Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Марка»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 1

Вступительное слово

(1)

  Тексты Писания: Ис. 42:1-4, 6-7; 49:5-7; 50:4-7; 52:13-15; 53:1-12; Мк. 10:45

  Этим сообщением мы начинаем Жизнеизучение Евангелия от Марка. Евангелие от Марка не такое глубокое, как Евангелие от Иоанна, и в нём не так много учений, как в Евангелии от Матфея. Некоторые из тех, кто читает Новый Завет, считают Евангелие от Марка «Галилеей» четырёх Евангелий, и некоторые спрашивают, может ли из Галилеи быть что-нибудь доброе. Однако Господь Иисус пришёл из Галилеи.

Движение Господа в Галилее и в Иудее

  В Евангелии от Иоанна мы видим, в основном, описание движения Господа в Иудее и изложение тех глубоких слов, которые Он говорил там. У Марка же описывается, главным образом, служение Господа в Галилее. Марк почти не рассказывает о движении и учении Господа в Иудее.

  Если мы хотим узнать историю жизни и служения Господа на земле, то нам нужно научиться сопоставлять друг с другом Евангелие от Иоанна и Евангелие от Марка. Если мы сопоставим эти Евангелия, то мы увидим движение Господа в областях Галилеи и Иудеи. Иудея была очень уважаемой провинцией, и в ней находился город Иерусалим. А Галилея была презираемой провинцией, которая не пользовалась уважением. Движение Господа в Галилее заняло больше времени, чем Его движение в Иудее. Нам нужно увидеть, что в Евангелии от Марка описывается, в основном, движение Господа не в Иудее, а в Галилее.

  В 1-й главе Евангелия от Иоанна описаны глубокие моменты, связанные с воплощением Христа. В стихах 1 и 14 показано, что в начале было Слово, что Слово было у Бога и было Бог и что Слово стало плотью и поставило скинию среди нас. Согласно Ин. 1:14, ученики также видели славу Господа, славу как Единородного от Отца. Далее в 1-й главе своего Евангелия Иоанн говорит, что закон был дан через Моисея, а благодать и действительность пришли через Иисуса Христа (ст. 17). В стихе 18 Иоанн говорит: «Бога никто никогда не видел; единородный Сын, сущий в лоне Отца, — Он возвестил Его». Кроме того, Иоанн говорит, что в Слове была жизнь и жизнь была светом людей (ст. 4). Всё это очень глубокие моменты.

Спаситель-Раб

  В Евангелии от Иоанна мы видим ряд глубоких моментов; у Марка же мы видим Господа как Спасителя-Раба. В Евангелии от Марка мы видим не Спасителя-Бога, как у Иоанна, не Спасителя-Царя, как у Матфея, и не Спасителя-Человека, как у Луки. В Евангелии от Марка показан особый аспект Христа — аспект Спасителя-Раба. У Иоанна мы видим Бога, у Матфея — Царя, у Луки — Человека, а у Марка — Раба. Вряд ли можно ожидать, что о рабе будут говорить что-то превосходное, глубокое и чудесное. В каком-то смысле говорить о Евангелии от Марка не просто.

  В «Жизнеизучении Послания Иакова» мы подчёркивали контраст между писаниями Павла и Посланием Иакова. Уровень писаний Павла намного выше, чем уровень писаний Иакова. Писания Павла — это писания на божественном уровне, на уровне Бога, и в них показано божественное раздаяние для исполнения Божьего вечного замысла. Таким образом, в Посланиях Павла мы видим откровение о божественном домостроительстве. Уровень Послания Иакова намного ниже. Писания Павла — это писания на божественном уровне, а Послание Иакова — это книга на человеческом уровне, которая подчёркивает практическое христианское совершенство. В своём Послании Иаков говорит о благочестии и характере. На самом деле, между Посланием Иакова и Посланиями Павла есть очень большие различия. Разве может быть какое-то сравнение между тем, что находится на человеческом уровне, и тем, что находится на божественном уровне? Разве может быть какое-то сравнение между практическим христианским совершенством и божественным домостроительством или между тем, чтобы жить высоконравственной жизнью, и тем, чтобы жить Христа? Между этими вещами не может быть никакого сравнения.

  Если мы хотим узнать, что такое практическое христианское совершенство, то нам нужно обратиться к Посланию Иакова. Что касается христианского совершенства, нет ничего лучше Послания Иакова. Например, посмотрите, что Иаков говорит о мудрости: «А мудрость свыше, во-первых, чиста, потом мирна, снисходительна, податлива, полна милости и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна» (Иак. 3:17). Кроме того, Иаков говорит: «И плод праведности сеется в мире теми, кто творит мир» (ст. 18). Несомненно, это учение намного выше учения Конфуция. Что касается христианского совершенства и человеческой нравственности, Послание Иакова — это превосходная книга. По этой причине мы все должны с уважением относиться к Иакову. Однако, как бы превосходно Иаков ни писал о христианском совершенстве, он остаётся на человеческом уровне, а человеческий уровень не может сравниться с божественным уровнем.

  В какой-то степени сравнение уровней того, что написали Павел и Иаков, можно использовать как иллюстрацию сравнения Евангелия от Марка с остальными Евангелиями. Например, как можно сравнивать раба и Бога? Кроме того, как можно сравнивать раба и царя? На первый взгляд, Евангелие от Марка по своему уровню намного ниже, чем Евангелия от Иоанна, от Матфея и от Луки. Согласно повествованию Евангелия Иоанна, Господь говорит такие глубокие слова, как «Я есть жизнь» (14:6), «Я есть свет мира» (8:12) и «Я есть воскресение» (11:25). В Евангелии от Марка таких слов нет. Однако в Евангелии от Марка мы видим превосходное описание чудесного Раба. В Евангелии от Марка есть то, чего нельзя найти в Евангелиях от Иоанна, от Матфея и от Луки.

  Господь Иисус является чудесным и всеобъемлющим. Его даже называют Чудным (Ис. 9:6). Господь является чудесным не только в Своей божественности, но и в Своём человечестве. Где мы видим описание человечества Господа Иисуса? Можно сказать, что человечество Господа подчёркивается в Евангелии от Луки. В своём Евангелии Лука показывает Господа как нормального человека, как человека, который полностью отвечает всем требованиям. У этого человека есть человеческие добродетели, выдающиеся качества и красота. Однако даже всё это не может сравниться с тем аспектом человечества Господа, который мы видим в Евангелии от Марка. У Марка мы видим прекрасное выражение добродетелей Христа в Его человечестве. Я думаю, что в Евангелии от Марка показано больше превосходных добродетелей Господа в Его человечестве, чем в Евангелии от Луки.

  Только в одном из четырёх Евангелий — в Евангелии от Иоанна — говорится о божественности Господа. В остальных трёх Евангелиях, которые называются синоптическими, говорится о человечестве Господа. Слово «синоптические» означает, что Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки написаны с одной точки зрения — с точки зрения человечества Господа. В этих трёх Евангелиях мы видим различные аспекты Христа в Его человечестве: человечество Господа как Царя (Евангелие от Матфея), человечество Господа как человека, соответствующего всем требованиям, (Евангелие от Луки) и человечество Господа как Раба (Евангелие от Марка).

  Предположим, президент Соединённых Штатов после окончания своего президентского срока стал уборщиком. Раньше он был президентом, а теперь он добровольно занял более низкое положение — он стал уборщиком, который служит другим. Разве это было бы не превосходно? Превосходные качества этого человека в должности президента не могут сравниться с его превосходством в должности уборщика. Я думаю, что большинство граждан ценили бы его в качестве уборщика больше, чем в качестве президента. Если бы он был президентом, мы не увидели бы столько красоты его человечества. Но если бы он стал уборщиком, который служит другим, то мы увидели бы в его человечестве красоту, добродетель. Как прекрасно, когда человек, занимавший высокий пост президента Соединённых Штатов, становится уборщиком! Я сомневаюсь, что кто-либо из нас чувствовал бы себя комфортно в присутствии президента, но все мы чувствовали бы себя комфортно рядом с уборщиком. Было бы превосходно, если бы бывший президент пошёл работать уборщиком, поскольку мы увидели бы в нём превосходные человеческие добродетели!

  Кто вам больше нравится: президент или уборщик? Я бы предпочёл быть рядом с уборщиком, чем с президентом. Если бы президент пригласил меня переночевать в Белом доме, я бы не чувствовал себя как дома. Но если бы бывший президент стал уборщиком и пригласил меня к себе домой переночевать, то я бы чувствовал себя очень комфортно.

  Я использую иллюстрацию с президентом, который становится уборщиком, чтобы помочь нам увидеть, как Евангелие от Марка соотносится с другими Евангелиями. В Евангелии от Матфея мы видим Господа Иисуса в статусе Царя, а в Евангелии от Марка мы видим Господа в статусе Раба. Кто вам больше нравится: Господь как Царь или Господь как Раб? Кто вам больше нравится: Иисус-Царь или Иисус-Раб? Возможно, по природе мы склонны ценить Господа как Царя больше, чем Господа как Раба. Но всем нам нужно по-настоящему оценить Господа как Спасителя-Раба, показанного у Марка. Если мы будем ценить Господа в этом аспекте, то мы поймём значение Евангелия от Марка.

  В Евангелии от Марка мы видим яркое описание человечества Господа как Раба. Последние главы Евангелия от Марка особенно длинные и подробные. Это объясняется тем, что Марк хотел с помощью подробного описания показать красоту Господа как Раба в Его человеческих добродетелях.

Повествование о делах Господа и описание Его человеческих добродетелей

  Ключ к пониманию Евангелия от Марка таков: в этом Евангелии мы видим намного больше дел Господа, чем Его слов. Марк мало говорит о том, чему Господь учил. Например, он не включил в своё Евангелие сообщение, сделанное Господом на горе (Мф. 5—7). Кроме того, Марк не включил в своё повествование длинные пророчества и многочисленные притчи, которые мы видим у Матфея и Луки. В основном Марк подробно описывает дела Господа. Он включает в своё повествование множество деталей, чтобы изобразить красоту и превосходные качества человечества Христа как Спасителя-Раба. Если мы увидим это, то мы полюбим Евангелие от Марка.

  Секрет к пониманию Евангелия от Марка — в том, чтобы видеть, что в этой книге ярко и подробно описываются превосходные и чудесные человеческие добродетели Господа Иисуса. На самом деле, об этом Евангелии говорить довольно трудно. Для того чтобы рассмотреть то, что показано лишь в первых трёх главах, потребовалось бы двадцать сообщений, поскольку человечество Господа описывается в этой книге очень ярко и подробно. Как чудесно показаны добродетели человечества Господа в Евангелии от Марка! Нам нужны особые слова от Господа, чтобы говорить об этих моментах. За многие годы я привык говорить о всеобъемлющем Христе, о церкви, о составном, приготовленном и обитающем в нас Духе. Но когда мы подходим к Евангелию от Марка, я чувствую, что мне нужны другие слова, и я прошу Господа дать мне их.

Автор Евангелия от Марка

  Автором этого Евангелия был Марк, которого также называли Иоанном (Деян. 12:25), сын одной из Марий (которая была близка к апостолу Петру в иерусалимской церкви — Деян. 12:12). Он был также двоюродным братом Варнавы (Кол. 4:10). Он сопровождал Варнаву и Савла в их служении (Деян. 12:25) и присоединился к Павлу в первом путешествии его служения язычникам (Деян. 13:5). Однако в Пергии Марк оставил Павла и повернул назад (Деян. 13:13). Поскольку он повернул назад, Павел отказался взять его в своё второе путешествие. Тогда Варнава отделился от Павла, после чего Марк присоединился к Варнаве в его работе (Деян. 15:36-40). Однако в последние годы жизни Павла Марк был близок к Павлу (Кол. 4:10; Флм. 1:24) и был полезен ему для служения, пока Павел не принял мученическую смерть (2 Тим. 4:11). Он был близок к Петру и, вероятно, находился с ним постоянно, судя по тому, что Пётр считал его своим сыном (1 Пет. 5:13).

Отличительные черты Евангелия Марка

  С ранних дней церкви Евангелие Марка считается письменным изложением устного рассказа Петра, который сопровождал Спасителя в Его благовестническом труде от начала (Мк. 1:16-18) до конца (14:54, 66-72). Повествование Марка соответствует исторической последовательности событий и сообщает больше подробностей об исторических фактах, чем другие Евангелия. Сжатое изложение всего этого Евангелия содержится в словах Петра в Деян. 10:36-42.

  В отношении Евангелия от Марка мы должны помнить три момента: во-первых, что это Евангелие представляет собой письменное изложение истории Иисуса Христа, Сына Божьего, рассказанной Петром; во-вторых, что это Евангелие было написано в соответствии с исторической последовательностью событий; и, в-третьих, что в этом Евангелии сообщается больше подробностей об исторических фактах, чем в других Евангелиях. На самом деле, Евангелие от Марка можно считать Евангелием от Петра. Пётр устно рассказал Марку историю Господа Иисуса, а Марк записал эту историю. Кроме того, в этом Евангелии биография Господа написана в соответствии с исторической последовательностью событий. Повествование у Матфея, напротив, соответствует доктрине. Если мы хотим узнать о фактических событиях в жизни Господа в соответствии с исторической последовательностью, то нам нужно Евангелие от Марка. Кроме того, Марк сообщает больше подробностей об исторических фактах, чем авторы других Евангелий. Как мы уже отмечали, Марк уделяет больше внимания тому, что Господь делал, чем тому, что Он говорил. Это соответствует замыслу Марка показать Господа как Раба. Раб — это тот, кто работает, а не тот, кто много говорит. Поэтому Марк подробно говорит о делах Господа.

  Иоанн показывает Спасителя-Бога, подчёркивая божественность Спасителя в Его человечестве. Матфей показывает Спасителя-Царя, Марк — Спасителя-Раба, а Лука — Спасителя-Человека. Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки являются синоптическими: все они изображают человечество Спасителя в различных аспектах — в сочетании с Его божественностью. Поскольку Марк показывает Спасителя как раба, он ничего не говорит о Его родословии и статусе, потому что предки раба не заслуживают упоминания. Кроме того, в отличие от Матфея, который показывает чудесные учения Спасителя и Его притчи о небесном царстве, и Иоанна, который показывает Его глубокие откровения о божественных истинах, Марк стремится запечатлеть в нас не удивительные слова Раба, а Его превосходные дела в Его благовестническом труде. Евангелие Марка сообщает больше подробностей, чем другие Евангелия, чтобы изобразить старательность, верность и другие добродетели Спасителя-Раба в служении спасения, в котором Он служил грешникам для Бога. В Евангелии Марка показаны исполнение содержащихся в Ис. 42:1-4, 6-7; 49:5-7; 50:4-7; 52:13— 53:12 пророчеств о Христе как о Рабе Иеговы и подробности содержащегося в Флп. 2:5-11 учения о Христе как о Божьем Рабе. Его старательность в труде, Его потребность в пище и отдыхе (Мк. 3:20-21; 6:31), Его гнев (3:5), Его стоны (7:34), Его тёплое отношение к людям (10:21) — всё это показывает нам прекрасную картину Его человечества в его добродетели и совершенстве. Его господство (2:28), Его всеведение (2:8), Его чудодейственная сила и Его власть изгонять бесов (1:27; 3:15), прощать грехи (2:7, 10) и заставлять замолчать ветер и море (4:39) во всей полноте являют Его божественность в её славе и чести. Как прекрасен Божий Раб! Невозможно не любить Его и не восхищаться Им! Этот Раб служил грешникам как их Спаситель-Раб, отдав Свою жизнь как выкуп за них (10:45), чтобы исполнить вечный замысел Бога, Рабом которого Он был.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках