Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Марка»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 35

Подготовка Спасителя-Раба к Его искупительному служению

(2)

  Тексты Писания: Мк. 11:1-26

  В этом сообщении мы продолжим рассматривать подготовку Спасителя-Раба к Его искупительному служению. В предыдущем сообщении мы увидели, что первым шагом Его подготовки был Его полный славы вход в Иерусалим и получение признания и одобрения со стороны людей.

Проклинает смоковницу и очищает храм

  В Мк. 11:12-26 мы видим, что Господь проклинает смоковницу и очищает храм. Господь увидел, что на смоковнице нет ничего, кроме листьев, и в стихе 14 Он сказал ей: «Пусть больше никто не съест от тебя плода вовек!» После того как Он проклял смоковницу, Он вошёл в храм и «начал выгонять тех, кто продавал, и тех, кто покупал в храме, и опрокинул столы менял и скамьи тех, кто продавал голубей» (ст. 15). Затем Он сказал: «Разве не написано: „Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов“? А вы сделали его притоном грабителей» (ст. 17).

  То, что Спаситель-Раб проклял смоковницу и очистил храм, означает, что весь израильский народ, который Бог избрал для Своей цели, стал бесплодным и растленным. На смоковнице, которую проклял Господь, были листья, но не было плодов. У неё была внешняя слава, но не было никакого плода. У неё не было никакой действительности. У неё не было ничего, что могло бы удовлетворить желание Бога.

  Храм, который должен был быть домом молитвы для всех народов, как для евреев, так и для язычников, стал притоном грабителей. В глазах Бога те, кто поклонялся в храме, были грабителями. Божий дом на земле по сути стал притоном грабителей. Поэтому, после того как Господь проклял смоковницу, прекратив её существование, Он очистил храм, чтобы устранить растление.

  Когда Господь делал всё это, никто не осмеливался внешне противиться Ему, поскольку Он уже получил одобрение народа. В стихе 18 об этом говорится: «И услышали это главные священники и книжники и искали способа, как бы им уничтожить Его, ибо они боялись Его, ибо вся толпа изумлялась Его учению».

  То, что смоковница была проклята, означает, что Израиль перестал существовать как государство. С того времени израильский народ уже не имел ничего общего с Божьим новозаветным домостроительством. Господь не только проклял смоковницу, но и очистил Божий дом от растления.

  В первых десяти главах Евангелия от Марка Господь был добрым, милостивым и сострадательным. Но здесь, в 11:12-26, Он выглядит совсем другим: сначала Он проклял смоковницу, а затем очистил храм и даже опрокинул столы менял. Согласно стиху 16, Он «не позволял, чтобы кто-нибудь пронёс сосуд через храм». Господь был очень смелым, сильным и даже суровым. Казалось, Он не проявлял никакой милости.

  Нам нужно увидеть, что, когда Спаситель-Раб проклял смоковницу и очистил храм, это было частью Его подготовки к Его искупительной смерти. Он готовил путь для того, чтобы фарисеи и книжники предали Его смерти.

  Господь очистил храм вечером. В стихе 19 говорится: «И когда наступал вечер, они выходили из города». Вероятно, в тот день Он ночевал в Вифании.

Слово о вере и молитве

  В Мк. 11:20 говорится: «И утром, проходя мимо, они увидели, что смоковница засохла от самых корней». Вспомнив, что Господь Иисус сказал накануне, Пётр сказал Ему: «Равви́, вот, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (ст. 21). В ответ Господь сказал: «Имейте веру в Бога. Истинно говорю вам: кто скажет этой горе: „Поднимись и бросься в море“ — и не усомнится в своём сердце, а будет верить, что то, что он говорит, происходит, — будет ему» (ст. 22-23). Затем Господь заговорил о молитве. В частности, Он сказал, что нам нужно прощать других: «И когда стоите и молитесь, прощайте, если что-то имеете против кого-нибудь, чтобы и ваш Отец, который на небесах, простил вам ваши проступки» (ст. 25). Отсюда видно, что если мы прощаем другим их проступки, то это является основанием, позволяющим нашему небесному Отцу простить нас. Это особенно верно, когда мы молимся. Строго говоря, мы не можем молиться, если в нашем сердце мы что-нибудь имеем против кого-то, то есть если наше сердце обижено на кого-то или не может забыть чьего-то проступка.

Господь наказывает Израиль

  Мы хотим подчеркнуть, что, когда Господь проклял смоковницу, это означало, что Бог решил оставить израильский народ и обратиться к другому народу — к церкви. Церковь состоит из тех, кто был приведён в смерть и воскресение Христа, чтобы участвовать в полном наслаждении Христом. Этот народ включает в себя и евреев, и язычников.

  В Мк. 11:12 говорится, что Господь проголодался. Это означает, что Господь хотел получить плод от детей Израиля, чтобы Бог мог насытиться. Однако на смоковнице не было никакого плода. Как мы уже увидели, эта смоковница является символом израильского народа (Иер. 24:2, 5, 8). На дереве было много листьев, однако оно было бесплодно. Это означает, что в то время у израильского народа многое делалось напоказ, но при этом не было ничего, что могло бы насытить Бога.

  В 11:12-26 повествование о том, как Спаситель-Раб проклял смоковницу, и повествование о том, как Он очистил храм, сливаются. Отсюда видно, что Он одновременно наказывал израильский народ за различные аспекты их растления и бунта. Смоковница была символом израильского народа, а храм был центром в отношениях между Израилем и Богом. Народ Израиля, как посаженная Богом смоковница, не принёс Ему плода, а храм, как центр в отношениях между Израилем и Богом, наполнился растлением. Поэтому Спаситель-Раб проклял бесплодную смоковницу и очистил загрязнённый храм. Такое наказание можно считать предвестием разрушения, предсказанного в 12:9 и 13:2.

Человеческое достоинство и человеческая подлинность Господа и Его божественные мудрость и власть

  В служении Спасителя-Раба для распространения благовестия в Галилее в 1:14—10:52 Его работа заключалась в том, чтобы проповедовать благовестие, учить истине, изгонять бесов и исцелять больных. В этой работе проявились Его человеческие добродетели с Его божественными качествами. Они показали, что Он вправе служить грешникам для Бога в Своём божественном служении, и явили Его красоту в этом служении. В Иерусалиме, во время подготовки к искупительной работе (11:15—14:42), главная работа Спасителя-Раба заключалась в том, чтобы противостоять враждебным иудейским вождям, которые должны были быть строителями Божьего строения (12:9-10), но на деле были захвачены Божьим врагом, Сатаной, и, следуя его подстрекательству, составили заговор, чтобы убить Его. В этом противостоянии, под натиском их коварных и злых вопросов, испытаний и исследований, в Его человеческой подлинности проявилось Его человеческое достоинство (11:15-18), а в Его человеческом поведении и совершенстве проявились Его божественные мудрость и власть (11:27—12:37), так что в конечном счёте те, кто выискивал в Нём вину, и подтвердили Его безупречность. Это дало Ему возможность показать этим слепым противникам, что Он, Христос, Сын Давида, является Господом Давида, то есть Самим Богом (12:35-37), чтобы они знали Его божество в Его человечестве, то есть знали, что Он Бог, живущий в человеке.

  В отношениях Господа с противниками в Его человеческой подлинности, несомненно, проявилось Его человеческое достоинство. Когда они исследовали Его, в Его подлинности проявлялось Его достоинство. Кроме того, в Его человеческом поведении и совершенстве проявились Его божественные мудрость и власть. В результате те, кто пришёл найти в Нём вину, были вынуждены подтвердить Его безупречность.

Большая неожиданность для учеников

  В 11:1-26 мы видим три основных момента: Господь входит в Иерусалим и ночует в Вифании, проклинает смоковницу и очищает храм. Вероятно, всё случившееся очень удивило и даже поразило последователей Спасителя- Раба. Пётр, Иоанн, Иаков и другие ученики следовали за Господом Иисусом три с половиной года. На протяжении этих лет они наблюдали за тем, как Господь вёл Себя, что Он делал и как Он обращался с людьми. Они пришли с Ним из Галилеи, презираемой области, в Иудею и даже в Иерусалим, самое важное место в стране. Иерусалим был местом, где находился храм и где собирался синедрион — высший иудейский совет. В Иерусалиме жили многие важные люди. И в такой великий город пришла группа презираемых галилеян во главе с плотником.

  Когда Господь и Его ученики приближались «к Иерусалиму, близ Виффагии и Вифании, у Элеонской горы, Он посылает двоих из Своих учеников и говорит им: Идите в селение, которое напротив вас, и сразу же при входе в него найдёте привязанного ослёнка, на которого никто из людей ещё не садился; отвяжите его и ведите сюда». Эти ученики, не говоря ни слова, сделали так, как сказал Господь. Они были приучены не высказывать своих мнений. Возможно, если бы Господь обратился к ним с такой просьбой раньше, они спросили бы Его, почему Он просит их сделать это. Но теперь, пройдя через многое, особенно через исцеление в Иерихоне, они просто послушались Господа, пошли в селение, отвязали ослёнка и привели его. Отсюда видно, что обучение, которое ученики прошли в предыдущих главах, принесло результат. Господь дал двум ученикам необычное повеление; это повеление показалось бы большинству людей сомнительным или неприемлемым. Однако ученики были обучены Господом, поэтому они не высказали никаких мнений по поводу того, что Господь велел им сделать.

  В Мк. 11:7 говорится: «И ведут ослёнка к Иисусу и набрасывают на него свою одежду, и Он сел на него». В одном из предыдущих сообщений мы увидели, что слепой Вартимей, услышав, что его зовёт Господь, отбросил свою одежду. Здесь мы видим, что ученики набросили свою одежду на ослёнка. Это означает, что они больше не стремились к какому-либо положению. Они были согласны с тем, что всё положение принадлежит Господу. Их единственным стремлением было возвышать Его.

  В стихе 8 говорится, что «многие расстелили на дороге свою одежду». Можно сказать, что толпа последовала примеру учеников, которые сбросили с себя свою одежду. Затем люди, оказывая Господу восторженный приём, стали кричать: «Осанна! Благословен Приходящий в имени Господа! Благословенно грядущее царство нашего отца Давида! Осанна в вышних!» (ст. 9-10).

  Ученики, должно быть, удивились тому, что люди оказали Спасителю-Рабу такой приём. Конечно, они и представить себе не могли, что толпа в Иерусалиме так восторженно примет Господа Иисуса, плотника из Галилеи.

  Когда Господь проклял смоковницу, это, скорее всего, тоже удивило учеников. Возможно, последователи Господа из Галилеи говорили про себя: «Мы следуем за Господом уже три с половиной года, но мы никогда не видели, чтобы Он делал что-либо подобное. Почему Он проклял смоковницу? Смоковница — это символ нашего народа, и мы относимся к этому символу с большим уважением. А Господь проклял её. Его поведение, несомненно, очень изменилось. Теперь Он ведёт Себя совсем не так, как раньше».

  После того как Господь проклял смоковницу, Он вошёл в храм и начал выгонять тех, кто продавал, и тех, кто покупал в храме. Он даже опрокинул столы менял и скамьи тех, кто продавал голубей (ст. 15). Представьте себе, что должны были подумать ученики, увидев это. Возможно, они говорили про себя: «Неужели это наш Учитель? Он всегда был добрым, мягким и сострадательным. Что Он делает?» Разумеется, ученики не осмелились ничего сказать Господу.

Господь готовит окружающую обстановку, противников и своих последователей

  Как мы уже увидели, когда Господь проклял смоковницу и очистил храм, Он тем самым осуществлял необходимую подготовку к Своему искупительному служению. В частности, то, что Он очистил храм, возмутило главных священников и книжников, которые искали способа, как бы им уничтожить Его (ст. 18). На самом деле то, что Господь очистил храм, заставило Его противников ещё активнее искать возможности предать Его смерти. Благодаря этой подготовительной работе, ускорившей деятельность противников, Господь умер именно в день Пасхи. Таким образом, очищение храма, несомненно, было подготовкой к искупительной смерти Господа.

  Предположим, Господь Иисус вошёл бы в храм и стал просто смотреть по сторонам, ведя Себя при этом очень учтиво. Тогда Его последователи, вероятно, сказали бы: «Господь, всё превосходно. Давай пойдём куда-нибудь отдохнуть». Я не думаю, что в этом случае противники постарались бы сделать что-нибудь, чтобы предать Господа Иисуса смерти. Возможно, они даже оставили бы Его в покое на долгое время. Тогда Господь не был бы распят в день Пасхи. Поэтому, чтобы подготовить окружающую обстановку, Господь очистил храм и тем самым вызвал возмущение у противников, в результате чего они предали Его смерти в назначенное Богом время.

  Господь готовил не только Своих противников, но и Своих последователей. Несомненно, то, что Господь проклял смоковницу и очистил храм, произвело глубокое впечатление на Его последователей. Разумеется, в тот момент они не понимали значения этих событий. Но позже, после распятия и воскресения Господа, они, скорее всего, вспомнили о них. Тогда они начали понимать, почему Он проклял смоковницу и очистил храм.

  В 11-й главе Евангелия от Марка мы видим, что Пётр, Иоанн, Иаков и другие ученики находились под сильным влиянием традиций. Для них Иерусалим был городом, благословенным Богом, а смоковница была символом израильского народа — народа, избранного Богом. Их разум был наполнен традиционным пониманием. Возможно, они были поражены, когда Господь проклял смоковницу и очистил храм. Теперь нам нужно понять, что, сделав это, Господь не только вызвал возмущение у Своих противников и побудил их предать Его смерти, но и помог Своим последователям осознать, что Бог полностью оставил израильский народ. Израильский народ был проклят, осуждён и вскоре должен был быть уничтожен.

  В тот день, когда Господь Иисус проклял смоковницу и очистил храм, ученики не поняли, что произошло. Но позже они, несомненно, вспомнили об этом и поняли, что Бог оставил Израиль. Таким образом, когда Господь проклял смоковницу и очистил храм, Он тем самым готовил тех, кто должен был предать Его смерти, а также Своих последователей, чтобы они приняли Его смерть и воскресение.

  Обстановка в 11-й главе резко отличается от того, что мы видели в главах с 1-й по 10-ю. В первых десяти главах Евангелия от Марка Господь Иисус был кротким, милостивым, мягким и сострадательным. А в 11-й главе Он вёл Себя совершенно иначе. В этой главе Господь хотел подготовить окружающую обстановку, обстоятельства, противников и Своих последователей к великому событию — к Своей искупительной смерти.

  Эта подготовительная работа продолжалась шесть дней. Эти шесть дней можно сравнить с шестью днями, за которые Бог сотворил вселенную. В течение шести дней, остававшихся до Его смерти, Господь готовил всю окружающую обстановку и всех, кто имел отношение к Его смерти. Осуществляя эту подготовку, Он не учил, не проповедовал и ничего не объяснял — Он действовал.

Реакция учеников

  Когда ученики ночевали в Вифании, они, вероятно, говорили между собой о том, что Господь сделал, когда Он проклял смоковницу и очистил храм. Пётр, возможно, сказал Иоанну и Иакову: «Почему Господь проклял смоковницу и очистил храм? Смоковница — это символ нашего народа, а Он проклял её. Потом Он сразу пошёл в храм, остановил всякое движение в храме и опрокинул столы. Он даже сказал, что они сделали храм притоном грабителей. Что всё это значит? Давайте не будем спрашивать об этом Господа. Лучше подождём до завтра и посмотрим, что будет дальше. Мы не знаем, что ещё Он сделает». Я думаю, что между учениками мог произойти подобный разговор.

  Если бы вы были с учениками, разве вы не захотели бы поговорить с ними о том, что произошло? Если бы я был там, я, наверно, не мог бы ни есть, ни спать. Я бы пошёл к остальным и спросил их, что они думают обо всём, что случилось в тот день. Кроме того, я бы с нетерпением ждал следующего дня, желая узнать, что Господь сделает дальше. Я хочу подчеркнуть здесь следующее: подготавливая все обстоятельства и всех людей, особенно Своих учеников, к Своей смерти, Господь действовал необычно.

  Многие христиане, читая Библию, принимают сказанное в ней как нечто само собой разумеющееся. Они читают о том, как Господь вошёл в Иерусалим, проклял смоковницу и очистил храм, и не задумываются о значении всего этого. Давайте научимся изучать Библию, не принимая сказанного в ней легковесно. Нам нужно вникать в прочитанное, размышлять над ним и стремиться понять его. Размышляя над значением событий, описанных в 11:1-26, мы увидим, что Господь осуществлял подготовку к величайшему событию во вселенной — к Своей искупительной смерти.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках