Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к Титу»
1 2 3 4 5 6
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 2

Борьба с влиянием иудаизма и гностицизма

  Тексты Писания: Тит. 1:10-16

  Согласно 1:10-16, когда Тит был на Крите, там преобладали два «-изма»: иудаизм и гностицизм. В этом сообщении мы рассмотрим из этих стихов, какие указания получил Тит в отношении борьбы с влиянием иудаизма и гностицизма.

I. Влияние иудаизма

А. Строптивые люди, пустословы и обманщики

  В стихах 10 и 11 Павел говорит: «Ибо есть много строптивых людей, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, чьи уста нужно заставлять умолкнуть, которые сокрушают целые дома, уча ради постыдной выгоды тому, чему не должно». Слова Павла об «обрезанных» в стихе 10 и об «иудейских мифах» в стихе 14 указывают, что речь идёт о влиянии иудаизма. Обрезанные — это те верующие из иудеев, которые были обольстителями внутри церкви. Павел говорит, что их надо заставлять умолкнуть. Заставить умолкнуть их можно было, сурово упрекая (ст. 13) с помощью верного слова, которое по учению апостолов (ст. 9). Эти пустословы и обманщики сокрушали целые дома, «уча ради постыдной выгоды тому, чему не должно». Нечто подобное делал нечестивый пророк Валаам (2 Пет. 2:15-16; Иуд. 1:11).

  Я хочу привлечь ваше внимание к слову «ибо» в начале стиха 10, которое показывает, что этот стих связан с предыдущим. В стихе 9 Павел говорит, что блюститель должен держаться «верного слова, которое по учению, чтобы он был в силах и увещевать здоровым учением, и обличать тех, кто противится». Затем Павел объясняет, что есть много строптивых людей, особенно из обрезанных, чьи уста нужно заставлять умолкнуть. Из этих стихов следует, что повеление Павла об учреждении старейшинства связано с волнениями, возникшими из-за влияния иудаизма. Необходимо было срочно установить старейшинство, которое боролось бы с теми, кто учил иному. Некоторые верующие из иудеев принесли в церковную жизнь свой иудаизм, который своими иными учениями произвёл волнение среди верующих. Здесь виден основной принцип в отношении старейшинства: каждый старейшина должен быть стражем, охраняющим церковь от проникновения учений, которые отличаются от служения апостолов.

Б. Истинное свидетельство критского пророка

  В стихе 12 и 13 Павел провозглашает: «Один из них самих, их собственный пророк, сказал: „Критяне всегда лжецы, злые звери, праздные обжоры". Свидетельство это истинно». Один из них — значит один из критян. Такими критянами были все те, о ком говорится в стихах 9Б-10. Их собственный пророк — это языческий пророк; вероятно, имеется в виду Эпименид, уроженец Крита, живший, согласно легенде, около 600 г. до Р.Х.

В. Повеление апостола

  В стихе 13 Павел даёт Титу повеление: «Упрекай их сурово, чтобы они были здоровыми в вере». Греческое слово, переведённое как «упрекай», в стихе 9 переведено как «обличать». Упрекнуть — значит раскрыть истинный характер чего-либо, с тем чтобы обличить и, таким образом, упрекнуть кого-либо, открыто показав его вину. Греческое слово, переведённое «сурово», также можно передать как «резко». Цель суровых упреков состояла в том, чтобы те, к кому они были обращены, стали здоровыми в вере. Те, кто прекословил (ст. 9), и пустословы (ст. 10) были заражены догматическими болезнями и стали нездоровыми в вере. Им нужна была «прививка» здорового учения и здорового слова (1 Тим. 1:10; 6:3), которую для их исцеления должны были делать старейшины (ст. 9).

  Как и в 1 Тим. 1:19 и 3:9, под верой здесь понимается объективная вера. Это то, во что мы верим. Её следует отличать от веры в субъективном значении, то есть веры как нашем действии.

II. Влияние гностицизма

А. Иудейские мифы — семя гностических мифологий

  В стихе 14 говорится: «Не внимая иудейским мифам». Слово «мифы» обозначает слова, речи и разговоры о таких вещах, как слухи, рассказы, правдивые или вымышленные истории и выдумки. Возможно, оно включает в себя иудейские истории о чудесах, измышления раввинов и т. д. Все это представляет собой скверные и старушечьи мифы. Возможно, упомянутые здесь иудейские мифы были семенами гностических мифологий.

Б. Заповеди людей, которые отворачиваются от истины

  В стихе 14 Павел также говорит о «заповедях людей, которые отворачиваются от истины». Судя по следующему стиху, этими заповедями еретиков, очевидно, были предписания о воздержании от различных видов пищи и от других вещей, предназначенных Богом для того, чтобы человек употреблял их (см. 1 Тим. 4:3; Кол. 2:20-22). Это были заповеди не аскетов, а ранних гностиков, вставших на позиции теософии, которая появилась из иудейских источников, и что-то в ней, вероятно, было заимствовано из Моисеева закона.

  Люди, о которых Павел говорит в этом стихе, — это, вероятно, те, кто из обрезанных (ст. 10). Эти люди отворачиваются от истины. Слово «истина» здесь и слово «вера» в предыдущем стихе доказывают, что здесь речь идёт не о неверующих. Это были люди в церкви, которые отвернулись от истины о Божьем домостроительстве. Возможно, большинство из них были христианами иудейского происхождения, которые по-прежнему держались своих иудейских мифов и преданий и поэтому стали источником больших волнений для церкви. Их нужно было заставлять умолкнуть словом истины по вере, чтобы в церкви поддерживался порядок при учреждённом старейшинстве.

  В стихе 15 Павел продолжает: «Все чисто для чистых; а для осквернённых и неверящих ничто не чисто — у них осквернены и разум, и совесть». Эти слова: «Все чисто для чистых», скорее всего, представляют собой существовавшую среди христиан поговорку. Апостол процитировал её, чтобы опровергнуть заповеди людей (ст. 14), то есть предписания о воздержании, запрещавшие определённые действия и употребление в пищу определённых видов пищи (1 Тим. 4:3-5; Рим. 14:20).

  Павел говорит, что для осквернённых, или загрязнённых, и неверящих ничто не чисто, но и разум, и совесть их осквернены. Разум — это ведущая часть нашей души, а совесть — это главная часть нашего духа. Если наш разум загрязнён, то естественным образом загрязняется наша душа; а если осквернена наша совесть, то неизбежно оскверняется наш дух. Все это вызывается неверием. Наша вера очищает нас (Деян. 15:9).

  В стихе 16 Павел продолжает: «Они утверждают, что знают Бога, но своими делами отрекаются от Него, будучи мерзки, непокорны и в отношении всякого доброго дела негодны». Греческое слово, переведённое как «негодны», можно также передать как «недостойны», «бесполезны», «отвергнуты». Оно означает «неспособны выдержать испытание».

В. Повеление апостола

  Павел повелевает Титу не обращать внимания на иудейские мифы и заповеди людей (ст. 14).

  Подобно тому как старейшины в церквях на Крите должны были остерегаться влияния иудаизма и гностицизма и не допускать, чтобы в церковную жизнь проникали иные учения, так и мы должны остерегаться сегодняшних «-измов», таких как католицизм и деноминационализм. Также мы должны остерегаться лицемерия и поверхностных и суеверных мифов, распространённых среди многих христиан. Если все это проникнет в Господне восстановление, возникнут неприятности. Чистая церковная жизнь созидается исключительно на здоровом учении апостолов. По этой причине Павел говорит, что старейшина должен держаться верного слова, которое по учению, чтобы он был в силах увещевать здоровым учением. Учение в стихе 9 — это учение апостолов (Деян. 2:42), которое в конечном итоге стало Новым Заветом. Учение апостолов было здоровым. Церкви утверждались согласно учению апостолов, и они следовали ему. Более того, порядок в церквях поддерживался посредством верного слова, которое было дано по этому учению. В начале церковной жизни, когда верующие говорили об учении, все понимали, что имеется в виду учение апостолов. В Иерусалиме те, кто принял Господа Иисуса и прибавился к церкви, пребывали в учении и общении апостолов.

  В 1:9 Павел не говорит о «разумном» или даже «чистом» учении; он говорит о «здоровом учении». Определённые учения могут быть разумными и чистыми, но при этом не здоровыми. Здоровое учение всегда связано с жизнью, оно способно либо напитать, либо исцелить нас. Только что-то живое может быть здоровым. Мы, например, не говорим о здоровье стола или стула. Учение апостолов было не только разумным и чистым, но и здоровым, полным жизни.

  Ключевое положение здорового учения апостольского служения связано с Триединым Богом, приготовленным, чтобы раздавать Себя как всеобъемлющего Духа в Своих избранных, чтобы привести их в органический союз для получения божественного вливания и тем самым сделать их сыновьями Бога и членами Христа. В результате они могут быть Телом, которое выражает Христа, Того, в ком обитает полнота Бога. Почти это всё сегодняшние христиане упускают из виду. Даже те из их учений, которые являются разумными, по большей части поверхностны.

  Некоторым верующим говорят только одно: если они примут Господа, они будут спасены благодатью. Им даже как следует не объясняют, от чего спасает их эта благодать. Согласно Эф. 2:8, стиху, который часто цитируют в связи со спасением благодатью, спастись — не значит спастись от огненного озера. Согласно контексту, спастись — значит спастись от смерти, от умерщвляющей обстановки, и быть посаженными на небесах живым образом. Более того, вопреки распространённому поверхностному мнению, благодать в Эф. 2:8 — это не просто незаслуженное благодеяние. Это Триединый Бог как все, чем мы можем наслаждаться. Христиане, уделяющие внимание благовествованию, часто цитируют Эф. 2:8. Но они понимают этот стих весьма поверхностно, поэтому почти никто не касается его действительности.

  В предыдущем сообщении мы отмечали, что Павел был апостолом по повелению Бога, обещанию вечной жизни, вере Божьих избранных и полному знанию истины. Может ли большинство христианских учителей честно сказать, что у них есть полное знание истины? Конечно, нет. Они знакомы с какой-нибудь доктриной и считают эти догматические знания полным знанием истины. Некоторые, возможно, знают все о семи устроениях, но они не обладают полным знанием истины. Господь Иисус однажды провозгласил: «Я есть истина» (Ин. 14:6). Если мы вслед за многими христианами истолкуем слово «истина» как «доктрина», то получится, что Господь Иисус сказал: «Я есть доктрина». Какая нелепость! Многие христиане, в их числе даже толкователи Библии, не знают значения слова «истина» в Новом Завете. В конечном итоге поверхностность может привести к лицемерию, а лицемерие — к суеверию.

  Среди христиан широко распространена доктрина, согласно которой, если человек верит в Господа Иисуса, он спасён, и при Господнем пришествии у него не будет никаких проблем. Согласно этому взгляду, когда верующие будут восхищены, у них не возникнет никаких неприятностей с Господом и они будут царствовать с Ним в царстве. Некоторые даже наклеивают на бамперы своих машин наклейки, отражающие их понимание восхищения: «Осторожно! В случае восхищения машина останется без водителя!». Многие христиане придерживаются ошибочного представления о том, что, поскольку они спасены, у них есть «билет» в царство небес. Но, как указывал Д.М. Пэнтон, многие с удивлением узнают, что эти билеты фальшивые и по этим билетам их в царство небес не пустят. Великому множеству сегодняшних христиан предстоит сделать неприятное открытие: билеты, которые, по заверениям их служителей, гарантируют вход в царство, при пришествии Господа будут сочтены недействительными. Поскольку сегодня распространены такие поверхностные и суеверные учения, нам нужно сражаться с ними так же, как Павел сражался с лицемерием иудаизма и гностицизма.

  Ещё одно учение, которому мы должны противостоять, утверждает, что, если двое или трое собираются во имя Господа, они являются церковью. Согласно этому ошибочному учению, в одной местности может быть много церквей. Какая ложь! Двое или трое верующих могут собираться во имя Господа, но они совершенно не обязательно являются церковью в той местности.

  Хотя нам необходимо сражаться с поверхностными и суеверными учениями, это совсем не значит, что мы должны умышленно создавать проблемы в своих семьях, с родственниками, друзьями и соседями. Да, нам надо сражаться за Божью истину. Мы должны быть светом и солью для мира. При этом совершенно необходимо поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Молодые люди должны почитать своих родителей, и у всех нас должны быть подобающие отношения в своих семьях, с родственниками и соседями. Мы, находящиеся в Господнем восстановлении, должны быть наилучшими соседями и самыми миролюбивыми людьми. Те, кто утверждает, что у нас нет ничего человечного, распространяют клевету и порочащие слухи. Мы стараемся быть самыми человечными людьми, человечными, как Иисус, божественно человечными. При каждом нашем контакте с другими людьми мы должны показывать высочайшее человечество с наилучшим поведением. Мы сражаемся не против людей — мы сражаемся против «-измов».

  Наша забота не только в том, чтобы противостоять поверхностности, лицемерию и суеверию. Она в том, чтобы говорить о Христе и о церкви для исполнения Божьего домостроительства. Несомненно, у нашего Бога Отца есть вечный замысел, который Он хочет исполнить. Но Сатана вмешался и принёс множество отвлечений и подделок. Наша забота — говорить о всеобъемлющем Христе и о церкви как о Теле Христовом всем, кто любит Бога и ищет Христа. Мы должны помочь всем, стремящимся за Господом, прийти к полному знанию истины. Мы должны провозгласить, что все, кто ищет Господа Иисуса, могут собираться вместе как живое Тело Христово для исполнения Божьего замысла и приближать возвращение Господа. В этой связи мы все должны быть отчаянными и отдать себя молитве. С одной стороны, мы хотим поддерживать мирные взаимоотношения с другими. С другой стороны, ради Божьего замысла мы должны твёрдо стоять за полное знание истины и сражаться добрым сражением против злых сил тьмы.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках