Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Марка»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 11

Вспомогательные действия Спасителя-Раба в Его благовестническом труде

(1)

  Тексты Писания: Мк. 3:7-35

  Как мы уже увидели, в 1-й главе Евангелия от Марка показано, что в Своём благовестническом труде Спаситель-Раб делал пять вещей: проповедовал благовестие (Мк. 1:14-20), учил истине (Мк. 1:21-22), изгонял бесов (Мк. 1:23-28), исцелял больных (Мк. 1:29-39) и очищал прокажённых (Мк. 1:40-45). Мы также увидели, что в 2:1—3:6 показаны способы, которыми Спаситель-Раб осуществлял этот благовестнический труд; Он делал пять вещей: прощал грехи больных (Мк. 2:1-12), пировал с грешниками (Мк. 2:13-17), приносил веселье Своим последователям, не заставляя их поститься (Мк. 2:18-22), беспокоился о голоде Своих последователей, а не о предписании религии (Мк. 2:23-28) и беспокоился об облегчении для страдающего, а не об обряде религии (Мк. 3:1-6). В Мк. 3:7-35 мы видим ещё одну группу из пяти вещей. Эта группа включает в себя вспомогательные действия Спасителя-Раба в Его благовестническом труде — Он избегает теснившей Его толпы (Мк. 3:7-12), назначает апостолов, чтобы они проповедовали (Мк. 3:13-19), не ест из-за неотложных нужд (Мк. 3:20-21), связывает Сатану и разграбляет его дом Святым Духом (Мк. 3:22-30) и не остаётся в родстве согласно природной жизни, а выбирает родство согласно духовной жизни (Мк. 3:31-35). Все моменты во всех этих трёх группах показывают превосходство Господа Иисуса. В этом и следующем сообщениях мы рассмотрим эти вспомогательные действия Спасителя-Раба в Его благовестническом труде.

Избегает давления толпы

  Осуществляя порученное нам Богом служение, мы сталкиваемся с противостоянием, проблемами и препятствиями. Иногда проблемы возникают из-за того, что кто-то хочет помочь нам, но делает это природным образом. В Своём служении Господь столкнулся с этим препятствием. Осуществляя служение в Своём благовестническом труде, Он сталкивался с проблемами.

  В 3:7-12 мы видим, что Господа теснила толпа. В стихе 7 говорится, что за Ним и за Его учениками последовало великое множество, а из стиха 8 мы видим, что «великое множество, услышав обо всём, что Он делал, пришло к Нему». Вокруг Него собралось множество людей, потому что они услышали обо всём, что Он делал. Эта толпа была препятствием для служения Господа.

  Сегодня многие проповедники и благовестники стремятся собирать большие толпы людей. Однако присутствие толпы не способствует подлинному служению жизни. Толпа способствует по большей части возникновению кампании, но она не способствует служению, основанному на жизни.

Его теснят и Его касаются

  В Мк. 3:7-12 в отношении толпы употребляются два важных слова: «теснить» (ст. 9-10) и «касаться» (ст. 10). В стихе 9 говорится: «И Он сказал Своим ученикам, чтобы рядом с Ним была наготове небольшая лодка, — из-за толпы, чтобы не теснили Его». Господь хотел сесть в лодку, чтобы избежать теснившей Его толпы. Теснившая Его толпа мешала тем, кто искренне искал Господа, прийти к Нему и непосредственно коснуться Его. Если мы будем просто толпиться вокруг Господа, то мы ничего не получим от Него. Чтобы что-то получить от Него, нам нужно коснуться Его. Вот почему в этом отрывке Евангелия от Марка слово «теснить» употребляется в отрицательном смысле, а слово «касаться» — в положительном.

  В Евангелиях описано несколько случаев, когда люди теснили Господа. Но пользу получали только те, кто касался Его. Господь наделяет нас жизнью, только когда мы непосредственно касаемся Его. Это наделение жизнью мы называем передачей или вливанием. Существует ещё один термин — «раздаяние». Когда мы непосредственно касаемся Господа, мы получаем божественное раздаяние. Но если мы просто толпимся вокруг Господа, то это ничего не даёт для божественного раздаяния. Мы можем переживать божественное раздаяние, только когда мы непосредственно касаемся Господа. Господь понимал это, поэтому Он хотел отделиться от толпы. Вот почему Он со Своими учениками удалился к морю.

Небольшая лодка

  Господь ушёл от толпы, но толпа продолжала следовать за Ним. Поэтому, даже когда Он был на берегу моря, толпа теснила Его. Вот почему Он сказал Своим ученикам, чтобы рядом с Ним была наготове небольшая лодка. Он не хотел, чтобы толпа теснила Его. Лодка позволяла Господу Иисусу отделиться от толпы.

  Как образ, небольшая лодка, которая должна была находиться наготове рядом с Господом, обозначает церковь. Такое понимание соответствует 13-й главе Евангелия от Матфея. Суша обозначает народ Израиля, но церковь — это не то же самое, что народ Израиля. С другой стороны, церковь — это и не языческий мир, который обозначает вода. Церковь отделена от суши и находится над водой. Таким образом, церковь находится и не на суше, и не в воде. Церковь как лодка находится над водой, но не в воде, и в лодке нет воды. Таким образом, суша обозначает израильский народ, море обозначает языческий мир, а лодка, отделённая и от суши, и от моря, обозначает церковь. Отсюда мы видим, что церковь отделена и от израильского народа, и от языческого мира. Это перекликается с тем, что говорит Павел в 1 Кор. 10:32 — что есть иудеи, есть греки (язычники), а есть церковь Божья.

  Сегодня Господь преподносит Свою жизнь тем, кто в церкви; кроме того, из церкви Он служит другим людям. Вот что обозначает лодка. Если мы увидим, что обозначает лодка как образ, то мы кое-что поймём: попытки служить людям, находясь вне церкви, приводят к тому, что нас теснит толпа. Сегодня многие служат толпе без лодки. Однако надлежащее служение — это служение в лодке, служение, которое наделяет жизненным снабжением не тех, кто толпится вокруг Господа, а тех, кто искренне хочет коснуться Его.

  То, как Господь поступил в отношении толпы, должно быть примером для нас, и мы должны следовать по Его стопам. Однако большинству сегодняшних проповедников и благовестников нужна толпа. Чем больше толпа, тем больше они радуются. Но исторические факты свидетельствуют о том, что большая толпа приносит подлинному служению жизни не пользу, а вред.

  Здесь мы видим, что Господь поступал не так, как поступают люди. Он не дорожил толпой, а старался избежать толпы. Когда толпа последовала за Ним, Он попросил, чтобы Ему приготовили небольшую лодку, на которой Он мог бы удалиться от теснившей Его толпы.

Как получить служение жизни

  Господь стремился избежать толпы, однако Он хотел, чтобы искренние люди могли коснуться Его. Если мы являемся просто частью толпы, то мы ничего не получим от Господа. Нам нужно отделиться от толпы и коснуться Его непосредственно и искренне. Тогда мы получим служение жизни.

  Осуществляя вспомогательные действия в Своём благовестническом труде, Спаситель-Раб прежде всего избежал давления толпы. В этом отношении нам нужно учиться у Господа. Часто проповедники оказываются обмануты толпой. Если нас окружает толпа, это может обмануть нас, а также помешать нам. Поэтому нам нужно избегать толпы. Но это не означает, что мы должны отказываться от людей. Нет, избегая толпы, мы должны в то же время позволять другим приходить к нам и непосредственно касаться нас, чтобы получать подлинное служение жизни.

Нечистые духи

  В Мк. 3:11-12 говорится: «И нечистые духи, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий! И Он много раз повелевал им, чтобы не разглашали о Нём». То, что бесы кричали о Спасителе-Рабе, было ещё одним препятствием для Его благовестнического труда. Поэтому Он предупредил их и запретил им разглашать о Нём.

Назначает апостолов проповедовать

  Как мы уже увидели, чтобы избежать давления толпы, Спасителю-Рабу потребовалось сначала море, а затем небольшая лодка. Отсюда видно, что теснившая Его толпа была препятствием для Его благовестнического труда. Чтобы уйти от толпы, Господь пошёл к морю. Затем Он поднялся от моря на гору.

  Здесь Господь совершает очень интересные поступки. Чтобы избежать давления толпы, Он пошёл к морю, где Он служил искренним людям, которые непосредственно касались Его. Затем, когда они получили от Него служение жизни, Он поднялся на гору.

  В Мк. 3:13-15 показано, зачем Господь поднялся на гору: «И Он поднимается на гору и призывает к Себе тех, кого Сам хотел, и они пошли к Нему. И Он назначил двенадцать, которых и назвал апостолами, для того чтобы они были с Ним и для того чтобы посылать их, чтобы они проповедовали и имели власть изгонять бесов». Как видно из этих стихов, Господь поднялся на гору, чтобы призвать несколько человек и сделать их Своими апостолами. Он назначил их апостолами для распространения Его благовестнического труда.

  Согласно стихам 14 и 15, Он назначил двенадцать, чтобы они проповедовали и изгоняли бесов. Проповедовать благовестие — значит преподносить людям Бога; изгонять бесов — значит не допускать к людям Сатану. Именно на это направлен благовестнический труд Спасителя-Раба.

Согласно воле Отца

  В Евангелии от Луки показано, что, прежде чем назначить двенадцать апостолов, Господь Иисус молился: «И в эти дни Он вышел на гору помолиться и провёл всю ночь в молитве к Богу. А когда наступил день, Он позвал к Себе Своих учеников и избрал из них двенадцать, которых и назвал апостолами» (Лк. 6:12-13). Многие получили от Господа служение жизни. Это означает, что Он дал много жизни искренним людям, которые непосредственно касались Его. Они получили от Него жизненное снабжение. Затем у Него появилось бремя выбрать несколько человек и назначить их для того, чтобы они помогали Ему в Его служении благовестия. Поэтому Он поднялся на гору и молился. В Евангелии от Луки показано, что Он молился всю ночь. Вероятно, Господь молился об избрании двенадцати апостолов. Он молился об избрании двенадцати человек из множества людей, которые получили от Него служение жизни.

  Как мы знаем, одним из двенадцати человек, избранных Господом, был Иуда Искариот, который предал Его (Мк. 3:19). Несомненно, Господь Иисус знал, что Иуда предаст Его. Я думаю, что, прежде чем сделать Свой выбор, Господь советовался с Отцом в молитве. На самом деле, назначая двенадцать, Он исполнял не собственную волю, а волю Бога Отца. Я думаю, что Отец велел Ему выбрать определённых людей, в том числе Иуду. Господь осуществил Свой выбор согласно воле Отца.

Учиться воздвигать других

  Нам нужно брать пример с Господа: мы не должны осуществлять своё служение сами. Даже Господь Иисус не всегда осуществлял Своё служение Сам. Сначала Он избрал двенадцать, а затем — семьдесят. Отсюда мы видим, что и в служении, и в церковной жизни нам нужно учиться самим быть усердными и верными, а также учиться воздвигать тех, кто будет нам помогать.

  Осуществлять своё служение самим не очень трудно. На самом деле, учителя и проповедники склонны всё делать сами. Сегодня среди христиан не принято делиться своим служением с кем-то ещё; не принято обучать, назначать и совершенствовать кого-то, кто смог бы осуществлять то же самое служение. Но, как показывает Павел в 4-й главе Послания к эфесянам, служение апостолов, пророков, благовестников и пастырей и учителей состоит в том, чтобы совершенствовать святых, которые затем осуществляют работу служения. Служение Господа состояло в том, чтобы совершенствовать апостолов, а служение апостолов состояло в том, чтобы совершенствовать святых. Отсюда видно, что Бог движется по земле не через каких-то отдельных людей, а через группы людей.

  В Евангелиях мы видим сначала группу из двенадцати человек, а затем — из семидесяти. Назначив апостолов проповедовать, Господь, несомненно, совершил важное вспомогательное действие для Своего благовестнического труда. В этом нам всем нужно брать пример с Господа. Старейшинам в поместных церквях нужно учиться воздвигать других. Спустя какое-то время о церкви должны заботиться уже не только одни старейшины; старейшины должны воздвигнуть тех, кто будет нести эту ответственность вместе с ними.

Не природный взгляд, а взгляд, основанный на духовной проницательности

  В самом начале Своего служения Господь избрал двенадцать человек. Разумеется, те, кого Он избрал, были не вполне зрелыми. Двоим из них — Иакову, сыну Зеведея, и Иоанну, брату Иакова, — было дано имя «Воанергес», что означает «сыновья грома». Греческое слово «Воанергес» имеет арамейское происхождение. Господь дал это имя Иакову и Иоанну из-за их импульсивности (см. Лк. 9:54-55; Мк. 9:38). В 9-й главе Евангелия от Марка мы видим пример того, как «гремел» Иоанн. Но к тому моменту, когда он писал своё Евангелие, Послания и Откровение, этот гром уже перестал греметь.

  Среди двенадцати человек, избранных Господом Иисусом, был также Симон Кананит (Мк. 3:18). Слово «кананит» происходит от еврейского слова «канна», что означает «ревностный». Это слово не имеет отношения к земле Ханаана. Кананиты — члены галилейской секты, известные как зилоты (Лк. 6:15; Деян. 1:13). Зилоты были настроены крайне патриотично и любили иудейские традиции и практики. Господь избрал одного из этих зилотов в качестве апостола.

  Один из двенадцати, Матфей, раньше был сборщиком налогов. Перечисляя двенадцать апостолов, Матфей уточняет о себе, что он сборщик налогов (Мф. 10:3). Возможно, это означает, что он с благодарностью вспоминал своё спасение. Даже презренный и грешный сборщик налогов смог стать апостолом Спасителя-Раба.

  Последним из двенадцати Марк упоминает Иуду Искариота. Греческое слово «искариот» имеет, вероятно, еврейское происхождение и означает «человек из Кириафа». Кириаф находился в уделе Иуды (Иис. Н. 15:25). Таким образом, Иуда был единственным апостолом из Иудеи; все остальные были галилеянами.

  Возможно, когда мы думаем о том, какие братья могли бы стать старейшинами в поместной церкви, нам кажется, что ни один из них для этого не подходит. Например, мы говорим: «На первый взгляд, это очень хороший брат, и он сильно любит Господа. Но что можно сказать о его прошлом?» Если бы у Господа Иисуса был такой же подход к ученикам, тогда кто был бы избран? Матфей, несомненно, не вошёл бы в число апостолов. Как мог Господь избрать сборщика налогов в качестве одного из двенадцати апостолов? Возможно, мы думаем, что Господь должен был избрать книжника. Но на самом деле один из тех, кого Он избрал, был сборщиком налогов.

  Нам нужно научиться у Господа тому, что природный взгляд отличается от взгляда, основанного на духовной проницательности. Господь осуществил Свой выбор не на основании природного человеческого взгляда, а на основании Своей духовной проницательности. Иаков и Иоанн были чрезвычайно вспыльчивы и из-за этого гремели, как гром. Мы никогда не избрали бы их в качестве апостолов, но Господь избрал их. С природной точки зрения, никто не мог бы стать апостолом Господа Иисуса. Иаков и Иоанн, Симон Зилот, сборщик налогов Матфей — ни один из них не смог бы стать апостолом. Слава Господу, Господь осуществлял Свой выбор не согласно природной точке зрения.

  Если в церковной жизни мы будем оценивать святых по-природному, то мы будем считать, что только мы на что-то способны. Предположим, например, что в какой-то местности есть только один старейшина. Возможно, этот старейшина говорит, что нужны ещё как минимум двое старейшин. Однако затем этот брат говорит: «В этом человеке есть что-то хорошее, но на самом деле не такой уж он и хороший». В конечном итоге, согласно природной точке зрения, только сам этот брат окажется достоин быть старейшиной. Годы идут, а он так и остаётся единственным, кто достоин выполнять обязанности старейшины. У него не будет ни двенадцати, ни тем более семидесяти помощников. Он единственный в этой поместной церкви, кто достоин быть старейшиной.

  Господь Иисус, напротив, избрал в качестве Своих апостолов тех, кто меньше всего подходил для этого. Двенадцать не подходили для этого, и мы тоже не подходим для этого. Однако для Господнего движения нужны помощники. Поэтому одно из вспомогательных действий Господа для осуществления Его служения состояло в том, чтобы избрать некоторых неподходящих людей в качестве Своих апостолов.

  В итоге то, что произошло в день Пятидесятницы, подтвердило, что Пётр — настоящий апостол. Я не думаю, что Пётр был высокообразованным человеком. Однако вскоре после того, как Господь Иисус был распят и воскрешён, Пётр в день Пятидесятницы смог встать как ведущий апостол. В Римско-католической церкви Петра считают первым папой. Но этот «папа» был рыбаком, который был избран Господом и апостольство которого было затем подтверждено в день Пятидесятницы.

  Очень важно, чтобы мы научились воспринимать служение Господа и церковь не согласно природным представлениям. Господь не избрал в качестве одного из двенадцати Никодима. Господь не избрал ни одного образованного человека. Напротив, те, кого Он избрал, казались довольно странными людьми. Как мы уже увидели, Иакова и Иоанна даже называли «сыновьями грома». Когда они говорили, это часто было похоже на раскаты грома. Возможно, мы бы на месте Господа сказали: «С этими двумя нужно подождать, пока они не перестанут «греметь». Когда они изменятся и их «гром» утихнет, тогда мы сможем использовать их в служении». Это наши природные представления. Но у Господа Иисуса совсем другой взгляд. Можете ли вы в своей местности использовать сыновей грома для служения в церкви? Нам нужно учиться у Господа тому, как использовать в благовестническом труде даже таких людей.

  Как мы уже увидели, Господь Иисус ушёл от толпы, а затем попросил, чтобы Ему приготовили небольшую лодку. Его действия не были природными. Он всё делал в духе. Точно так же, назначая двенадцать, Он делал это не по-природному, а целиком и полностью в духе. Он знал, что Иуда предаст Его, однако всё равно назначил его в качестве одного из двенадцати. С природной точки зрения, никто не назначил бы такого человека, как Иуда. Но Господь Иисус действовал согласно духу и потому избрал даже его.

Не ест из-за неотложных нужд

  В Мк. 3:20-21 говорится: «И приходит Он в один дом, и опять сходится толпа, так что они не могли даже поесть хлеба. И Его родные, услышав об этом, пошли забрать Его, ибо они говорили: Он не в Себе». Это показывает занятость, а также старательность и верность Спасителя-Раба как Раба Божьего в Его благовестническом труде.

  Проанализировать или систематизировать действия Господа нелегко. Кажется, что поведение Господа в 3:7-12, когда Он избегал толпы, противоречит Его поведению в 3:20-21. Сначала Он избегал толпы. Но когда Он был в доме и сошлась толпа, Он не пытался уйти от неё. На основании того, как Он поступил в 3:7-12, мы думаем, что Он должен был уйти от толпы, чтобы закончить есть. Мы думаем, что Он должен был сказать: «Сейчас Я ем, и у Меня нет для вас времени». Однако Он поступил иначе. Он перестал есть и позаботился о неотложных нуждах людей в толпе.

  Когда родные Господа узнали о происходящем, они пошли забрать Его, поскольку они говорили, что Он не в Себе. Восклицание «Он не в Себе» выражало природное беспокойство о Спасителе-Рабе со стороны Его родных. Как мы увидим в следующем сообщении, это дало книжникам возможность хулить Его (ст. 22).

  Родные Господа (возможно, Его братья по плоти) думали, что Он не в Себе. Они были обеспокоены, потому что Он заботился не о том, чтобы поесть, а только о толпе.

  Мы не должны пытаться анализировать кажущиеся противоречия в поведении Господа с природной точки зрения. Когда Господа теснила толпа, Он старался избежать толпы. Но когда толпа дала Ему возможность преподнести людям жизнь, Он не заботился о том, чтобы поесть. Мы должны видеть разницу между этими двумя моментами; когда Господа теснит толпа — это одно, а когда у Него появляется возможность преподнести жизнь — это совсем другое.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках