Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к филиппийцам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 58

Жизнь, полная снисходительности и лишённая тревоги

(3)

  Тексты Писания: Флп. 4:1-2, 4-7, 11-13; 3:15-16

  Греческое слово «снисходительность» состоит из двух частей. Первая — предлог «эпи», который при прибавлении к другому слову может нести значение обширности или полноты. Эта часть входит в состав греческого слова, переведённого как «познание» во Втором послании к Тимофею 2:25. У второй части греческого слова различные значения: умеренный, внимательный и соответствующий. Таким образом, значение греческого слова — чрезвычайно умеренный или совершенно умеренный.

Всеобъемлющая добродетель

  На основании анализа греческого слова, нашего духовного переживания, деятельности Бога в Его домостроительстве и жития Господа на земле мы можем осознать: чтобы у нас была соответствующая снисходительность, требуются многие другие добродетели. Снисходительность — всеобъемлющая добродетель.

  Из многих человеческих добродетелей Павел решил говорить в 4:5 о снисходительности. Как мы увидим, эта особая добродетель связана с другими важными вопросами в Послании к Филиппийцам 3 и 4. Например, она связана с умением делать всё в Христе, а также с познанием секрета довольства во всех обстоятельствах. Более того, чтобы обладать снисходительностью, мы должны приобрести необходимые качества, упомянутые в 3:15 и 16.

  Снисходительность означает совершенную умеренность, внимательность и соответствие. Она требует подлинного понимания происходящего. Предположим, два студента спорят о проблеме из области математики. Они не могут достичь единства в этом вопросе, поэтому они приходят со своей проблемой к вам. Но если вы несведущи в математике, вы не сможете справедливо и разумно рассудить их. Даже если у вас есть необходимое понимание, у вас может не хватать мудрости, чтобы разобраться с этими людьми.

Потребность в снисходительности в нашей семейной жизни

  В нашей семейной жизни снисходительность крайне необходима. Хорошая семейная жизнь — это результат снисходительности. Если супруги будут проявлять снисходительность по отношению друг к другу и по отношению к своим детям, у них будет превосходная супружеская и семейная жизнь. Если же они не будут проявлять снисходительности, они серьёзно повредят своей семейной жизни.

  Во взаимоотношениях с детьми родителям не следует быть ни слишком строгими, ни слишком терпимыми. И чрезмерная строгость, и чрезмерная терпимость наносят вред детям. Тогда какой же путь заботы о детях является правильным? Правильный путь — это путь, полный снисходительности.

  Предположим, ребёнок сделал что-то неправильное, и об этом узнаёт отец. Отцу не следует с поспешностью упрекать ребёнка или шлёпать его в гневе. В Послании к Эфесянам 6 Павел велит нам не раздражать наших детей. Обычно родители раздражают своих детей тем, что обращаются с ними в гневе. Если вы гневаетесь на своего ребёнка, вам сначала нужно попросить Господа убрать ваш гнев. Когда Господь потушит ваш гнев, вам нужно разобраться, почему ребёнок совершил эту ошибку. Несомненно, ребёнок был не прав. Тем не менее вы должны понять его ситуацию. Возможно, он сделал что-то неправильно из-за вашей беспечности. Если бы вы были повнимательнее, ребёнок не совершил бы эту ошибку. Так как он поступил неправильно из-за вашей беспечности, вам не следует во всём винить его. Наоборот, сначала вы должны винить себя, а затем наказывать ребёнка. Всё это входит в проявление снисходительности по отношению к нашим детям.

  Родителям нужно быть мудрыми в разговоре со своими детьми. Ребёнка, может быть, и нужно исправить, но родители должны дождаться подходящего момента, чтобы поговорить с ним. Отец должен задаться вопросом, можно ли упрекать ребёнка в присутствии других детей или даже в присутствии матери. Иногда этого делать нельзя. Сколько же мудрости нам следует проявлять в заботе о своих детях! Если у нас не будет снисходительности, мы не будем мудрыми. С другой стороны, без соответствующей мудрости мы не сможем проявить снисходительность.

  Если мы хотим проявить снисходительность, нам также нужно терпение. Большинству родителей трудно быть терпеливыми, когда они наказывают своих детей. Например, брат собирается упрекнуть своего ребёнка. Было бы гораздо лучше, если бы он подождал несколько часов, прежде чем что-либо сказать. Однако чрезвычайно трудно подождать даже несколько минут, не говоря уже о нескольких часах. По природе мы склонны сразу же наказывать детей. Такое нетерпение наносит вред.

  Нетерпение также вредно в нашей супружеской жизни. Предположим, брат считает, что он обязан поговорить с женой о какой-то неприятной вещи. Если он по-настоящему снисходителен, он дождётся подходящего момента, когда разговор будет конструктивным. Точно так же и жене нужно быть терпеливой со своим мужем, и если ей надо сказать, что она думает по какому-то вопросу, она должна дождаться подходящего момента. Однако нам очень трудно быть терпеливыми и снисходительными.

  Как всеобъемлющая добродетель, снисходительность включает в себя не только понимание, мудрость и терпение, но также милосердие, доброту, любовь и сочувствие. Список добродетелей почти бесконечен. Как мы указали, греческое слово, переведённое нами как снисходительность, подразумевает внимательность. Быть снисходительным — значит быть внимательным к ситуации других. Если бы мы проявляли снисходительность в своей супружеской и семейной жизни, у нас была бы приятная супружеская и превосходная семейная жизнь.

Нужна старейшинам

  В Первом послании к Тимофею 3:3 (греч.) Павел говорит, что старейшинам в поместных церквях нужно быть снисходительными. Если старейшины не снисходительны, церковь в их местности созидаться не будет.

  Мы знаем из Послания к Эфесянам 4 и Послания к Колоссянам 3, что церковь — это новый человек, состоящий из верующих различных национальностей и культур. Требуется большая снисходительность для созидания церкви, состоящей из многих святых с различным прошлым. Старейшинам требуется надлежащее понимание всех святых и их определённых характеров. Им также нужно проявлять мудрость в заботе о них. Если у старейшин не будет понимания и мудрости, они не смогут проявлять снисходительность и причинят большой вред. Снисходительность является добродетелью, которая больше всего требуется старейшинам для созидания святых в поместной церкви.

Нужна всем святым

  В церкви снисходительность нужна не только старейшинам, но и всем святым. Нам особенно нужно проявлять снисходительность тогда, когда мы собираемся в различных группах для церковной службы. Когда мы служим вместе в церкви, нам нужно проявлять снисходительность друг к другу. С одной стороны, нам не следует никого отвергать; с другой стороны, нам не следует быть чрезмерно терпеливыми с теми, кто служит неподобающе. Как же нам нужна снисходительность!

Снисходительность Бога

  Библия раскрывает, что в Своём домостроительстве Бог проявил огромную снисходительность. Сразу после падения человека Бог начал проявлять снисходительность в Своём обращении с человеком. Если вы прочитаете Бытие 3, обращая внимание на снисходительность, то увидите, как снисходителен был Бог к падшему человеку. Бог проявил Своё понимание, полностью осознавая ситуацию и потребность человека. Он также проявил Свою мудрость в обращении с падшим человеком.

  Для исполнения Своего вечного замысла, для осуществления Своего домостроительства Бог всегда проявлял снисходительность. Со снисходительностью у Него есть понимание, мудрость, милость, доброта, любовь и благодать. Даже обильное снабжение жизни включено в снисходительность Бога. Бог никогда не велит нам делать что-либо, не учитывая нашей потребности и не даруя нам Своего снабжения. Если какой-нибудь родитель велит своим детям выполнить определённое задание и не снабжает их тем, что им требуется, этот родитель не снисходителен. Снисходительность всегда включает в себя соответствующее снабжение для удовлетворения потребности.

  Когда мы читаем Библию, мы видим, что Бог обращался с разными людьми по-разному. Например, Он обращался с Адамом одним образом, с Авелем — другим, с Каином — третьим. Некоторые толкователи Библии говорят, что в Писаниях есть различные домоустройства, различные периоды, в которые Бог по-разному обращается с человеком. Эти домоустройства на самом деле связаны со снисходительностью. То, что в течение определённого века Бог обращается с людьми определённым образом, показывает, что Он проявляет снисходительность. Так как Бог снисходителен, Он умеет обращаться с каждым. Он приходит к вам определённым образом, потому что Он знает, что вы за человек. К другому человеку Он придёт совсем иначе.

  В Библии раскрывается, что Бог проявляет снисходительность в исполнении Своего домостроительства. Если бы Бог обошёлся с падшим человеком так, как мы обходимся с другими людьми, Он не исполнил бы Свой замысел. Но Бог проявил Свою снисходительность перед всеми людьми. Тем самым Бог установил пример, образец снисходительности, проявив Свою снисходительность перед людьми всех поколений. Бог являет Свою снисходительность, обращаясь с нами умеренно, соответствующе и внимательно. Бог никогда никого не наказывает без надлежащего рассмотрения. Часто Он подолгу ждёт, прежде чем подвергнуть кого-то наказанию. Бог, конечно, снисходителен и полон понимания, мудрости, терпения, внимательности, сочувствия, милости, доброты, любви и снабжения жизни. Подумайте, например, как снисходителен Он был в обращении с Израилем. Если вы прочитаете о блуждании Израиля по пустыне, то увидите, что Бог был по-настоящему снисходителен к ним. Бог всегда снисходителен к нам. Он обращается с нами как мудрый и любящий отец, полный снисходительности.

Книга снисходительности

  Во всей Библии раскрывается божественная снисходительность. Мы можем даже сказать, что Библия — книга снисходительности и что в ней раскрыто, что Сам Бог есть снисходительность. Поэтому, если меня попросить дать определение снисходительности, я сначала скажу, что снисходительность — это Бог.

Снисходительность Христа

  Как мы сказали в предыдущих сообщениях, Сам Христос есть наша снисходительность. В четырёх Евангелиях раскрывается, что Господь Иисус жил жизнью снисходительности. Он был снисходителен и к Иуде, и в Своём обращении с Петром. Когда Ему было двенадцать лет, Он проявил снисходительность к Своей матери Марии и к Иосифу. В каждом случае Господь проявлял понимание, мудрость, терпение, милость, доброту и любовь. Он был добр к Иуде, а с Петром Он был полон благодати.

  Превосходный пример снисходительности Христа к Петру мы находим в Евангелии от Матфея 17:24 и 25. Собиратели дидрахм на налоги пришли к Петру и спросили: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (ст. 24). Пётр сразу же ответил: «Да». Когда он вошёл в дом, Господь Иисус не упрекнул его. Напротив, Он говорил с ним очень снисходительно. В конце концов Господь Иисус даже показал Петру, каким образом достать деньги, чтобы заплатить налог. Проявляя снисходительность по отношению к Петру, Господь Иисус также учил его снисходительности. Несомненно, когда Пётр ждал рыбу с четырьмя драхмами во рту, у него была хорошая возможность быть снисходительным.

  В Евангелии от Иоанна мы видим снисходительность Господа по отношению к Марфе и Марии, сёстрам Лазаря. Услышав, что Лазарь болен, Господь не стал торопиться, а намеренно промедлил. Из-за Его задержки были изобличены другие. Решая эту проблему, Господь проявил большое понимание, мудрость, внимательность, милость и доброту. В конце концов в воскресении Лазаря было явлено огромное снабжение жизни.

Снисходительность Павла

  Жизнь Павла также была свидетельством снисходительности. Он написал Послание к Филиппийцам из римской тюрьмы. Павел страдал, и, согласно четвёртой главе, ему не хватало средств, он испытывал нужду. Среди всех церквей церковь в Филиппах лучше всех заботилась о нуждах Павла. Но по какой-то причине, согласно верховной власти Господа, был период, когда Филиппийцы, казалось, забыли о Павле и его нуждах. По этой причине он сказал в 4:10: «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне». Эти слова подразумевают, что Павел прошёл сквозь «зиму» страдания и что вновь пришла «весна» с новой заботой Филиппийцев о нём. Хотя Павел претерпевал заключение, гонение, нападки, пренебрежение и недостаток средств, он всё равно проявлял снисходительность и мог заявить: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (4:11-13). Прежде чем он велел святым проявлять их снисходительность перед всеми людьми, он сам проявил снисходительность. Несомненно, снисходительность Павла была известна всем окружающим. Он был полон понимания, мудрости, внимательности, сочувствия, милости и доброты. Он был полон жизненного снабжения.

  Если мы прочитаем Послание к Филиппийцам внимательно, мы увидим, что стихи 3:17-21 — это отдельный раздел. Из этого следует, что, с духовной точки зрения, 4:1 является продолжением 3:16. После увещевания святых поступать по «тому правилу» Павел велит им «стоять в Господе» (4:1). Затем он побуждает их радоваться в Господе (ст. 4) и проявлять свою снисходительность перед всеми людьми (ст. 5). Далее, в четвёртой главе, он свидетельствует, что всё может в Укрепляющем его. Таким образом, Павел мог проявлять свою снисходительность к святым, потому что он был в укрепляющем его Христе. Более того, он был доволен, так как узнал секрет, как жить и в скудости, и в изобилии.

Потребность в росте

  Нелегко проявлять свою снисходительность перед всеми людьми. Для этого требуется рост и в человеческой, и в духовной жизни. Чем больше человек растёт и зреет, тем больше у него снисходительности. Следовательно, снисходительность требует роста жизни. Она требует зрелости.

  В 3:15 Павел говорит: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить». Мы сказали, что «так мыслить» — значит мыслить о том, чтобы жить Христа и стремиться к Нему. Однако Христос, которого нам следует жить и к которому мы должны стремиться, должен быть выражен как снисходительность. Если мы сопоставим эти стихи из третьей и четвёртой главы, мы увидим, что снисходительность требует зрелости. Без роста и зрелости чрезвычайно трудно проявить снисходительность.

  Не надейтесь, что недавно уверовавший в Христа сможет проявить большую снисходительность. Не требуйте от него снисходительности, нам следует самим проявлять её. Например, в семье первыми должны вести себя снисходительно родители. Тем самым они показывают пример снисходительности, которому должны следовать дети. Если брат не снисходителен к своей жене и детям, он не может рассчитывать, что его дети научатся снисходительности. Вместо того чтобы велеть другим быть снисходительными, ему самому следует установить образец снисходительности для своих детей. Как мы указали, наличие такой снисходительности требует зрелости.

Поступать по правилу снисходительности

  В 3:16 Павел говорит: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны... и по тому правилу жить». Правило в этом стихе — это, действительно, стремление к Христу. Но поскольку в нашей повседневной жизни Христос должен выражаться как снисходительность, мы можем сказать, что поступать по тому правилу — значит поступать по правилу снисходительности.

Секрет довольства

  Сказав о снисходительности в 4:5, Павел говорит: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (ст. 11). Павел узнал секрет довольства. Как из этого следует, чтобы быть снисходительными, мы должны быть удовлетворёнными и довольными. Если мы не будем довольны, мы не сможем быть снисходительны.

  Из опыта я могу засвидетельствовать, что я не способен проявлять снисходительность, когда я не удовлетворён. Но когда я удовлетворён и доволен, быть снисходительным легко.

  Когда человек счастлив, его нелегко огорчить. Если он несчастлив, устал, голоден и испытывает жажду, его легко огорчить. Удовлетворённый человек, напротив, приятен и счастлив. Когда мы радуемся, нам трудно рассердиться. Мы, родители, знаем, что, если ребёнок плохо себя ведёт, когда мы удовлетворены и счастливы, мы будем общаться с ним одним образом, очень снисходительно. Но если он будет вести себя точно так же, когда мы не удовлетворены и не счастливы, мы будем обращаться с ним по-другому, без всякой снисходительности. Разница в том, что в одном случае мы полны Христа, мы счастливы и удовлетворены, а в другом случае нам недостаёт Христа и недостаёт удовлетворения в Нём.

  Павел мог проявлять снисходительность перед всеми святыми, потому что был доволен. Он ни в чём не терпел недостатка, но был полностью удовлетворён. Независимо от того, как с ним обращались, независимо от того, заботились ли святые в Филиппах о его нуждах или нет, Павел был удовлетворён. Его жизнь была полна довольства.

  Теперь мы видим, что снисходительность требует зрелости в жизни, а также удовлетворения и довольства в Христе. Мало кто из нас полностью зрел, но мы можем благодарить Господа за то, что мы зрелы, по крайней мере, в какой-то степени. В соответствии со степенью нашей зрелости мы наслаждаемся довольством жизни Господа. Зная довольство и удовлетворение, мы можем проявлять снисходительность.

  Чем более зрелыми и довольными будут старейшины в церкви, тем легче им будет проявлять снисходительность в доме Божьем. Подобным образом, чем более зрел и доволен будет отец, тем легче ему будет проявлять снисходительность к членам семьи. Несомненно, будучи столь древним, наш Бог зрел, удовлетворён и доволен в высшей степени. Поэтому Он может проявлять Свою снисходительность во всей полноте. У Господа Иисуса тоже был рост в жизни, удовлетворение жизнью и довольство жизнью. Поэтому, где бы Он ни был, Он был полон снисходительности и мог проявлять Свою снисходительность ко всем.

  Когда мы будем жить жизнью, полной снисходительности, у нас не будет никаких беспокойств. В следующих сообщениях мы увидим, что мы не беспокоимся тогда, когда наше житие полно снисходительности.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках