская и бесовская. Возможно, вы не понимаете, почему я называю природную жизнь бесовской, словно она ведёт себя подобно бесу. Тогда я спрошу вас: вы когда-нибудь видели своё отражение в зеркале в момент раздражения? В этот момент выражение вашего лица непохоже на выражение лица благовоспитанного человека и ещё меньше оно похоже на выражение лица сына Божьего; это — выражение беса. Много лет тому назад я видел лица людей, играющих в азартные игры. Насколько же бесовскими были выражения их лиц!

  У природной жизни много различных аспектов. Некоторые аспекты на первый взгляд очень хорошие. Но на самом деле все они являются масками; они ненастоящие. Даже если в глазах людей они настоящие, в глазах Бога они ненастоящие.

  Языческие племена, занимавшие обещанную землю, обозначают различные аспекты природной жизни. Согласно Библии, в этой земле было семь племён. Но в нас может быть гораздо больше «племён». Наша падшая жизнь растленна и загрязнена. Это можно сказать и о молодых, и о пожилых. Молодая сестра может выглядеть милой и приятной. Однако в ней есть падший, греховный, дьявольский, бесовский элемент природной жизни. Я хочу повторить: природная жизнь со всеми её чертами препятствует нам в том, чтобы мы переживали Христа. Но Бог обещал отсечь все языческие племена, все аспекты нашей природной жизни. Он отсечёт их и изгонит их.

  Однако нам нужно понимать, что Бог будет изгонять нашу природную жизнь на двух условиях. Во-первых, необходим наш рост, наше увеличение, воспроизведение и умножение. Чем больше мы будем расти, тем больше Бог будет изгонять природную жизнь. Во-вторых, Бог изгоняет языческие племена, когда мы берём на себя инициативу изгнать эти племена. В стихе 29 Бог показывает, что Он изгонит племена, но в стихе 31 Он говорит: «Ты изгонишь их от себя». Да, Бог обещает изгнать их, но инициатива должна исходить от нас.

  Когда мы ищем Господа, мы можем молиться: «Господь, я ненавижу себя. Я ненавижу своё вожделение и свою природную жизнь. Господь, изгони это из меня». Но чем ревностнее мы так молимся, тем, казалось бы, реже Господь отвечает. По сути, мы вообще не получаем никакого ответа. Мы молимся, чтобы Господь удалил все аспекты нашей природной жизни, чтобы мы стали духовными людьми, но Он не отвечает нам.

  В данном случае прообраз, картина, в этих стихах показан очень ясно и может помочь нам. Согласно прообразу, Господь будет изгонять языческие племена, природную жизнь, но Он будет делать это в той мере, в какой мы будем расти. Если мы не будем расти, Господь не изгонит эти племена. Некоторые христиане ненавидят природную жизнь и молятся о том, чтобы освободиться от неё. Но в результате на них нападают «животные». Согласно сказанному в стихе 29, полевые животные умножаются против них. Эти животные даже хуже языческих племён, поскольку они обозначают бесов. Природная жизнь ужасна, но бесы, злые духи, ещё ужаснее. Здесь подчёркивается опасность стать пустыми в нашем внутреннем существе. Отсечение природной жизни должно соответствовать нашему росту в Христе. Чем больше мы растём в Господе и увеличиваемся в Нём, тем больше Он будет заменять Собой нашу природную жизнь. Таково духовное значение того, что Бог должен был изгонять языческие племена согласно увеличению Израиля. Чем больше становилась численность Божьего народа в земле, тем большее число язычников Бог отсекал и изгонял из земли. Это показывает, что чем больше Христос будет увеличиваться в нас, тем больше Он будет заменять Собой нашу природную жизнь. Степень роста Христа в нас определяет, в какой степени можно отсечь от нас природную жизнь.

  Не имея духовного опыта, мы не сможем понять, что изгнание природной жизни пропорционально увеличению Христа внутри нас. Из опыта мы знаем, что в нашей христианской жизни мы должны расти в Христе. Именно это увеличение Христа заменяет нашу природную жизнь. Не нужно рассчитывать на то, что Бог сразу же изгонит из нас все элементы природной жизни. Бог изгоняет из нас языческие племена по мере нашего роста в жизни, по мере увеличения Христа в нас. Если бы Бог изгонял природную жизнь несоразмерно увеличению Христа, то мы стали бы пустыми. Тогда нечто худшее, а именно животные, бесы, вошло бы в нас и овладело бы нами. Поэтому Божий путь состоит в том, чтобы уничтожать природную жизнь по мере увеличения Христа в нас.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках