Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 21

Ожесточение сердца фараона

  В этом сообщении мы переходим к очень трудной теме: ожесточению сердца фараона. На эту тему ведутся споры по поводу того, кто ожесточил сердце фараона: Бог или сам фараон? В связи с ожесточением сердца фараона Моисей употребляет различные выражения. В 4:21 Бог говорит: «Я ожесточу его сердце». А в 8:15 Моисей говорит, что фараон «ожесточил своё сердце». Кроме того, в 9:7 говорится, что «сердце фараона было упрямо», а в 9:35 говорится, что «сердце фараона ожесточилось». В 10:1 говорится, что Господь «ожесточил его сердце», а в 10:20 говорится, что Господь «сделал сердце фараона жёстким» (евр.). Употреблённые в этих стихах еврейские слова означают, что сердце фараона стало не только жёстким, но и упрямым, упорным. То, что Моисей описывает ожесточение сердца фараона различными выражениями, показывает, насколько серьёзен этот вопрос.

I. Всевластие Бога

  В Библии ясно говорится, что, с одной стороны, сердце фараона ожесточил Бог, а с другой стороны, фараон сам ожесточил своё сердце. Некоторые люди, которые не верят Библии, говорят, что Бог был не прав в том, что Он ожесточил сердце фараона. Когда Павел писал Послание к римлянам, некоторые уже начинали приводить подобные аргументы. Поэтому Павел, ссылаясь на всевластие Бога, сказал: «О человек, кто ты, возражающий Богу? Неужели лепное изделие скажет тому, кто вылепил его: "Почему ты меня так сделал?"» (Рим. 9:20). В следующем стихе Павел сказал: «Или горшечник не имеет власти над глиной, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд к чести, а другой - к бесчестию?» Здесь Павел говорит, что Бог, будучи Творцом, полностью властен делать то, что Он хочет. Кто мы, чтобы спорить с Ним? Нам нужно признать, что мы глина, а Бог - горшечник. Он имеет власть из одной и той же смеси сделать один сосуд к чести, а другой - к бесчестию. У Него есть право сделать как сосуды гнева (ст. 22), так и сосуды милости (ст. 23).

  Кем вы себя считаете: сосудом гнева или сосудом милости? С одной стороны, то, каким сосудом мы являемся, целиком и полностью зависит от Божьего всевластия. Но с другой стороны, это зависит от того, что мы сами говорим о себе. Как и у многих других вещей во вселенной здесь есть две стороны: сторона Бога и сторона человека. Если мы говорим, что мы сосуды гнева, мы ими и являемся. Но если мы говорим, что мы сосуды милости и чести к славе, то мы и являемся такими сосудами.

  В Рим. 9:16 Павел говорит: «Итак: не от того, кто хочет, и не от того, кто бежит, а от Бога, являющего милость». То, что мы являемся сосудами милости и сосудами чести к славе, зависит не от того, что мы хотим, и не от того, что мы бежим, а от Божьей милости к нам. Именно благодаря Божьей всевластной милости мы являемся сосудами милости. Решение о том, что мы будем сосудами милости, принимали не мы. Бог принял это решение ещё до того, как мы родились. Только благодаря Божьему всевластию мы можем сказать, что мы являемся сосудами милости. В себе и от себя мы не имеем права так говорить. Сделать нас сосудами милости решил Горшечник, имеющий власть над глиной. Но когда мы исповедуем, что мы являемся сосудами милости, это доказывает, что Бог сделал нас такими сосудами.

II. Милость Бога

А. Согласно Его собственной воле

  Бог являет милость согласно Своей собственной воле. Завершая свою мысль, Павел говорит в Рим. 18 «Итак, Он кому хочет, являет милость и, кого хочет, ожесточает». Мы не можем объяснить, почему Бог захотел явить нам милость. Мы можем только сказать, что согласно Божьей воле Божья милость распространилась на нас. В Библии очень ясно говорится об этом. Согласно Рим. 9:18, Бог может захотеть либо явить милость человеку, либо ожесточить его. Наглядным примером этому служат Моисей и фараон. Моисей был тем, кому Бог захотел явить Свою милость, а фараон был тем, кого Бог захотел ожесточить. В Рим. 9:15 Павел цитирует слова Бога, обращённые к Моисею: «Над кем смилуюсь, над тем смилуюсь, и кому явлю сострадание, тому явлю сострадание». Это показывает, что милость была явлена нам исключительно согласно Божьей собственной воле.

Б. В Его всевластии

  Кроме того, Бог являет милость в Своём всевластии (Рим. 9:20-23). Мы можем объяснить Божью милость к нам только тем, что в Своём всевластии Бог решил явить нам эту милость. Посмотрите на Исава и Иакова. Кто может объяснить, почему Бог захотел избрать Иакова, а не Исава? Мы можем только сказать, что в Своём всевластии Бог избрал одного, а не другого. Избрание Бога осуществляется исключительно согласно Его всевластию.

  Мы, получившие Божью благосклонность, должны не только благодарить Бога за Его милость, но и поклоняться Ему за Его всевластие. Есть гимны о Божьей милости, но очень трудно найти гимн о Божьем всевластии. Когда возникает необходимость написать гимн о Божьем всевластии, нам нечего сказать. Нам нужно, подобно Павлу, прийти к осознанию Божьего всевластия. Вместо того чтобы спорить с Богом, мы должны сказать: «Боже Отец, я поклоняюсь Тебе за Твоё всевластие. Я не достоин Твоей милости, но в Своём всевластии Ты захотел явить мне Свою милость». Никогда не думайте, что вы можете затронуть Божье всевластие. Прислушайтесь к предостережению, прозвучавшему в словах Павла: «Кто ты, возражающий Богу?» (Рим. 9:20). Если мы осознаем, что мы не более чем глина, мы не будем спорить с Богом. Мы будем просто поклоняться Ему за Его всевластие.

III. Свободная воля человека

  Во вселенной есть три вещи, которые нельзя отрицать: всевластие Бога, милость Бога и свободная воля человека. Всевластие и милость Бога являются божественными и вечными; у них нет ни начала, ни конца. Свободная воля человека, наоборот, сотворена Богом. Сотворив человека со свободной волей, Бог явил Своё величие. Поскольку Он велик, Он никого не заставляет выбирать Его. Он предоставляет нам свободу выбора.

  В том, что Бог предоставил человеку свободу выбора, также явлена Его мудрость и любовь. Никто, будучи великим, мудрым и любящим, не заставляет других что-либо делать. Напротив, такой человек всегда уважает свободную волю людей и говорит им: «Выбор за вами. Если вы хотите это сделать, вы можете это сделать. Вы должны сами принять решение». Примем мы Бога или отвергнем Его, зависит от нашего выбора. Во 2-й главе Бытия мы видим доказательство тому, что у человека есть свободная воля. В этой главе говорится, что Бог поместил сотворённого Им человека перед двумя деревьями, деревом жизни и деревом познания добра и зла, и человек был свободен выбирать между ними. В молодости я думал, что Бог совершил ошибку, допустив, чтобы второе дерево находилось в саду. Мне казалось, что, если бы там было только одно дерево, дерево жизни, это позволило бы избежать всех проблем. Но Бог в Своём величии, мудрости и любви поместил человека перед двумя деревьями, тем самым предоставив ему возможность выбрать Бога.

  Согласно 3-й главе Бытия, Ева сделала сознательный выбор и вкусила плод дерева познания. Принимая это решение, она задействовала свою способность к различению и свою свободную волю. Точно так же мы должны принять решение верить или не верить в Господа Иисуса. Кроме того, приняв Его, мы должны решить, будем ли мы искать Его. Возможно, некоторые думают, что если бы Сатаны не было, то во вселенной всё было бы прекрасно. Тем не менее факт остаётся фактом: есть и Бог, и Сатана, есть и жизнь, и смерть, поэтому мы должны выбирать между ними.

IV. Ожесточение сердца фараона

  На этом фоне мы рассмотрим ожесточение сердца фараона. Кто первым ожесточил сердце фараона: Бог или он сам? Ответить на этот вопрос поможет ваше переживание уверования в Господа Иисуса. По чьей инициативе оно произошло: вашей или Божьей? Разумеется, оно произошло по инициативе Бога. Однако уверование как действие совершили вы. До спасения я не думал о Боге. Моё уверование в Христа не было запланировано мной и произошло не по моей инициативе. Я полностью убеждён, что источником моего уверования является Сам Бог. Оно произошло согласно Его плану, инициативе и расписанию. До спасения я не хотел верить в Христа. Но однажды у меня естественным образом появилось это желание. Моё переживание, равно как и ваше, свидетельствует о том, что первый шаг в нашем уверовании в Христа сделал Бог.

  По тому же принципу, в ожесточении сердца фараона первый шаг сделал Бог. Ещё до первого столкновения между Моисеем и фараоном Бог сказал Моисею, что Он ожесточит сердце фараона (Исх. 4:21). В том, что касается нашего спасения, наше уверование в Господа Иисуса произошло по инициативе Бога, однако Бог не совершал этого уверования за нас. Бог запланировал то, что мы должны уверовать, но уверовать должны были мы сами. Точно так же сначала Бог ожесточил сердце фараона, а затем фараон осуществил это ожесточение собственной свободной волей.

  Здесь мы видим всевластие Бога и свободную волю человека. Они не противоречат друг другу, а сочетаются. Фараон не мог снять с себя ответственность в этом вопросе и полностью возложить её на Бога. У него была его собственная свободная воля.

  С одной стороны, мы должны поклоняться Богу за Его всевластие, но, с другой стороны, мы должны полностью нести свою ответственность. Божье всевластие не противоречит нашей свободной воле, а наша свободная воля не противоречит Божьему всевластию. Если мы увидим это, мы смиренно подчинимся Божьему всевластию и естественным образом будем нести свою ответственность. Мы скажем: «Господь, всё совершается по Твоему всевластию. Но при этом я должен нести свою ответственность». Чем больше мы готовы нести свою ответственность, тем очевиднее, что мы предопределены Богом.

  Сначала в Библии говорится, что Бог ожесточил сердце фараона. Но в Библии также говорится, что фараон сам ожесточил своё сердце. Отсюда мы видим всевластие Бога и свободную волю человека. Мы должны смириться и сказать: «Господь, Ты всевластен. Но при этом я должен нести свою ответственность». Такой настрой показывает, что Бог явил нам Свою благосклонность. Но предположим, наш настрой таков: поскольку всё происходит по Божьему всевластию, мы ни за что не отвечаем. Это свидетельствует о том, что мы отреклись от Бога. Фараон не мог освободиться от ответственности, а у Моисея не было возможности хвалиться своими свершениями. Бог заставил все уста умолкнуть. Моисею было нечем хвалиться, а фараон не имел предлога для снятия с себя ответственности.

  К нашим духовным исканиям причастны как Божье всевластие, так и наша ответственность. Все надлежащие духовные искания происходят согласно плану Бога и Его расписанию. Но мы всё равно отвечаем за то, чтобы искать Господа. Когда мы ищем Его, мы не должны гордиться. Мы должны смириться и исповедать, что мы ищем Господа в соответствии с Его всевластием. В то же самое время мы несём свою ответственность. Если мы равнодушны по отношению к Господу, мы находимся в опасном положении, то есть в положении человека, который не несёт свою ответственность. Но если мы ревностно стремимся за Господом, мы должны следить за тем, чтобы не хвалиться своими духовными исканиями. Мы снова видим, что нам нужно смиренно подчиниться Божьему всевластию и в то же время нести свою ответственность. Если у нас есть осознание Божьего всевластия и своей ответственности, то Бог поистине явил нам Свою благосклонность.

  Как мы уже отмечали, в одних стихах говорится, что Бог ожесточил сердце фараона, а в других стихах говорится, что Бог сделал сердце фараона жёстким. По тому же принципу в одних стихах говорится, что фараон ожесточил своё сердце (8:15), а в других стихах говорится, что сердце фараона ожесточилось (7:13; 8:19). Ожесточить сердце - это одно, а то, что сердце ожесточилось, - это другое. В Исходе говорится и то, что фараон ожесточил своё сердце, и то, что его сердце ожесточилось, то есть стало жёстким. Это показывает, что сначала фараон ожесточил своё сердце. В результате его сердце стало жёстким. Таким образом, сердце фараона стало жёстким вследствие того, что он ожесточил его. До того как фараон ожесточил своё сердце, оно ещё могло смягчиться. Но вместо того чтобы смягчить своё сердце, фараон ожесточил его. То же самое происходит и сегодня. Пока человек не ожесточит своё сердце, его сердце не является жёстким. Оно хотя бы отчасти мягкое. Но если он решил ожесточить своё сердце, его сердце становится жёстким.

  Благодаря всему вышесказанному мы можем усвоить очень важный урок: никогда не допускайте в себе развития чего-либо отрицательного по отношению к Господу. До того как это разовьётся, у вас ещё есть выбор либо принять сторону Бога, либо воспротивиться Ему. Но как только появится что-либо отрицательное и ваше сердце ожесточится, вам не останется другого выбора, кроме как отвергнуть Бога.

  В том, что фараон сделал со своим сердцем, мы видим то, что сделал с его сердцем Бог. Сначала Бог ожесточил сердце фараона, а затем Он сделал его сердце жёстким. После того как Бог ожесточил сердце фараона, Он мог бы смягчить его, но Он не стал этого делать. Он оставил сердце фараона в ожесточённом состоянии, то есть Бог сделал сердце фараона жёстким. Сначала Бог ожесточил сердце фараона, а затем Он сделал сердце фараона жёстким. Другими словами, Бог не стал менять того, что Он сделал с сердцем фараона.

  Если мы допустим, чтобы в нас развилось что-либо отрицательное по отношению к Господу, это приведёт к серьёзным последствиям. Может случиться, что Бог не изменит того, что произойдёт, а допустит, чтобы это продолжалось, так же как Он не явил милость фараону, но позволил ему устоять, чтобы показать на нём Свою силу (Рим. 9:17). Если вы ожесточите своё сердце, ваше сердце станет жёстким и останется жёстким. Это то, что сделаете вы со своей стороны. Бог со Своей стороны сначала ожесточает ваше сердце, а затем Он может отказаться изменить то, что Он сделал. Сначала Он ожесточает сердце, а затем Он оставляет его жёстким. Это служит для нас предостережением, чтобы мы не позволили ничему отрицательному зародиться внутри нас. Как только что-либо отрицательное произведёт в нас определённый результат, этот результат останется. Может случиться, что даже Бог не изменит его. Он позволит, чтобы этот результат остался без изменений.

  Я полагаю, что Моисей, описывая ожесточение сердца фараона, употребил различные выражения с той целью, чтобы мы научились смиренно подчиняться Божьему всевластию, нести свою ответственность и остерегаться развития чего-либо отрицательного по отношению к Богу. Когда такие вещи развиваются, очень трудно изменить результат, к которому они приводят. Вызванное ими состояние может остаться неизменным или даже ухудшиться. Нам нужно извлечь урок из того, что произошло с фараоном. Он позволил чему-то порочному начаться, и в результате он остался в этом состоянии навсегда. Какое серьёзное предостережение!

  На протяжении лет я видел много случаев, когда люди позволяли развиваться в себе чему-либо отрицательному. Сначала у них была возможность выбора, они всё ещё могли изменить своё направление. Но, сделав отрицательный выбор, они уже не могли повернуть назад. С того момента их состояние не менялось и последствия их выбора оставались неизменными.

  Будьте осторожны, когда в вас поднимается что-либо отрицательное. Никогда не считайте это чем-то незначительным. Не говорите себе, что вы сделаете определённую вещь, а потом изменитесь. Даже если вы захотите измениться, последствия вашего выбора могут не позволить вам это сделать. Кроме того, Бог тоже может не захотеть менять эту отрицательную ситуацию.

  Нам нужно поклоняться Богу за Его всевластие, благодарить Его за Его милость, нести свою ответственность и не допускать, чтобы между нами и Господом возникло что-либо отрицательное. Тогда мы обретём благосклонность в глазах Бога и будем не «фараоном», а «Моисеем». Нам нужно просить Господа о том, чтобы мы были не сосудами гнева подобно фараону, а сосудами милости и чести к славе подобно Моисею.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках