Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Марка»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 39

Подготовка Спасителя-Раба к Его искупительному служению

(6)

  Тексты Писания: Мк. 13:1-37

  Прежде чем мы начнём рассматривать следующий раздел (13:1-37), в котором Господь Иисус говорит о том, что будет, я хотел бы сказать ещё несколько слов в отношении 12-й главы.

Предостерегает относительно книжников

  В Мк. 12:35 Господь Иисус, уча в храме, сказал: «Как это книжники говорят, что Христос — сын Давида?» Затем Господь Иисус спросил, как Христос может быть сыном Давида, если сам Давид называет Его Господом. Вопрос Господа о Христе заставил противников замолчать. В стихе 37 говорится: «И большая толпа с удовольствием слушала Его».

  Сразу после сказанного в 12:35-37 в стихе 38 говорится: «И в Своём учении Он говорил: Берегитесь книжников, которым нравится ходить в длинных одеяниях и нравятся приветствия на рыночных площадях». Несомненно, Господь сказал это в связи с тем, что книжники, которые, казалось бы, должны были знать Библию, очень мало знали о Христе. Они кое-что знали о человечестве Христа, но они ничего не знали о Его божественности. Поэтому у них не было надлежащего знания действительности Христа. По этой причине Господь Иисус предостерёг людей, сказав им, чтобы они остерегались книжников.

  Как следует из слов Господа, книжникам не только нравилось ходить в длинных одеяниях и слышать приветствия на рыночных площадях; им также нравились главные места в синагогах и почётные места на обедах (ст. 39). Кроме того, книжники «пожирают дома вдов и для видимости долго молятся» (ст. 40). Отсюда следует, что у книжников была только видимость; у них не было действительности. То, что книжникам нравилось ходить в длинных одеяниях, означает, что они ценили положение, почёт и славу. Им также нравилось, когда люди относились к ним с уважением и вниманием. Это убедительно свидетельствует о том, что они были пустыми, суетными учителями Библии, у которых не было никакой действительности Христа. В их житии не было действительности. Напротив, они искали положения, уважения, почёта и славы.

  Всем нам нужно прислушаться к предостережению Господа относительно книжников. Вполне возможно, что даже среди нас в Господнем восстановлении есть люди, которые в определённом смысле подобны книжникам. Возможно, они в какой-то степени знают Библию и умеют красиво говорить, привлекая этим людей. Но у них нет действительности Богочеловека, Того, кто является и Богом, и человеком, всеобъемлющего Христа как нашей всеобщей замены. Мы должны прислушаться к предостережению о тех, кто не имеет внутренней действительности Христа, но при этом ищет положения, уважения, почёта и славы.

  Как мы уже увидели, в 12:41-44 Господь Иисус похвалил нищую вдову за её преданность. Вероятно, эта вдова не очень хорошо знала Библию. Однако у неё была действительность, поскольку её сердце было искренним, честным и верным по отношению к Богу. В её повседневной жизни была внутренняя действительность. Эта вдова противопоставляется книжникам с их пустым знанием.

Готовит Своих учеников

  Многие считают, что 13-я глава Евангелия от Марка представляет собой пророчество. Однако эта глава является не только пророчеством, но и частью подготовки Спасителя-Раба к Его искупительному служению. В 13:1— 14:42 Господь Иисус готовил учеников к Своей смерти. Как мы уже увидели, в 11:1—12:44 подготовка Спасителя-Раба к Его искупительной работе включала в себя три момента: Он вошёл в Иерусалим и ночевал в Вифании (11:1-11), проклял смоковницу и очистил храм (11:12-26) и подвергся испытанию и исследованию (11:27—12:44). Эта подготовительная работа включала в себя и последователей Господа, и Его противников. Если мы внимательно изучим 11-ю и 12-ю главы, мы увидим, что, с одной стороны, противники были побеждены Господом, но, с другой стороны, они стали ещё активнее искать возможности предать Его смерти. Господь всё приготовил для того, чтобы противники предали Его смерти в назначенное время — в день Пасхи.

  Противники были вынуждены замолчать, но они не прекратили своих попыток предать Господа смерти. На самом деле, происшедшее побудило их действовать ещё активнее в их стремлении убить Его.

  Что касается противников и окружающей обстановки, то всё было подготовлено. Господь нашёл людей и одержал верх в сложившейся ситуации. Те, кто испытывал и исследовал Его, не смогли найти в Нём ни одного изъяна. У них не было законного основания что-либо сделать с Ним. Однако столкновение с Господом подготовило их, побудив их сделать всё необходимое, чтобы убить Его.

  В 11-й и 12-й главах Господь тщательно готовил окружающую обстановку и противников для Своей смерти. Затем, в 13:1—14:42, Господь уже не обращал внимания на противников; Он обратился к Своим ученикам и оставался наедине с ними, чтобы подготовить их к Своей смерти.

  Готовясь к Своей искупительной работе (11:15—14:42), Спаситель-Раб, после столкновения с противниками (11:15—12:37), оставался со Своими последователями и готовил их к Своей смерти (13:1—14:42) — событию, которое должно было потрясти и разочаровать их. Чтобы подготовить их, Он рассказал им о том, что будет (13:2-37); наслаждался их любовью, проявлением которой стал пир, и был помазан дорогим чистым нардом (14:3-9); учредил Свою вечерю (1 Кор. 11:20), чтобы они вспоминали Его (Мк. 14:12-26); и предупредил их, что они преткнутся, и велел им бодрствовать и молиться (14:27-42). Сразу же после этой подготовки Его схватили, чтобы затем распять (14:43—15:28).

То, что будет

  Готовя учеников к Своей смерти, Спаситель-Раб в 13-й главе сначала рассказал им о том, что будет, — о том, что будет происходить в мире в течение века церкви, от Его воскресения до Его возвращения. Господь Иисус не оставил Своих учеников во тьме; напротив, Он рассказал им о следующих вещах: о разрушении храма (ст. 1-2), которое должно было произойти в 70 году по Р.Х.; о бедствиях в начале родовых мук, которые должны были начаться после Его воскресения и продолжаться до великой скорби (ст. 3-8); о проповеди благовестия и о гонениях в веке церкви (ст. 9-13); о великой скорби и о Своём втором пришествии — и то и другое произойдёт в последние три с половиной года этого века (ст. 14-27); и о том, что нужно бодрствовать, молиться и ожидать Спасителя-Раба на протяжении всего века церкви (ст. 28-37). Для страдающих последователей Спасителя-Раба такие озаряющие слова были подобны «светильнику, сияющему в тёмном месте, пока не рассветёт день» (2 Пет. 1:19).

  В 13:1 положение Господа Иисуса было очень серьёзным. Однако Господь вёл Себя в этих обстоятельствах очень спокойно. Он вывел некоторых из Своих учеников из Иерусалима и привёл их на Элеонскую гору — на более высокий уровень с чистой атмосферой. Сидя с ними на Элеонской горе, Он говорил о будущем, чтобы подготовить их к тому, что должно произойти. Именно в такой обстановке Господь в присутствии Своих учеников произнёс пророчество, записанное в 13-й главе Евангелия от Марка. Теперь давайте рассмотрим эту главу стих за стихом.

Выходит из храма

  В Мк. 13:1 говорится: «И когда Он выходил из храма, один из Его учеников говорит Ему: Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» То, что Господь вышел из храма, означает, что Он оставил его. Таким образом исполнились Его слова в Мф. 23:38 о том, что Он оставляет храм отвергающим Его иудеям как их дом опустошения. Это было равнозначно тому, как в древности Божья слава оставила храм (Иез. 10:18).

  В Мф. 23:38 Господь Иисус говорит: «Вот, оставляется вам ваш дом пустым». Поскольку слово «дом» здесь употреблено в единственном числе, оно явно относится к дому Божьему, то есть к храму (Мк. 11:15, 17). Раньше он был домом Божьим, но теперь он был назван «ваш дом», потому что иудеи сделали его притоном грабителей.

  Когда один из Его учеников заговорил с Ним о прекрасных камнях и зданиях, Господь Иисус сказал ему: «Видишь эти большие здания? Ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен» (ст. 2). Это было исполнено в 70 году по Р.Х., когда Тит и римское войско разрушили Иерусалим.

  То, что Господь сказал в 13:2, перекликается со словами «оставляется вам ваш дом пустым» в Мф. 23:38. Храм был оставлен пустым, когда Иерусалим был разрушен.

  Как мы уже увидели, Господь Иисус был восторженно принят людьми, Он проклял смоковницу и очистил храм. Очищение храма возмутило противников. Поэтому на следующий день после очищения храма у Него было столкновение с противниками, которые исследовали Его и задавали Ему разные вопросы. Всё это происходило на глазах у Его ближайших последователей. Однако в 13:1 один из них всё ещё мог сказать: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!»

  Господь Иисус старался донести до Своих последователей, что Он больше не имеет ничего общего ни с еврейским народом, ни с храмом. Он проклял смоковницу, символ еврейского народа, и очистил храм. Эти поступки свидетельствовали о том, что на тот момент Он, как Бог, оставил Израиль и храм.

  В Мк. 13:1 говорится, что Господь Иисус «выходил из храма». Выйдя из храма, Он оставил его. Как мы уже говорили, храм перестал быть Божьим домом; он был назван «вашим домом» — домом тех, кто сделал его притоном грабителей. Поэтому их дом был оставлен им на опустошение. После того как Господь вышел из храма, Он больше никогда не возвращался в него. Как Господь и предсказывал, храм был полностью разрушен.

  Ученики Господа были свидетелями того, как Он проклял смоковницу и очистил храм, но они не поняли значения всего этого. Поэтому они продолжали восхищаться камнями и зданиями. По этой причине Господу Иисусу пришлось поговорить с ними ещё раз, чтобы подготовить их к Своей смерти.

  В 13:2 Господь говорит ученику: «Видишь эти большие здания? Ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен». Это пророчество было исполнено в 70 году по Р.Х. Древнееврейский историк Иосиф Флавий описывает в своих трудах подробности разрушения Иерусалима и храма. Иерусалим был разрушен до основания.

Сидит со Своими учениками на Элеонской горе

  В Мк. 13:3 и 4 говорится: «И когда Он сидел на Элеонской горе напротив храма, Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей отдельно от других спросили Его: Скажи нам, когда это будет и каково знамение, когда всё это должно будет совершиться?» То, что Господь сидел с учениками на Элеонской горе, означает, что, для того чтобы получить видение Господнего пророчества о том, что будет, нам нужно подняться на высокую гору и войти в присутствие Господа. Когда ученики остались с Ним наедине, они спросили Его о том, когда это произойдёт и каково знамение, когда всё это должно будет совершиться.

  Нам может показаться удивительным, что в такой момент у Господа Иисуса было желание сидеть со Своими учениками на Элеонской горе и говорить с ними о том, что будет. Это действительно поразительно, что у Него было желание делать это. Кроме того, это показывает, что Господь Иисус был спокоен. Хотя Он знал, что через несколько дней Его предадут смерти, Он всё равно был спокоен. Он мог спокойно сидеть на вершине горы и смотреть на оставленный Иерусалим и оставленный храм. В Его глазах Иерусалим и храм уже были оставлены.

Обманщики, войны, землетрясения и голод

  В стихах 5 и 6 Господь Иисус говорит: «Смотрите, чтобы кто-нибудь не ввёл вас в заблуждение. Многие придут под Моим именем и будут говорить: „Я Христос!“ — и многих введут в заблуждение». В этих стихах Господь говорит, что многие обманщики придут под именем Христа и многих введут в заблуждение. История подтверждает это. С тех пор как Христос взошёл на небеса, многие приходили и утверждали, что они Христос.

  В стихе 7 Господь продолжает: «А когда услышите, что идут войны, и слухи о войнах, не тревожьтесь; это должно произойти, но это ещё не конец». Под «войнами» здесь понимаются все войны от первого столетия и до настоящего времени. Их обозначает красный конь второй печати в Отк. 6:3-4.

  Под «концом» в стихе 7 понимается завершение этого века (Мф. 24:3; Дан. 12:4, 6-7, 9), то есть три с половиной года великой скорби.

  Если вы изучите мировую историю, вы увидите, что, с тех пор как Господь Иисус взошёл на небеса, войн становится всё больше и больше. Можно сказать, что человеческая история — это история войн. В 13:7 Господь пророчествовал о войнах, которые придут после Его воскресения и вознесения.

  В 13:8 Господь Иисус говорит: «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; будут землетрясения в разных местах; будет голод. Это начало родовых мук». Под «народом» в этом стихе понимаются люди, язычники, а под «царством» понимается империя. То, что народ восстанет на народ, то есть люди восстанут на людей, указывает на гражданскую войну; то, что царство восстанет на царство, указывает на войну между государствами. После вознесения Господа происходят и гражданские войны, и войны между государствами. Кроме того, многие места страдают от голода, который наступает обычно в результате войны. Согласно историческим данным, войны всегда приводили к голоду. Его обозначает чёрный конь третьей печати в Отк. 6:5-6. Итак, мы видим здесь следующую последовательность: война, голод и смерть.

  Кроме того, в 13:8 Господь говорит, что в разных местах будут землетрясения. После вознесения Христа землетрясения происходили в каждом столетии, а к концу этого века их интенсивность увеличится (Отк. 6:12; 8:5; 11:13, 19; 16:18). Создаётся впечатление, что с каждым годом количество землетрясений растёт.

Родовые муки

  Говоря о войнах, землетрясениях и голоде, в стихе 8 Господь Иисус сказал: «Это начало родовых мук». Иудеи, Божьи избранные, будут испытывать «родовые муки», производя остаток, который будет участвовать в мессианском царстве, земной части тысячелетия.

  Здесь нам нужно сказать ещё несколько слов о родовых муках, упомянутых Господом в 13:8. Чтобы понять это выражение, нам нужно увидеть, что со времени Господнего воскресения происходит рождение. Это рождение вселенского нового человека.

  Сотворённый Богом человек, старый человек, подвёл Бога и стал бесполезен для исполнения Божьего замысла. Поэтому посредством смерти и воскресения Христа Бог начал производить вселенского нового человека. Рождение этого нового человека началось при воскресении Господа, поскольку все мы, Божьи избранные люди, были воскрешены вместе с Христом.

  Во время воскресения Господа рождение вселенского нового человека не закончилось. На самом деле это было только началом рождения нового человека. Это рождение будет продолжаться до конца великой скорби.

  Согласно Деяниям, Пётр и другие ученики мучались родовыми муками. На протяжении всех столетий этими муками мучались многие из тех, кто был верен Господу, и сегодня многие продолжают мучаться родовыми муками. Эти родовые муки продолжаются потому, что рождение вселенского нового человека ещё не завершилось.

  Перед Своей смертью Господь Иисус сказал о рождении нового человека следующее: «Истинно, истинно говорю вам, что вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться; вы будете печалиться, но ваша печаль обратится в радость. Женщина, когда рождает, имеет печаль, потому что наступил её час; но когда родит ребёнка, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. Поэтому и вы сейчас имеете печаль; но Я опять увижу вас, и ваше сердце обрадуется, и никто не отнимает у вас вашей радости» (Ин. 16:20-22). С одной стороны, ребёнок, новый человек, родился при воскресении Господа. Но с другой стороны, вселенский новый человек, показанный во 2-й и 4-й главах Послания к эфесянам, родился ещё не до конца. Этот новый человек ещё находится в процессе рождения, и процесс рождения, процесс родов, связан со страданиями.

  Господь Иисус считал гонения, которым подвергались святые, родовыми муками. Эти родовые муки начались во время Господнего воскресения и вознесения. Начиная со дня Пятидесятницы последователи Господа непрерывно мучались этими родовыми муками. Поскольку рождение нового человека ещё не закончилось, родовые муки продолжаются. Сказанное Господом в Мк. 13:1-8 связано с родовыми муками для произведения вселенского нового человека.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках