Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 22

Требование Бога и сопротивление фараона

(6)

  В этом сообщении мы переходим к последнему столкновению между Богом и фараоном. Это столкновение привело к десятому бедствию - поражению первородных (Исх. 11:1-10; 12:29-36).

XII. Двенадцатое столкновение

А. Со стороны Бога

  Наказывая фараона, Бог проявлял терпение. Он двенадцать раз посылал Моисея на переговоры с фараоном. На днях я размышлял об этом, и мне было удивительно, что всемогущий Бог, Творец, мог так терпеливо обращаться с фараоном. Бог раз за разом посылал на египтян бедствия, но фараон продолжал противиться Его требованию.

  В Исх. 9:16 говорится: «Однако для того Я дал тебе устоять, чтобы показать тебе Мою силу и чтобы Моё имя было возвещено по всей земле». В этом стихе слова Бога, обращённые к фараону, показывают, что фараон устоял благодаря Богу. Теперь мы понимаем, почему фараон с такой силой отвергал Божье требование. Здесь мы видим два аспекта Божьего всевластия. С одной стороны, Бог ожесточил сердце фараона (11:10); с другой стороны, Он дал ему устоять. Поскольку Бог ожесточил сердце фараона, фараон не захотел смириться перед Господними наказаниями. В то же время Бог, понимая, что сам по себе фараон недостаточно силён, чтобы устоять против Него, дал ему устоять, потому что, если бы фараон не устоял, Бог лишился бы возможности показать Свою силу и возвестить Своё имя по всей земле.

  Я полагаю, что фараон был единственным за всю историю, кто отказался подчиниться Божьим требованиям. Даже Навуходоносор не противостоял Богу так, как противостоял Ему фараон. Моисей, Божий представитель, приходил к фараону снова и снова, но фараон не покорился.

  В 9-й главе Послания к римлянам Павел рассуждает о Божьем избрании. Выдвигая свои доводы, он ссылается на Божье всевластие. Приводя в качестве примера фараона, Павел указывает, что Господь «кому хочет, являет милость и, кого хочет, ожесточает» (ст. 18). Всё происходит согласно Божьей всевластной воле. Павел также цитирует слова Господа, обращённые к Моисею: «Над кем смилуюсь, над тем смилуюсь, и кому явлю сострадание, тому явлю сострадание» (ст. 15). Здесь Павел высказывается очень определённо. Бог согласно Своей всевластной воле захотел явить милость Моисею и захотел ожесточить фараона.

  Моисей, старый человек, двенадцать раз приходил вести переговоры с фараоном от лица Господа. Фараон, на которого сыпались неприятности, ничего не мог поделать с Моисеем, от которого эти неприятности исходили, потому что за Моисеем стоял всевластный Господь. Вместе с Моисеем стоял Тот, кто находится на небесах. Поэтому Моисей служит примером человека, который получил милость от Бога, а фараон служит примером человека, которого Бог полностью оставил в стороне. Но хотя Бог оставил фараона в стороне, Он всё равно использовал его. Богу был полезен не только Моисей, но и фараон. Вы верите, что фараон тоже был полезен Господу? Возможно, в глубине сердца вы верите только в то, что Богу был полезен Моисей. На самом деле Ему был нужен и тот и другой; Он использовал их обоих.

  Если бы после первого или второго столкновения фараон внезапно умер, то Моисею больше не пришлось бы ничего делать, а Бог лишился бы возможности показать Свою силу и возвестить Своё имя. Поэтому Богу был нужен фараон, и Ему было нужно, чтобы фараон устоял во всех двенадцати столкновениях. Бог сделал фараона сильным, чтобы фараон устоял в этих столкновениях и чтобы благодаря этому Бог смог исполнить Свой замысел.

  Если бы у нас не было Исхода, описывающего двенадцать столкновений между Богом и фараоном, наше знание Бога в том, что касается Его всевластия, было бы недостаточным. Узнать любовь Бога легко, но узнать Его всевластие трудно. Благодаря двенадцати столкновениям и десяти бедствиям, происходившим в течение определённого времени, было явлено Божье всевластие. В ходе переговоров между Моисеем и фараоном Бог приходил и являл Своё всевластие.

  Всевластие подразумевает абсолютное право, власть и силу. Бог, будучи всевластным, имеет право делать всё, что Он захочет, и принимать любое решение. Всевластие является одним из качеств Бога.

  Используя в Своём всевластии Моисея, Бог в дополнение к этому использовал фараона. В этом смысле без Моисея фараон не был бы полезен. Точно так же без фараона Моисей тоже не был бы полезен. Фараон и Моисей составляли пару. Один предъявлял требования, другой сопротивлялся им, и ни тот ни другой не уступили друг другу ни в чём. Всякий раз при встрече с фараоном Моисей был всё более настойчив, а фараон становился всё упорнее. Фараон так и не покорился; он отказался сдаваться. В столкновении между этими двумя людьми мы видим проявление Божьего всевластия.

  Кроме того, Божье всевластие было явлено в бедствиях, испортивших условия жизни человека в Египте. Кровь испортила воду, жабы нарушили покой и комфорт египтян. Бедствия в виде вшей и мух нанесли вред почве и воздуху. Вслед за мухами пришёл мор, а затем бедствие в виде нарывов, вызывавших язвы. Бедствие в виде града нанесло вред среде обитания, а саранча пожрала всё, что не пострадало от сильного града. Наконец, из-за бедствия в виде тьмы никто не мог двинуться с места. Но даже после этих девяти бедствий фараон не покорился, хотя вся среда обитания, поддерживавшая жизнь человека в Египте, была уничтожена. Бог продолжал ожесточать сердце фараона и укреплять его, чтобы тот мог устоять.

  Всё это было проявлением Божьего всевластия, а не Божьей любви. В 9-й главе Послания к римлянам Павел говорит не о Божьей любви, а о Божьем всевластии. Лучше всего мы видим всевластие Бога в случае с фараоном, а милость Бога - в случае с Моисеем. Следовательно, в столкновении между Моисеем и фараоном мы видим, с одной стороны, проявление Божьего всевластия, а с другой стороны, проявление Божьей милости.

  Когда ангелы убивали первородных среди египтян, Бог хранил детей Израиля и их животных в мире и покое; Он даже успокоил собак, чтобы они не лаяли. Кроме того, когда поражение первородных заставило фараона покориться, Бог сделал так, что Израиль ограбил египтян, взяв их золото, серебро и одежду. Всё это происходило по Божьему всевластию.

Б. Со стороны фараона

  Упрямство фараона заставило Бога поразить первородных. Первородный, особенно в древние времена, олицетворял сильного и самого любимого из детей. Даже сегодня некоторые родители проявляют особое внимание к своему первому ребёнку. В десятом и последнем бедствии первородные египтяне и даже первородные из их животных были убиты.

  В молодости я был не согласен с тем, что Бог поразил первородных. Теперь я вижу, что Бог сделал это согласно Своему всевластию. В Своих действиях Он не нуждался в одобрении человека. Он просто дал повеление ангелам, и они исполнили его. Не нужно говорить, что, делая это, Он не был любящим Богом. Вы должны помнить, что, согласно Библии, Бог не только любящий, но и всевластный. В других местах Писаний мы видим, что Бог полон милости и богат добротой и прощением. В Новом Завете ясно говорится, что Бог есть любовь. Но тот самый Бог, который есть любовь, пришёл и согласно Своему всевластию поразил первородных.

  В 12:30 говорится, что среди египтян «не было дома, где бы не было мёртвого». Это поражение произошло в полночь (12:29); как правило, в это время люди особенно хорошо спят. Именно в это время ангелы пришли и поразили первородных, самых сильных и самых любимых детей во всех египетских семьях. Это последнее бедствие заставило фараона покориться (Исх. 11:1; 12:21-30, 33). Он и его слуги встали ночью и, вызвав Моисея и Аарона, сказали им, чтобы они и дети Израиля выходили из Египта и служили Господу. Фараон покорился до такой степени, что был готов отпустить Израиля не только с их маленькими детьми, но и с их мелким и крупным скотом (Исх. 12:31-32). Он даже попросил Моисея и Аарона благословить его. Он и все египтяне фактически выслали детей Израиля из Египта (ст. 33). Египтяне были даже готовы отдать детям Израиля всё, что те попросили. Они были готовы позволить Израилю ограбить весь народ (Исх. 12:36).

  Во время поражения первородных среди египтян дети Израиля были ограждены от всех тревог и пребывали в покое, наслаждаясь Божьим спасением. В Исх. 11:7 говорится: «Но ни на кого из детей Израиля собака не залает - ни на человека, ни на зверя, чтобы вы узнали, что Иегова делает различие между египтянами и Израилем». Где были Божьи люди, там не было никакого волнения. По Божьему всевластию собаки даже не смели лаять. В то время как египтяне плакали и кричали, у детей Израиля всё было хорошо. Это тоже было проявлением Божьего всевластия.

  Последнее бедствие заставило фараона покориться, однако он покорился лишь временно. После того как дети Израиля оставили Египет, фараон пожалел о том, что он сделал, и погнался за ними на колесницах. Сердце фараона снова стало жёстким. Это тоже произошло согласно всевластию Бога, чтобы египтяне узнали, что Он Иегова (Исх. 12:14:4). Только после того как силы египтян были погребены в Красном море, Господь перестал нуждаться в фараоне. Фараон больше не был полезен для Бога. Не говорите, что Бог, наказывая фараона, не был любящим. Мне снова придётся повторить, что речь здесь идёт не о любви, а о всевластии.

  Слава Господу за то, что в этих главах Исхода мы видим Божье всевластие! Нам нужно поклоняться Богу за Его всевластие. Мы должны сказать: «Господь, я поклоняюсь Тебе за Твоё всевластие, потому что Твоё всевластие отражает Твою милость. Господь, я слаб и греховен. Иногда я даже бунтую. Но благодарю Тебя, Господь, за то, что моё сердце стало мягким и всегда готово покаяться. Господь, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне такое мягкое сердце». Если вы не знаете, что вы должны поклоняться Богу за Его всевластие, вы, возможно, не осознаёте Его милость к вам. Но если вы знаете Божье всевластие, вы будете благодарить Бога за Его милость. Вы осознаете, что, даже когда вы приходите на собрания церкви, вы находитесь под Господней всевластной милостью. Подумайте, сколько людей занимаются греховными или мирскими вещами. Но мы хотим собираться в Господнем присутствии, слушать слово Господа, искать того, что у Него на сердце, и стараться быть едиными с Ним. Всё это происходит с нами по Божьей всевластной милости. Слава Ему за то, что мы находимся под Его всевластной милостью!

  То, что мы можем приходить на церковные собрания, - это Господня милость. Многие из нас могут засвидетельствовать, что самые счастливые вечера на неделе - это вечера собраний. Если бы не было собраний, на что бы мы тратили всё своё время? В своё свободное время мы были бы несчастными людьми. Слава Господу за то, что по Его всевластной милости мы можем приходить все вместе на собрания!

  Чем больше мы будем признавать всевластие Бога, тем сильнее мы будем благодарить Его за Его милость. Аллилуйя, Бог в Своём всевластии даровал нам Свою милость! Благодаря Его милости мы не проявляем упрямство подобно фараону. Иногда мы бываем упрямы, но по Господней всевластной благодати мы можем быть упрямы лишь короткое время. Затем мы каемся либо перед Господом, либо перед тем, кого мы обидели. То, что мы готовы покаяться, - это Господня милость к нам.

  Утро - это прекрасное время для покаяния и исповеди перед Господом. Я благодарю Господа за то, что каждое утро у нас может быть новое начало. Во время нашего общения с Ним мы можем осознать свои ошибки. Тогда мы каемся, исповедуемся и переживаем подлинное духовное очищение. Какая милость, что мы готовы каяться, исповедоваться и получать очищение Господа! Это показывает, что мы предназначены для того, чтобы быть не фараонами, а сыновьями Бога, сыновьями милости.

  Не читайте эти главы Исхода просто как историю. В этих главах мы видим нечто очень ценное, мы видим в них Божье всевластие. Мы благодарим Господа за то, что в Библии есть повествование, открывающее нам Божье всевластие. Нам нужно снова и снова размышлять над этими главами, пока мы не увидим Божье всевластие и не поклонимся за него Богу. Возможно, мы многие годы поклонялись Богу за Его любовь, но мы не поклонялись Ему за Его всевластие. Теперь мы должны поклоняться Ему как всевластному Богу. Мы должны сказать: «Господь, Ты всевластный Бог. Благодаря Твоей всевластной милости я стал одним из Твоих детей. Аллилуйя, Ты предопределил меня, чтобы я был не фараоном, а одним из Твоих сыновей». В то время как многие люди предаются мирским развлечениям, мы хотим искать Господа и собираться в Его присутствии. По Божьей всевластной милости наши сердца направлены к Нему. Благодаря Его милости к нам мы каждый день ищем Его. Слава Ему за то, что мы являемся не сегодняшним фараоном, а сегодняшним Моисеем!

  Кроме того, столкновения между Богом и фараоном могут научить нас надлежащим образом работать для Бога. Надлежащая работа для Бога заключается не в том, чтобы заниматься тяжёлым трудом и прилагать к этому все свои старания, а в том, чтобы представлять Его. Как Моисей был послан Богом, так и мы тоже должны быть посланы Им.

  В Исх. 11:3 говорится: «Человек Моисей был очень велик в Египетской земле, в глазах слуг фараона и в глазах народа». Моисей не сражался и даже не занимался тяжёлым трудом. Как представитель Бога, он просто приходил к фараону снова и снова. Моисей приходил не сам по себе. Он всегда приходил как Божий посланный. Кроме того, он не говорил с фараоном от себя. Он всегда говорил то, что ему велел сказать Господь, и возвещал фараону Божье требование. Поэтому по сути фараон слушал не Моисея и имел дело не с Моисеем; он слушал Бога и имел дело с Богом. Моисей был Божьим послом, Божьим посланным. Работать для Бога - значит таким образом представлять Бога.

  Я хочу напомнить соработникам о том, что нам не нужно прилагать столько усилий. Это не означает, что мы должны быть праздными и ленивыми. Это означает, что мы должны проводить больше времени в общении с Господом. Когда мы молимся, не нужно слишком долго молиться о работе; нам нужно молиться, чтобы коснуться Господа, узнать Его сердце и Его чувство. Нам нужно оставаться в Его присутствии, пока Он не пропитает наше существо. Тогда мы будем Его представителями и Он сделает нас Своими посланниками. Запомните: не от того, кто хочет, и не от того, кто бежит, а от Бога, являющего милость (Рим. 9:16). Нам не нужно бежать или хотеть. Нам нужно представлять Бога и быть Его посланными.

  Апостол - это тот, кто послан. Он послан тем, кого он представляет. Поскольку мы посланы Богом, мы должны твёрдо знать, что, где бы мы ни были, мы являемся Божьими представителями. В нас самих нет ничего значительного, и мы очень слабы. Фактически мы ничто. Однако мы представляем Бога. Будучи представителями Бога, мы не говорим своих слов и не выполняем свою работу. Мы - куст, а Господь - это огонь, горящий посреди этого куста. Огонь и куст едины. Когда мы пребываем в этой действительности, трудно различить, где куст, а где огонь. Это перекликается со словами Павла в 1 Кор. 17 «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Чтобы надлежащим образом работать для Бога, нам нужно твёрдо знать, что мы представляем Того, кого мы любим и кому мы служим. Куда бы мы ни шли, мы идём не сами по себе; мы идём с Ним и в Нём.

  В этих главах Исхода мы видим, с одной стороны, упрямого фараона, а с другой стороны, Моисея, Божьего представителя. Бог использовал фараона, чтобы явить Себя как всевластного Бога, но в Моисее Бог обрёл того, кто представлял Его и исполнял Его волю. Слава Господу за то, что никто из нас не является фараоном, но все мы Моисеи - люди, которые едины с Господом. Благодаря Его всевластию и Его милости, куда бы мы ни шли, мы идём туда вместе с Господом, мы представляем Господа и мы исполняем Его волю. Будем же поклоняться Господу за Его всевластие и благодарить Его за Его милость!

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках