Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Марка»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 28

Движение благовестнического труда Спасителя-Раба

(12)

  Тексты Писания: Мк. 9:38-50

  В этом сообщении мы рассмотрим отрывок 9:38-50.

Терпимость Спасителя-Раба

  Как мы уже говорили в предыдущем сообщении, в стихе 38 Иоанн сказал Господу Иисусу: «Учитель, мы видели, как некто Твоим именем изгонял бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами». Этот импульсивный поступок Иоанна, сына грома, резко отличался от добродетели Спасителя-Раба, которого он сопровождал. Подтверждением этому служит ответ Господа в стихе 39: «Не запрещайте ему, ибо нет никого, кто совершит явление силы Моим именем и сможет вскоре злословить Меня». В этом проявилась терпимость Спасителя-Раба при осуществлении Его благовестнического труда по отношению к тем верующим, которые отличались от верующих, более близких к Нему.

  В стихах с 40 по 50 мы видим много непонятных моментов. В стихе 40 Господь Иисус говорит: «Ибо кто не против нас, тот за нас». Многие годы этот стих беспокоил меня, и я не мог понять его, так как мне казалось, что он противоречит словам Господа в Мф. 12:30. На самом деле, эти стихи не противоречат друг другу. Оба стиха исходят из уст Спасителя-Раба и могут рассматриваться как общие принципы. Общий принцип, изложенный в 9:40, говорит о внешнем единообразии в практике и относится к тем, кто не против Спасителя-Раба (ст. 39). Общий принцип, изложенный у Матфея, говорит о внутреннем единстве стремлений и относится к тем, кто против Него (Мф. 12:24). Чтобы поддерживать внутреннее единство, нам необходимо следовать словам, приведённым у Матфея, а что касается внешнего единообразия, мы должны следовать словам, приведённым здесь, проявляя терпимость к верующим, отличающимся от нас.

  В 9:41 Господь продолжает: «Ибо кто напоит вас чашей воды за то, что вы носите имя, что вы Христовы, — истинно говорю вам, что он ни в коем случае не потеряет своей награды». В стихе 38 показано, что Иоанн вёл себя как тот, кто решает, что делать с тем или иным человеком. Но мудрые слова, сказанные Спасителем-Рабом в стихе 40, обратили его и остальных учеников, поставив их самих в положение тех, о ком нужно заботиться. Это подразумевает, что все — будь то ученики или другие верующие — были окружены заботой Господа, потому что все они Христовы. О чём бы ни шла речь: о том, как ученики обходятся с другими верующими, или о том, как другие верующие обходятся с учениками, — за всё, что делается во имя Господа, даже если один человек напоит другого чашей воды, Господь даст награду.

  В стихе 41 Господь говорит о том, что кто-то может напоить одного из учеников чашей воды за то, что он носит имя, что он Христов. Отсюда видно, что Спаситель-Раб признал человека, которому Иоанн запретил, подлинным верующим, принадлежащим Ему. Это должно было послужить Иоанну уроком.

Грядущая награда

  В 9:41 Господь говорит, что если кто-нибудь напоит одного из учеников чашей воды, то «он ни в коем случае не потеряет своей награды». Эта награда будет дана в грядущем веке царства (Лк. 14:14). Награда, о которой говорится здесь, — это что-то, что даётся в дополнение к вечному спасению. Вечное спасение обретается через веру и никак не связано с нашими делами (Эф. 2:8-9), а награда даётся за то дело, которое мы делаем после своего спасения (1 Кор. 3:8, 14). Хотя мы спасены, мы можем не получить награду, а потерпеть утрату в том случае, если у нас не будет дела, одобренного Господом (1 Кор. 3:15). Награда будет дана нам при возвращении Господа согласно нашим делам (Мф. 16:27; Отк. 22:12; 1 Кор. 4:5). Что мы получим, решится у судного престола Христа (2 Кор. 5:10), а наслаждаться полученным мы будем в грядущем царстве (Мф. 25:21, 23).

  В Мк. 9:42 Господь продолжает: «И кто послужит преткновением для одного из этих маленьких людей, которые верят в Меня, тому лучше, если ему на шею наденут большой жёрнов и бросят в море». Здесь Спаситель-Раб сменил тему, перейдя от Иоанна и других учеников к Своим верующим в целом, которых Он всех считал маленькими людьми (это не связано с детьми в стихе 37), включая Иоанна, других учеников и того, кому они запретили. Это можно считать предостережением Иоанну и другим ученикам, чтобы они не послужили преткновением для кого-либо из Его верующих, которые следовали за Ним иным путём.

Служить преткновением для других и для себя

  В стихе 43 говорится: «И если твоя рука служит для тебя преткновением, отруби её; лучше тебе увечным войти в жизнь, чем, имея две руки, пойти в Геенну, в неугасимый огонь». Здесь причиной преткновения служит уже не человек, а член плотского тела верующего. Верующие не должны заставлять друг друга претыкаться и не должны претыкаться сами из-за собственных плотских членов. Отсюда видно, насколько драгоценны верующие в глазах Спасителя-Раба. Все они должны быть полностью сохранены для Него. Над всеми факторами, из-за которых верующие могут преткнуться, должна быть проделана серьёзная работа.

  В стихе 43 под «жизнью» понимается вечная жизнь, которой побеждающие верующие будут наслаждаться в грядущем царстве. Унаследовать вечную жизнь (Мф. 19:29) — значит получить наслаждение божественной жизнью в качестве награды в грядущем веке (Лк. 18:29-30), в проявлении царства.

  Греческое слово «Геенна» соответствует еврейскому слову «Ге-Хинном», то есть «долина Хиннома». Это глубокая и узкая долина вблизи Иерусалима, которая служила городской свалкой, куда выбрасывались для сожжения всякие нечистоты и тела преступников. Другое её название — Тофет (4 Цар. 23:10; Ис. 30:33; Иер. 19:13). Поскольку в ней непрерывно горел огонь, она стала символом для места вечного наказания, для огненного озера (Отк. 20:15).

  Выражение «неугасимый огонь» в Мк. 9:43 является приложением к слову «Геенна» и обозначает здесь, судя по контексту, устроительное наказание для побеждённых верующих (например, верующий может пострадать от второй смерти, о чём говорится в Отк. 2:11). Согласно тому, как это выражение употреблено здесь, оно не подразумевает вечную гибель.

  В 9:45 Господь говорит: «И если твоя нога служит для тебя преткновением, отруби её; лучше тебе войти в жизнь хромым, чем, имея две ноги, быть брошенным в Геенну». Эти слова очень похожи на то, о чём говорится в стихе 43. (В некоторых рукописях вставлены стихи 44 и 46: «Где их червь не умирает и огонь не гаснет».)

  В стихе 47 Господь продолжает: «И если твой глаз служит для тебя преткновением, вырви его; лучше тебе одноглазым войти в царство Божье, чем, имея два глаза, быть брошенным в Геенну». Войти в царство Божье — значит войти в наслаждение вечной жизнью в грядущем веке.

  В стихе 48 говорится о Геенне: «Где их червь не умирает и огонь не гаснет». Эти слова являются цитатой из Ис. 66:24.

Просолены огнём

  В стихе 49 говорится: «Ибо всякий будет просолен огнём». Такое просаливание нужно для того, чтобы убить и уничтожить появившихся в результате греха микробов тления, чтобы сохранить грешащих верующих (см. Лев. 2:13; Иез. 43:24).

  «Огонь» в Мк. 9:49 обозначает огонь плавильной печи (Мал. 3:2), огонь очищающий, устраняющий все примеси, как в 1 Кор. 3:13, 15 (см. Ис. 33:14), который в качестве устроительного наказания в веке царства очистит от примесей верующих, совершающих грех и не кающихся в нынешнем веке. Даже в этом веке Бог уже очищает верующих с помощью испытаний как огнём (1 Пет. 1:7; 4:12, 17). Устроительное наказание огнём в грядущем веке основано на том же принципе, что и применяемое Богом в этом веке воспитание с помощью страданий как огнём.

  В заключение, в стихе 50, Господь Иисус говорит: «Соль хороша, но если соль станет несолёной, чем вернёте ей солёность? Имейте в себе соль и будьте в мире друг с другом». Соль — это вещество, которое в силу своей природы убивает и устраняет микробов тления. Если верующие теряют свою солёность, это значит, что они не способны более выполнять «просаливающую» функцию. В этом случае они становятся такими же, как земные люди, и их невозможно отличить от неверующих.

  Здесь эти слова Господа применяются не так, как в Мф. 5:13 и Лк. 14:34. У Матфея и Луки соль, изображающая влияние верующих на мир, предназначена для просаливания растлённого мира; здесь соль, отождествляемая с очищающим огнём, предназначена для просаливания грешащих верующих, как и Божьи воспитательные меры предназначены для того, чтобы просолить, или очистить, грешащих верующих в этом веке. Поэтому верующие должны «иметь в себе соль», чтобы быть очищенными не только от грехов, но и от всякого разделяющего элемента (такого, например, какой проявил импульсивный Иоанн, когда запретил отличавшемуся от него брату и когда спорил, желая быть больше других) и чтобы, как следствие, быть «в мире друг с другом». Эта очищающая соль очищает речь верующих благодатью (Эф. 4:29), чтобы они оставались в мире друг с другом (Кол. 4:6). Сказанное здесь Господом совсем не похоже на слова Иоанна, обращённые к отличавшемуся от него брату. Таким образом, весь этот раздел в конце 9-й главы (стихи 38-50) представляет собой учение Спасителя-Раба о терпимости верующих ради единства.

Ключ к этому разделу Евангелия от Марка

  Отрывок 9:38-50 следует понимать в свете показанного в 8:27—9:13 видения о Христе, Его смерти и воскресении. Без этого видения понять данный раздел Евангелия от Марка невозможно. Ключом, с помощью которого можно открыть эти стихи, является Христос с Его смертью и воскресением.

  Как мы уже говорили, в 9:38 Иоанн сказал Господу Иисусу, что они видели, как некто изгонял бесов Его именем, но не следовал за ними, и они запретили ему, потому что он не следовал за ними. Иоанн как бы говорил: «Господь, этот человек изгонял бесов Твоим именем. Но он не следует за нами. Он производит разделение, он сектант. Поскольку он причиняет неприятности, мы запретили ему изгонять бесов Твоим именем. Я сказал ему, что он должен либо последовать за нами, либо перестать изгонять бесов Твоим именем».

  Мог ли Иоанн в этой ситуации сказать, что он жил Христа, что это был уже не он, а Христос? Конечно, нет. Был ли Иоанн уничтожен смертью Христа и было ли в него внедрено воскресение Христа? Нисколько. В 9:38 Иоанн по-прежнему был природным сыном грома. Он по-прежнему был в своём «я», более того, в своём разросшемся «я». Когда Господь говорил с учениками о смирении, Иоанн даже осмелился перевести разговор на другую тему (ст. 38).

  Судя по всему, ответ Господа в стихе 39 прозвучал для Иоанна неожиданно: «Не запрещайте ему, ибо нет никого, кто совершит явление силы Моим именем и сможет вскоре злословить Меня». Здесь Господь Иисус как бы говорил Иоанну: «Не нужно запрещать ему. Он не против Меня, а за Меня. Все верующие — Мои».

  В стихе 41 Господь продолжил: «Ибо кто напоит вас чашей воды за то, что вы носите имя, что вы Христовы, — истинно говорю вам, что он ни в коем случае не потеряет своей награды». Возможно, тем самым Господь хотел сказать: «Не запрещайте этому человеку изгонять бесов Моим именем, лучше напоите его чашей воды. И если он подаст одному из вас чашу воды, Я запомню это. Все, кто напоит вас чашей воды во имя Моё, получат награду в грядущем веке».

Серьёзное слово о преткновении

  Далее, в стихе 42, Господь говорит серьёзное слово о том, что мы можем послужить преткновением для тех, кто верит в Него: «И кто послужит преткновением для одного из этих маленьких людей, которые верят в Меня, тому лучше, если ему на шею наденут большой жёрнов и бросят в море». Служить преткновением для тех, кто верит в Господа, — это очень серьёзно! Иоанна, вероятно, поразили слова о том, насколько это серьёзно — служить преткновением для другого верующего. Возможно, он сказал себе: «Если я послужу преткновением для другого верующего, то в будущем мне будет хуже, чем человеку, на шею которого надели жёрнов и бросили в море».

  В стихах с 43 по 48 Господь говорит уже не о том, что мы можем послужить преткновением для других, а о том, что мы можем послужить преткновением для самих себя. Он говорит, что для нас может послужить преткновением наша рука, наша нога или наш глаз. Если мы служим преткновением для другого верующего, это серьёзно, и если какой-либо член нашего плотского тела служит преткновением для нас, это тоже серьёзно. Об этом свидетельствует тот факт, что мы можем быть брошены в Геенну, в неугасимый огонь, если один из членов нашего тела послужит для нас преткновением.

Награда и наказание в грядущем веке

  Возможно, некоторые христиане очень удивятся, услышав о том, что верующий может быть брошен в неугасимый огонь. Они могут спросить, каким образом спасённый человек может подвергнуться наказанию огнём. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к словам Господа Иисуса. Это Он сказал, что если один из членов нашего тела служит для нас преткновением, то мы можем быть брошены в неугасимый огонь.

  В 9:41 Господь говорит о награде, а в 9:42-48 Он говорит о наказании. И награда, и наказание относятся к грядущему веку, веку царства. В грядущем веке человек, который напоит одного из учеников чашей холодной воды за то, что он Христов, получит награду. Точно так же наказание, о котором говорится в этих стихах, тоже относится к грядущему веку.

  В 9:43 Господь говорит о том, что мы можем войти в жизнь. Один из аспектов наказания в грядущем веке состоит в том, что мы можем потерять наслаждение вечной жизнью. Как мы уже увидели, здесь речь идёт не о том, что мы получаем вечную жизнь, а о том, что мы входим в вечную жизнь. Мы получили вечную жизнь при возрождении. Однако войти в вечную жизнь мы сможем в грядущем веке, в том веке, когда будет явлено царство Божье. Мы ещё не знаем, войдём мы в наслаждение вечной жизнью в грядущем веке или нет. Нам могут помешать вожделения нашей руки, нашей ноги или нашего глаза. Из-за вожделений наших членов мы можем потерять наслаждение вечной жизнью в грядущем веке царства. Вместо того чтобы войти в это наслаждение, мы подвергнемся наказанию огнём.

  Некоторые люди, услышав, что в грядущем веке верующие могут подвергнуться страданиям, возможно, скажут: «Это серьёзно! Как искупленные люди могут подвергнуться такому наказанию? Разве искупление Христа не является полным и достаточным?» Да, искупление Христа, несомненно, является полным и достаточным. Однако известно, что в этом веке Бог часто наказывает искупленных людей. Согласно 1 Пет. 1:7 и 4:12 и 17, верующие могут подвергнуться очищению испытаниями, подобными огню. Например, в 1 Пет. 4:12 говорится: «Возлюбленные, не считайте странной проверку огнём среди вас, приходящую к вам для испытания, — как будто с вами происходит нечто странное». Выражению «проверка огнём» соответствует греческое слово «пюросис». Это слово означает «горение» и обозначает горение плавильной печи для очищения золота и серебра (Прит. 27:21; Пс. 65:10). Пётр считал гонение, которому подвергались верующие, такой горящей печью, используемой Богом, чтобы очистить их жизнь. Таковы меры, которые Бог применяет к верующим, производя суд Своего правительственного управления, начинающийся с Его собственного дома (1 Пет. 4:17-19).

  Многие учителя Библии понимают, что Божьи искупленные люди могут подвергаться Божьему наказанию в этом веке. Если искупленные люди могут подвергаться Божьему наказанию в этом веке, то почему мы должны считать, что они не могут подвергнуться Божьему наказанию и в грядущем веке? У кого есть основание говорить, что верующие не могут подвергнуться Божьему наказанию в грядущем веке? В Библии об этом нигде не говорится. Напротив, в Библии показано, что Бог знает, как наказывать в этом веке и как наказывать в грядущем веке. Предположим, отец думает, как лучше наказать своего ребёнка. Он может наказать его сразу или может подождать некоторое время. Отец выберет самый подходящий момент для того, чтобы наказать своего ребёнка. Точно так же Бог знает, когда Ему лучше наказать Своих детей и как это лучше сделать.

  В Новом Завете показано, что даже подлинные верующие, те, кто был полностью искуплен Христом, могут подвергнуться Божьему наказанию, Божьему воспитанию. То, что Бог может наказывать верующих, не означает, что искупление Христа является неполным или недостаточным. Искупление Христа является полным и достаточным, но нам, со своей стороны, нужно принимать Христа и позволять Ему заменять нас Собой. Нам нужно молиться, чтобы мы действительно могли сказать: «Уже не я, а Христос». Если мы не будем принимать Христа таким образом, то для нас могут послужить преткновением вожделения нашей руки, нашей ноги или нашего глаза. Тогда в грядущем веке царства мы не будем наслаждаться вечной жизнью, а подвергнемся Божьему наказанию.

Как войти в грядущее царство

  Будем ли мы в грядущем веке наслаждаться вечной жизнью или подвергнемся наказанию, зависит от того, как мы живём сегодня. Нам нужно жить жизнью молитвы и постоянно призывать имя Господа, говоря Ему: «Господь, это уже не я, а Ты. Господь, пусть во всём в моей жизни буду уже не я, а Ты. Господь, я принимаю Тебя как мою замену. Замени меня Собой посредством Твоей смерти и Твоего воскресения. Господь, я понимаю, что я был уничтожен на кресте, и я также понимаю, что в Своём воскресении Ты живёшь во мне. Теперь я могу сказать в своём переживании, что уже не я живу, а Ты, Господь, живёшь во мне».

  Если у вас будет такое переживание, то вы победите вожделения вашей руки, вашей ноги и вашего глаза. Вы будете принимать Христа как свою замену, наслаждаться Им как всем для вас в вашей повседневной жизни и жить Его на практике. Тогда ничто не послужит для вас преткновением и вы не послужите преткновением для других. Вы будете наполнены и пропитаны Христом, поэтому никакая часть вашего существа не послужит для вас преткновением. Вы не будете претыкаться, вместо этого вы сможете славить Господа и говорить: «Аллилуйя, уже не я, а Христос! Аллилуйя за Христа! Аллилуйя за Его смерть и воскресение». Если сегодня у вас будет такое наслаждение, то оно приведёт вас в наслаждение вечной жизнью в грядущем веке царства. Вот что значит войти в грядущее царство и избежать Божьего устроительного наказания в веке царства, то есть временного наказания в течение определённого периода.

  В 9:49 Господь говорит: «Ибо всякий будет просолен огнём». Отсюда видно, что огонь будет выполнять функцию соли, и мы будем просолены этим огнём. Эта соль убивает в нас микробов вожделения. Мы спасены и являемся Божьими детьми, но в нас ещё много «микробов». Поэтому нам нужна «соль огня», «огненная соль», которая убьёт этих микробов и очистит нас. Это не просто будет для нас наказанием — это сохранит нас. Эта огненная соль сохранит нас от вечного тления.

  Если мы увидим то, что показано в этих стихах, то мы будем молиться: «Господь Иисус, пусть в моей повседневной жизни буду уже не я, а Ты. Пусть во всех вещах и в моих отношениях со всеми людьми буду уже не я, а Ты. Господь, я должен быть молящимся человеком. Посредством молитвы я могу победить вожделение, которое есть во мне. Господь, я распят с Тобой, и теперь Ты живёшь во мне».

  Посредством креста мы были уничтожены, а в воскресении Христос вошёл в нас. Теперь мы должны наслаждаться Христом и жить Им. День за днём мы должны жить в Его смерти и воскресении. Тогда мы поистине сможем сказать: «Уже не я, а Христос». Если мы будем жить таким образом, то мы не послужим преткновением для других и для нас не послужат преткновением никакие вожделения, которые есть в нас. Тогда в этом веке мы будем наслаждаться Христом и в грядущем веке мы войдём в полное наслаждение вечной жизнью, в наслаждение грядущим царством.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках